Основы патопсихологии
Лекция (26.03 (чет) П-17)
Тема. Психогенно-невротический синдром.
1. структура невротического синдрома. Ядро синдрома.
2. Виды невротических конфликтов.
3. Виды неврозов.
Согласно Б. Д. Карвасарскому невроз является психогенным, в большей степени, конфликтогенным, нервно-психическим расстройством, которое возникает в результате нарушения достаточно значимых жизненных отношений человека, что проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
В связи со сложносностью и многогранностью невротического расстройства существует различные подходы в понимании квинтэссенции и определению ведущего фактор в формировании данной группы расстройств.
Согласно данным ВОЗ распространённость проявлений невротических расстройств занимает лидирующую позицию среди иных психических нарушений.
В рамках биологического подхода возникновение невротических феноменов обусловлено биологической этимологией. По их мнению, триггером может являться психологический фактор. Согласно учениям И. П. Павлова, в результате перенапряжение нервных процессов – возбудительного или тормозного – происходит некий «срыв» высшей нервной деятельности. П.К. Анохин утверждал, что возможно столкновение двух конкурирующих очагов возбуждения. По мнению В.В. Ковалева органическая предрасположенность в виде задержке созревания структур личности детерминирует невротические расстройства.
В рамках психологическом подхода в понимании неврозов многие исследователи указывают на роль психогенных факторов. Однако этимология неврозов в различных направлениях отличается. Суть психогенической обусловленности проявляется в конфликтных переживаниях. В данной плоскости рассматриваются конфликты между инстинктивными желаниями и социальными требованиями и запретами, что порождает диссонанс личности между собственными побуждениями, требованиями и установками альтруистического, социально одобряемого характера.
Основные положения психогенного происхождения неврозов В.Н. Мясищева
1. клинико-психологические корреляты психогений состоят в затруднении личности самостоятельно справится с психотравмирующей ситуацией, что обусловлено ее личностными особенностями;
2. происхождение и протекание неврозов коррелирует с патогенной ситуацией и переживаниями больного;
3. в клинической картине невроза отражается содержание психотравмирующей ситуации и переживаний личности, состоящих из аффективных реакций и патологической концентрации на некоторых ее аспектах;
4. психотерапевтические методы работы с невротической личностью и отдельными ее клиническими симптомами эффективнее в отличие от биологических влияний.
Таким образом, согласно отечественным и зарубежным концепциям психопаталогическая характеристика невроза состоит в следующем:
1. обратимость патологических нарушений;
2. затяжной характер нарушений;
3. в клинической картине ведущими проявлениями являются эмоционально-аффективные и соматовегетативные расстройства;
4. психогенная этиология невроза определяется корреляцией между клинической картиной заболевания, спецификой системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией пациента.
В.Н. Мясищев выделяет 2 вида психических травм, оказывающих влияние на психическое состояние личности:
1. объективно-значимые травмы – жизненные события, которые имеют наибольшую важность и значимость для большинства людей (гибель близких, разрыв отношений, потеря имущества);
2. условно-патогенные травмы – события, которые занимают доминирующую позицию в иерархии ценностей личности (потеря ценной вещи, конфликт с начальником и т.д.).
В.Н. Мясищев акцентирует внимание на том, что не сама психотравмирующая ситуация обуславливает возникновение невротического расстройства. По его мнению, внутриличностные механизмы, детерминирующие развитие конфликтов, определяют генезис невроза. Как отмечает автор, деформированные отношения, в большинстве случаев исходящие еще из раннего детства, выступают квинтэссенцией в развитии патохарактерологических черт, т.е. базовыми психологическими параметрами личности. Данные индивидуально-типологические особенности детерминируют деструктивные поведенческие паттерны на различные психогенные воздействия и предрасположенность личности к определенному типу психологического конфликта.
По мнению Н. Пезешкиана на фоне психической травмы возникает актуальный психологический конфликт, состоящий из монотонных повторяющихся жизненных событий и микротравм, которые обуславливают формирование и развитие невротической симптоматики. Согласно автору, в системе отношений конфликт обусловлен противоречием между реальной жизненной ситуацией и представлениями, в большей степени ожиданиями, личности относительно поведения людей в этой ситуации.
Таким образом, психотравмирующие события, оказывающие воздействия на морально-нравственные и социально-психологические характеристики личности, обуславливают формирование типичного стиля невротического поведения.
В.Н. Мясищев выделяет 3 типа невротических конфликтов, определяющие стили соответствующего патологического поведения:
- истерический,
- обсессивно-психастенический,
- неврастенический.
Истерический конфликт обусловлен недооцениванием или пренебрежительным отношением к объективным реальным условиям или требованиям окружающих в комбинации с чрезмерно завышенными притязаниями личности. Важно отметить, что наблюдаются завышенные требования к другим в отличие от себя и отсутствие критики по отношению к своему поведению. В основе происхождения (генеза) данного типа конфликта значительная роль отводится онтогенезу личности и процессу формирования ее системы жизненных отношений.
Обсессивно-психастенический тип конфликта характеризуется противоречивостью между внутриличностными тенденциями и потребностью, конфликтом между Super Ego (надо) и It (хочу), морально-нравственными требованиями и личной предрасположенностью. Отметим, что в случае доминировании одной из сторон конфликта, сохраняется сопротивление со стороны другой. Данное противодействие порождает благоприятную почву для стремительного усиления психического напряжения, что приводит к возникновению невроза навязчивых состояний.
Неврастенический конфликт возникает в связи с противоречием между «Я-реальным» и «Я-идеальным», т.е. между реальными возможностями личности и ее завышенными к себе требованиями, желаниями и ожиданиями. Благоприятными условиями для формирования конфликта выступает побуждение личности к успеху без учета ее реальных возможностей и сил. Иными словами, на фоне повышенной требовательности родителей, учителей к ребенку происходит побуждение нездорового стремления личности к успеху, постановка ложных и недостижимых целей для нее. Наблюдается феномен проекции нереализованных желаний взрослых на ребенка. По мнению В. В. Ковалева основными психотравмирующими событиями, обуславливающие возникновение невроза в детском возрасте, являются
1. шоковые психические травмы,
2. ситуационные кратковременные психотравмирующие события,
3. хронические психотравмы, системно повторяющиеся,
4. эмоциональная депривация родителей, в большей степени матери. Как отмечает А.И. Захаров, патологизация развития ребенка возникает в семье и зависит от системы детско-родительских отношений. По мнению автора, основным источником формирование невротического конфликта выступает дисфункциональные отношения в семье: противоречивость, непоследовательность и неадекватность в отношении к ребенку. Роль незначительных психотравм и соматического истощения в этом случаи малосущественна. На фоне деструктивного воспитания возникает психоэмоциональное и физическое напряженная и неустойчивая позиция «Я» ребенка, что обуславливает перенапряжение нервных процессов и невротический срыв. По мнению автора, психотравмирующие события и индивидуальные особенности личности имеют обратную корреляционную связь. То есть, чем сильнее и интенсивнее психотравмирующий фактор, тем меньше оказывают влияния на развитие невроза личностные особенности индивида.
По мнению В.А. Гиляровского в основе невроза лежит противоречивость между возможностями личности и обязанности в ходе социального взаимодействия. Р. А. Зачепицкий отмечает, что источником невротического расстройства является столкновение значимых отношений личности с несовпадением с ними жизненной ситуации.
В.В. Ковалев описывает стадии патогенеза невроза в динамике
1. невротические реакции,
2. невротические состояния,
3. невротическое развитие.
Невротические реакции. В клинической картине данного явления наблюдаются реактивно-невротические симптомы, соответствующие критериям, разработанным К. Ясперсом. На этой стадии на фоне психотравмирующей ситуации, возможно повторяющейся, возникает нарушение адаптационных механизмов психики личности, что сопровождается аффективно-суженным сознанием и поведенческими реакциями соответствующими личностным особенностям человека (характер, темперамент, тип ВНД) и его истинным отношением к сложившийся ситуации и людям. По окончанию этой стадии личность ощущает соматовегетативный дискомфорт. Невротическая реакция достаточно кратковременная.
Невротические состояния характеризуется заострением личностных особенностей: преморбидных, конституциональных и реактивных, а также наблюдается резидуально органическая церебральная недостаточность. На данной стадии у личности проявляется подвижность внимания, затруднения сосредоточения на длительное время, снижения волевых проявлений.
Невротическое развитие характеризуется самопроизвольным изменением настроения, закрепляется невротический тип реагирования, что сопровождается развитием невротических и патохарактерологических проявлений в структуре личности. Данные личностные изменения уже не основываются и идут в разрез воздействующих на индивида неблагоприятных ситуаций. Как отмечает А.Е. Личко, при затяжном невротическом развитии – астеническом и ипохондрическом – диагностируется утрачивание парциальности нарушения и критического отношение к ним.
Разработанные, В. В. Ковалевым, этапы динамики затяжных форм психогенных болезней, базируются на клинических исследованиях детских неврозов. Однако, представленные автором большинство закономерностей динамики развития и протекания данной нозологии прослеживаются в концепциях и подходов других авторов (В. Н. Мясищев, Н. Д. Лакосина и Г.К. Ушаков) на примере взрослых пациентов.
Большинство отечественных и зарубежных авторов отмечают, что при затяжных неврозах, которые при благоприятных условиях плавно трансформируются в остаточные невротические состояния, характерно стирание различий между отдельными формами нозологий. Менделевич неврозология
По мнению В.В. Ковалева исход невроза независимо от возраста может проявится одним из пяти предложенных вариантов:
1. выздоровление,
2. резидуальные невротические нарушения,
3. стабильное невротическое состояние,
4. невротическое развитие личности,
5. подчинение психическими расстройствами церебрально-органического, соматического и поздневозрастного генеза невротической симптоматики. Менделевич неврозология.
В свою очередь, В. Н. Мясищев выделяет две формы неврозов:
1. реактивный невроз, патогенез которого связан с преобладающими тяжелыми психотравмирующими ситуациями в жизни личности;
2. невроз развития базируется на личностных особенностях индивида, детерминирующих возникновение патогенной обстановки, степень ее выраженности и длительности.
Дж. Шульц выделяет 4 вида неврозов:
1. Ядерные неврозы, в случаи которых претерпевают изменения глубокие слои личности. По мнению автора лечение таких пациентов затрудненно и неперспективно.
2. Краевые неврозы тождественны конверсионным неврозам в психоаналитической парадигме, не затрагивают ядро личности и аффективные реакции проявляются в соматических изменениях.
3. Невроз отчужденности формируется в случаи попадания личности в новую патологическую среду, где наблюдается затруднение ее адаптации, вследствие враждебно настроенного окружения.
4. Слоевые неврозы формируются в связи с возникновением внутрилочностных конфликтов, затрагивая глубинные структуры психики личности.
Б. Д. Карвасарский выделяет 5 основных клинических синдрома неврозов: астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический и невротической депрессии.
Астенический синдром характеризуется астенической триадой. В первую очередь, это повышенная утомляемость, истощенность, снижение концентрации внимания и, как следствие, снижение работоспособности, что сопровождается повышенной возбудимостью, психоэмоциональной лабильностью, раздражительностью, неадекватные эмоциональные вспышки при неудачах и в случаях ожидания. Также синдром сопровождается повышенной чувствительностью к громким звукам, шуму, яркому свету и неприятными кинестетическими проявлениям со стороны кожных покровов, слизистой и внутренних органов. Последним симптомом триады является вегетативные нарушения, сопровождающиеся головными болями, сниженным артериальным давлением и нарушением сна.
Обсессивный синдром проявляется в навязчивых мыслях и сомнениях с сопутствующим обременительным аффективным состоянием, перед которыми личность чувствует свое бессилие. Для больного обсессии являются мучительными и бесполезными, в связи с тем, что они испытывают затруднения в избавлении от навязчивых мыслей. Навязчивость характеризуется неуверенностью больного в правильности выполнения какого-либо действия или выбора решения, что заставляет его повторять и возвращаться заново к действию или проблеме.
Фобический синдром представляет собой навязчивые переживания страха с ярким, образным и чувственным характером. Больные испытывают мучения в связи с внутренним диссонансом. С одной стороны, они переживают сильные эмоции страха, с другой, - критически оценивая свое состояние осознают необоснованность этих эмоциональных реакций. Отметим, что сила и форма навязчивых явлений обуславливает степень ясности осознанности происходящего, а непосредственно, фабула навязчивости определяет степень критического отношения и силу борьбы больного с ними.
Ипохондрический синдром проявляется в чрезмерной заботе о своем здоровье. На фоне повышенной мнительности и сенситивности больной регулярно в попытках контроля за процессами в организме «прислушивается» к работе внутренних органов, что приводит к выявлению пациентом неприятных ощущений и болей в различных частях собственного тела. Свойственно выделять в клинической картине неврозов ипохондрические симптомокомплексы, проявляющиеся в «ипохондрии родителей» и «ипохондрии детей». Суть состоит в том, что в первом случаи, родители щепетильно и тревожно с чрезмерной заботой относятся к состоянию здоровья детей, во втором – прослеживается тот же механизм по отношению к здоровью родителей детьми. На фоне сниженного настроения проявляется различная степень выраженности тревоги и страха, что сопровождается концентрацией и доминированием в сознании навязчивых мыслей, зачастую сверхценных идей, о состоянии собственного здоровья. Важным диагностическим критерием ипохондрического синдрома в клинике неврозов выступают тягостные переживания и ощущения в период вегетативного кризиса.
Автор акцентирует внимание на том, что в зависимости от преобладающего в клинике неврозов синдрома возможны различные варианты их сочетаний. Так в случаи доминирования аффективной симптоматики прослеживаются тревожно-ипохондрический, депрессивно-ипохондрический и фобически-ипохондрический синдром. Также выделяют астено-ипохондрический и обсессивно-ипохондрический.
Синдром невротической депрессии возникает по причине психотравмирующих событий и носит психогенный характер и сопровождается сниженным настроением с проявлениями эмоциональной лабильности, астеническими проявлениями, повышенной тревогой, нарушением сна и аппетита. Пессимистическое отношение не носит тотальный характер, а направленно лишь на зону конфликта. Больной выстраивает причинно-следственную связь между травмирующей ситуацией и собственным самочувствием, в следствии чего его действия направленны на решения этой ситуации и борьбы с болезнью. Важным является в данном синдроме отсутствие психомоторной заторможенности, самоуничижительных мыслей и, как следствие, суицидальных тенденций у больного. Экспрессивные мимические проявления уходят при разговоре с пациентом на отвлеченные темы. Проявления невротической депрессии диагностируются при различных формах неврозов и возможны комбинации с иными невротическими симптомами. У больных прослеживаются проявления истерической личности в виде демонстративности и яркой экспрессии на разных уровнях – от внешнего вида до манеры поведения.
Как отмечают Н.Г. Незнанков и Б.Д. Карвасарский при неврозах происходят парциальные нарушения личности, сохраняется критичное отношение к болезни и важными факторами являются прижизненные средовые влияния
В картине личностных нарушений при невротических реакциях первичным выступает расстройство, связанное главным образом с темпераментом. Авторы к таким первичным личностным особенностям относят:
- повышенную аффективность больного истерией;
- ригидность и тревожность обсессивного больного;
- истощаемость больного неврастенией.
Диагностический критерий. Основнымимеханизмами зарождения и развития невроза по мнению В.Н. Мясищева являются психофизиологический и, непосредственно, клиническая картина болезни. Ведущими факторами действия в динамики патогенеза заболевания выступают:
1. конституциональный и нервно-соматическая истощаемость организма,
2. преморбидные особенности личности и возраст,
3. неблагоприятные жизненные ситуации,
4. психотравмы и внутриличностные конфликты,
5. нервно-психическое напряжение,
6. возникновение и развитие патологических процессов у личности.
7. Изменение структуры личности.
M. Вейн выделяет следующие критерии диагностики неврозов:
1. психотравмирующая ситуация или события, которые являются актуальными и значимыми для личности и, непосредственно, связаны с начальными проявлениями заболевания и его течением;
2. выраженные невротические черты личности и незрелые защитные механизмы психики;
3. соответствует типу невротического конфликта;
4. выраженная динамичность невротических симптомов, которые коррелируют со степенью напряжения психологического конфликта. Блейхер словарь
Манифестация невротического расстройства в детском возрасте, согласно исследованиям А.И. Захарова, приходит в среднем на старший дошкольный возраст, когда активно развивается логическое мышление и дети достаточно эмоциональны: у мальчиков – 5 лет, у девочек – 6,5 лет. По мнению автора, неврастения в основном возникает в 2-3 года, обусловленная подавлением родителями упрямства и бунта детей, а также в 7 лет на фоне нервно-психических перегрузок в школе у требовательных родителей; истерический невроз в 3 года в связи с эмоциональной депривацией матери и нарушения контакта с ней, невроз страхов в 5 лет, детерминировано застреванием и актуализацией возрастных страхов; обсессивный невроз в основном в подростковом возрасте в связи с аффективном застревании на неразрешимых конфликтах.
Важным является, интенсивность и длительность психотравмирующей ситуации в жизни личности, что детерминирует возникновение и развитие невротического реагирования и невротического расстройства в любом возрасте. Так, например, депрессивный невроз диагностируется в позднем возрасте на фоне трудноразрешимой и стойкой травмирующей ситуацией, которая выходит за привычные рамки восприятия личности. В отличии от подросткового и юношеского возраста в связи с недостаточной незрелостью эмоциональной сферы и более гибкого мышления. Таким образом, в динамике неврозов наблюдается переход внешнеобусловленных патогенных факторов во внутреличностный конфликт.
Задание
Составить конспект по вопросам.
Литература
1. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст]: Учеб. пособие / Б. В. Зейгарник, 2005. - 208 с.
2. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]: Учеб.пособие для вузов / Сост. Н.Л.Белопольская, 2004. - 351 с
3. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: учебник для студ. учреждений ВПО / И. Ю. Левченко [и др.]; ред. И. Ю. Левченко, 2013. - 224 с.
4. Бусыгина, Н.П. Методология качественных исследований в психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 37.05.02 (030301) "Психология", 030302 "Клиническая психология" и напр. подгот. 37.03.01 (030300) "Психология". Соответствует ФГОС 3-го поколения / Н. П. Бусыгина; рец.: Ф. Е. Василюк, А. Н. Гусев, В. В. Архангельская, 2015. - 304 с.
5. Малкова, Е.Е. Практикум по детской клинической психологии / Е. Е. Малкова. 2012. -https://e.lanbook.com/book/5870
Практические занятия
Тема 1. Олигофренический синдром (24.03 (вт) П-1-17, 25.03 (ср) П-1-17)
1. Ядро олигофренического регистр-синдрома. Структура дефекта. Ведущий компонент нарушения.
2. Сравнительный анализ клинических форм олигофрений основанных на этиологических, клинико-патогенетических и клинико-физиологических принципах (классификации М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, С.С. Мнухиной и Д.Н. Исаевой).
3. Виды олигофренического расстройста, их ключевые аспекты.
4. Динамика психического развития при олигофрении
5. Просмотр фильмов
Олигофрения в степени имбецильности https://www.youtube.com/watch?v=C4xLoXKyc7g
Олигофрения в степени дебильности https://www.youtube.com/watch?v=8KIpv0xBk_0
Умственная отсталость. Имбецильность. Коррекционные занятия https://www.youtube.com/watch?v=Rq1FLurBNug
Задание
1. Письменно дать ответы на вопросы
2. После просмотров фильмов ответить на следующие вопросы:
1. Назовите основные проявления имбецильности и дебильности.
2. Какая степень олигофрении обучаема? С чем это связано
3. Особенности построения социального контакта у лиц с разной степенью олигофрении.
4. Личностные изменения при имбецильности и дебильности
Литература
1. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]: Учеб.пособие для вузов / Сост. Н.Л.Белопольская, 2004. - 351 с
2. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: учебник для студ. учреждений ВПО / И. Ю. Левченко [и др.]; ред. И. Ю. Левченко, 2013. - 224 с.
3. Малкова, Е.Е. Практикум по детской клинической психологии / Е. Е. Малкова. 2012. -https://e.lanbook.com/book/5870
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: Учеб. пособие / Ред. Д.Я. Райгородский, 2005. - 672 с
5. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза [Текст]: учебник для академ. бакалавриата студ. вузов, обуч. по напр. подгот. (спец.) 030300 Психология, 030401 Клиническая психология ФГОС ВПО / Ф. С. Сафуанов; рец.: Н. В. Дворянчиков, А. А. Ткаченко, 2015. - 421 с.
6. Попова, Р.Р. Детская клиническая психология / Р. Р. Попова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72867
7. Степанова, О.П. Клиническая психология в схемах и таблицах / О. П. Степанова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72697
8. Залевский, Г.В. История клинической психологии / Г. В. Залевский. 2012. - https://e.lanbook.com/book/44943
9. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь. 2013. - https://e.lanbook.com/book/94706
Тема 2. Олигофренический синдром (25.03 (ср) П-2-17, 26.03 (чт) П-1-17)
5. Синдромы интеллектуального снижения. Отличия олигофрении от деменции
6. Особенности нарушений интеллекта при психических расстройствах.
7. Методики исследования нарушений интеллекта
Методики патопсихологического исследования психических процессов
Психический процесс | Название методики, автор | Цель методики | Стимульный материал | Особенности применения |
Данная таблица заполняется по всем психическим процессам входе изучения дисциплины
Задание
Письменно дать ответы на вопросы
Литература
1. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]: Учеб.пособие для вузов / Сост. Н.Л.Белопольская, 2004. - 351 с
2. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: учебник для студ. учреждений ВПО / И. Ю. Левченко [и др.]; ред. И. Ю. Левченко, 2013. - 224 с.
3. Малкова, Е.Е. Практикум по детской клинической психологии / Е. Е. Малкова. 2012. -https://e.lanbook.com/book/5870
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: Учеб. пособие / Ред. Д.Я. Райгородский, 2005. - 672 с
5. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза [Текст]: учебник для академ. бакалавриата студ. вузов, обуч. по напр. подгот. (спец.) 030300 Психология, 030401 Клиническая психология ФГОС ВПО / Ф. С. Сафуанов; рец.: Н. В. Дворянчиков, А. А. Ткаченко, 2015. - 421 с.
6. Попова, Р.Р. Детская клиническая психология / Р. Р. Попова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72867
7. Степанова, О.П. Клиническая психология в схемах и таблицах / О. П. Степанова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72697
8. Залевский, Г.В. История клинической психологии / Г. В. Залевский. 2012. - https://e.lanbook.com/book/44943
9. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь. 2013. - https://e.lanbook.com/book/94706