Тема. Психогенно-невротический синдром.




Основы патопсихологии

Лекция (26.03 (чет) П-17)

Тема. Психогенно-невротический синдром.

1. структура невротического синдрома. Ядро синдрома.

2. Виды невротических конфликтов.

3. Виды неврозов.

Согласно Б. Д. Карвасарскому невроз является психогенным, в большей степени, конфликтогенным, нервно-психическим расстройством, которое возникает в результате нарушения достаточно значимых жизненных отношений человека, что проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

В связи со сложносностью и многогранностью невротического расстройства существует различные подходы в понимании квинтэссенции и определению ведущего фактор в формировании данной группы расстройств.

Согласно данным ВОЗ распространённость проявлений невротических расстройств занимает лидирующую позицию среди иных психических нарушений.

В рамках биологического подхода возникновение невротических феноменов обусловлено биологической этимологией. По их мнению, триггером может являться психологический фактор. Согласно учениям И. П. Павлова, в результате перенапряжение нервных процессов – возбудительного или тормозного – происходит некий «срыв» высшей нервной деятельности. П.К. Анохин утверждал, что возможно столкновение двух конкурирующих очагов возбуждения. По мнению В.В. Ковалева органическая предрасположенность в виде задержке созревания структур личности детерминирует невротические расстройства.

В рамках психологическом подхода в понимании неврозов многие исследователи указывают на роль психогенных факторов. Однако этимология неврозов в различных направлениях отличается. Суть психогенической обусловленности проявляется в конфликтных переживаниях. В данной плоскости рассматриваются конфликты между инстинктивными желаниями и социальными требованиями и запретами, что порождает диссонанс личности между собственными побуждениями, требованиями и установками альтруистического, социально одобряемого характера.

Основные положения психогенного происхождения неврозов В.Н. Мясищева

1. клинико-психологические корреляты психогений состоят в затруднении личности самостоятельно справится с психотравмирующей ситуацией, что обусловлено ее личностными особенностями;

2. происхождение и протекание неврозов коррелирует с патогенной ситуацией и переживаниями больного;

3. в клинической картине невроза отражается содержание психотравмирующей ситуации и переживаний личности, состоящих из аффективных реакций и патологической концентрации на некоторых ее аспектах;

4. психотерапевтические методы работы с невротической личностью и отдельными ее клиническими симптомами эффективнее в отличие от биологических влияний.

Таким образом, согласно отечественным и зарубежным концепциям психопаталогическая характеристика невроза состоит в следующем:

1. обратимость патологических нарушений;

2. затяжной характер нарушений;

3. в клинической картине ведущими проявлениями являются эмоционально-аффективные и соматовегетативные расстройства;

4. психогенная этиология невроза определяется корреляцией между клинической картиной заболевания, спецификой системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией пациента.

В.Н. Мясищев выделяет 2 вида психических травм, оказывающих влияние на психическое состояние личности:

1. объективно-значимые травмы – жизненные события, которые имеют наибольшую важность и значимость для большинства людей (гибель близких, разрыв отношений, потеря имущества);

2. условно-патогенные травмы – события, которые занимают доминирующую позицию в иерархии ценностей личности (потеря ценной вещи, конфликт с начальником и т.д.).

В.Н. Мясищев акцентирует внимание на том, что не сама психотравмирующая ситуация обуславливает возникновение невротического расстройства. По его мнению, внутриличностные механизмы, детерминирующие развитие конфликтов, определяют генезис невроза. Как отмечает автор, деформированные отношения, в большинстве случаев исходящие еще из раннего детства, выступают квинтэссенцией в развитии патохарактерологических черт, т.е. базовыми психологическими параметрами личности. Данные индивидуально-типологические особенности детерминируют деструктивные поведенческие паттерны на различные психогенные воздействия и предрасположенность личности к определенному типу психологического конфликта.

По мнению Н. Пезешкиана на фоне психической травмы возникает актуальный психологический конфликт, состоящий из монотонных повторяющихся жизненных событий и микротравм, которые обуславливают формирование и развитие невротической симптоматики. Согласно автору, в системе отношений конфликт обусловлен противоречием между реальной жизненной ситуацией и представлениями, в большей степени ожиданиями, личности относительно поведения людей в этой ситуации.

Таким образом, психотравмирующие события, оказывающие воздействия на морально-нравственные и социально-психологические характеристики личности, обуславливают формирование типичного стиля невротического поведения.

В.Н. Мясищев выделяет 3 типа невротических конфликтов, определяющие стили соответствующего патологического поведения:

- истерический,

- обсессивно-психастенический,

- неврастенический.

Истерический конфликт обусловлен недооцениванием или пренебрежительным отношением к объективным реальным условиям или требованиям окружающих в комбинации с чрезмерно завышенными притязаниями личности. Важно отметить, что наблюдаются завышенные требования к другим в отличие от себя и отсутствие критики по отношению к своему поведению. В основе происхождения (генеза) данного типа конфликта значительная роль отводится онтогенезу личности и процессу формирования ее системы жизненных отношений.

Обсессивно-психастенический тип конфликта характеризуется противоречивостью между внутриличностными тенденциями и потребностью, конфликтом между Super Ego (надо) и It (хочу), морально-нравственными требованиями и личной предрасположенностью. Отметим, что в случае доминировании одной из сторон конфликта, сохраняется сопротивление со стороны другой. Данное противодействие порождает благоприятную почву для стремительного усиления психического напряжения, что приводит к возникновению невроза навязчивых состояний.

Неврастенический конфликт возникает в связи с противоречием между «Я-реальным» и «Я-идеальным», т.е. между реальными возможностями личности и ее завышенными к себе требованиями, желаниями и ожиданиями. Благоприятными условиями для формирования конфликта выступает побуждение личности к успеху без учета ее реальных возможностей и сил. Иными словами, на фоне повышенной требовательности родителей, учителей к ребенку происходит побуждение нездорового стремления личности к успеху, постановка ложных и недостижимых целей для нее. Наблюдается феномен проекции нереализованных желаний взрослых на ребенка. По мнению В. В. Ковалева основными психотравмирующими событиями, обуславливающие возникновение невроза в детском возрасте, являются

1. шоковые психические травмы,

2. ситуационные кратковременные психотравмирующие события,

3. хронические психотравмы, системно повторяющиеся,

4. эмоциональная депривация родителей, в большей степени матери. Как отмечает А.И. Захаров, патологизация развития ребенка возникает в семье и зависит от системы детско-родительских отношений. По мнению автора, основным источником формирование невротического конфликта выступает дисфункциональные отношения в семье: противоречивость, непоследовательность и неадекватность в отношении к ребенку. Роль незначительных психотравм и соматического истощения в этом случаи малосущественна. На фоне деструктивного воспитания возникает психоэмоциональное и физическое напряженная и неустойчивая позиция «Я» ребенка, что обуславливает перенапряжение нервных процессов и невротический срыв. По мнению автора, психотравмирующие события и индивидуальные особенности личности имеют обратную корреляционную связь. То есть, чем сильнее и интенсивнее психотравмирующий фактор, тем меньше оказывают влияния на развитие невроза личностные особенности индивида.

По мнению В.А. Гиляровского в основе невроза лежит противоречивость между возможностями личности и обязанности в ходе социального взаимодействия. Р. А. Зачепицкий отмечает, что источником невротического расстройства является столкновение значимых отношений личности с несовпадением с ними жизненной ситуации.

В.В. Ковалев описывает стадии патогенеза невроза в динамике

1. невротические реакции,

2. невротические состояния,

3. невротическое развитие.

Невротические реакции. В клинической картине данного явления наблюдаются реактивно-невротические симптомы, соответствующие критериям, разработанным К. Ясперсом. На этой стадии на фоне психотравмирующей ситуации, возможно повторяющейся, возникает нарушение адаптационных механизмов психики личности, что сопровождается аффективно-суженным сознанием и поведенческими реакциями соответствующими личностным особенностям человека (характер, темперамент, тип ВНД) и его истинным отношением к сложившийся ситуации и людям. По окончанию этой стадии личность ощущает соматовегетативный дискомфорт. Невротическая реакция достаточно кратковременная.

Невротические состояния характеризуется заострением личностных особенностей: преморбидных, конституциональных и реактивных, а также наблюдается резидуально органическая церебральная недостаточность. На данной стадии у личности проявляется подвижность внимания, затруднения сосредоточения на длительное время, снижения волевых проявлений.

Невротическое развитие характеризуется самопроизвольным изменением настроения, закрепляется невротический тип реагирования, что сопровождается развитием невротических и патохарактерологических проявлений в структуре личности. Данные личностные изменения уже не основываются и идут в разрез воздействующих на индивида неблагоприятных ситуаций. Как отмечает А.Е. Личко, при затяжном невротическом развитии – астеническом и ипохондрическом – диагностируется утрачивание парциальности нарушения и критического отношение к ним.

Разработанные, В. В. Ковалевым, этапы динамики затяжных форм психогенных болезней, базируются на клинических исследованиях детских неврозов. Однако, представленные автором большинство закономерностей динамики развития и протекания данной нозологии прослеживаются в концепциях и подходов других авторов (В. Н. Мясищев, Н. Д. Лакосина и Г.К. Ушаков) на примере взрослых пациентов.

Большинство отечественных и зарубежных авторов отмечают, что при затяжных неврозах, которые при благоприятных условиях плавно трансформируются в остаточные невротические состояния, характерно стирание различий между отдельными формами нозологий. Менделевич неврозология

По мнению В.В. Ковалева исход невроза независимо от возраста может проявится одним из пяти предложенных вариантов:

1. выздоровление,

2. резидуальные невротические нарушения,

3. стабильное невротическое состояние,

4. невротическое развитие личности,

5. подчинение психическими расстройствами церебрально-органического, соматического и поздневозрастного генеза невротической симптоматики. Менделевич неврозология.

В свою очередь, В. Н. Мясищев выделяет две формы неврозов:

1. реактивный невроз, патогенез которого связан с преобладающими тяжелыми психотравмирующими ситуациями в жизни личности;

2. невроз развития базируется на личностных особенностях индивида, детерминирующих возникновение патогенной обстановки, степень ее выраженности и длительности.

Дж. Шульц выделяет 4 вида неврозов:

1. Ядерные неврозы, в случаи которых претерпевают изменения глубокие слои личности. По мнению автора лечение таких пациентов затрудненно и неперспективно.

2. Краевые неврозы тождественны конверсионным неврозам в психоаналитической парадигме, не затрагивают ядро личности и аффективные реакции проявляются в соматических изменениях.

3. Невроз отчужденности формируется в случаи попадания личности в новую патологическую среду, где наблюдается затруднение ее адаптации, вследствие враждебно настроенного окружения.

4. Слоевые неврозы формируются в связи с возникновением внутрилочностных конфликтов, затрагивая глубинные структуры психики личности.

Б. Д. Карвасарский выделяет 5 основных клинических синдрома неврозов: астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический и невротической депрессии.

Астенический синдром характеризуется астенической триадой. В первую очередь, это повышенная утомляемость, истощенность, снижение концентрации внимания и, как следствие, снижение работоспособности, что сопровождается повышенной возбудимостью, психоэмоциональной лабильностью, раздражительностью, неадекватные эмоциональные вспышки при неудачах и в случаях ожидания. Также синдром сопровождается повышенной чувствительностью к громким звукам, шуму, яркому свету и неприятными кинестетическими проявлениям со стороны кожных покровов, слизистой и внутренних органов. Последним симптомом триады является вегетативные нарушения, сопровождающиеся головными болями, сниженным артериальным давлением и нарушением сна.

Обсессивный синдром проявляется в навязчивых мыслях и сомнениях с сопутствующим обременительным аффективным состоянием, перед которыми личность чувствует свое бессилие. Для больного обсессии являются мучительными и бесполезными, в связи с тем, что они испытывают затруднения в избавлении от навязчивых мыслей. Навязчивость характеризуется неуверенностью больного в правильности выполнения какого-либо действия или выбора решения, что заставляет его повторять и возвращаться заново к действию или проблеме.

Фобический синдром представляет собой навязчивые переживания страха с ярким, образным и чувственным характером. Больные испытывают мучения в связи с внутренним диссонансом. С одной стороны, они переживают сильные эмоции страха, с другой, - критически оценивая свое состояние осознают необоснованность этих эмоциональных реакций. Отметим, что сила и форма навязчивых явлений обуславливает степень ясности осознанности происходящего, а непосредственно, фабула навязчивости определяет степень критического отношения и силу борьбы больного с ними.

Ипохондрический синдром проявляется в чрезмерной заботе о своем здоровье. На фоне повышенной мнительности и сенситивности больной регулярно в попытках контроля за процессами в организме «прислушивается» к работе внутренних органов, что приводит к выявлению пациентом неприятных ощущений и болей в различных частях собственного тела. Свойственно выделять в клинической картине неврозов ипохондрические симптомокомплексы, проявляющиеся в «ипохондрии родителей» и «ипохондрии детей». Суть состоит в том, что в первом случаи, родители щепетильно и тревожно с чрезмерной заботой относятся к состоянию здоровья детей, во втором – прослеживается тот же механизм по отношению к здоровью родителей детьми. На фоне сниженного настроения проявляется различная степень выраженности тревоги и страха, что сопровождается концентрацией и доминированием в сознании навязчивых мыслей, зачастую сверхценных идей, о состоянии собственного здоровья. Важным диагностическим критерием ипохондрического синдрома в клинике неврозов выступают тягостные переживания и ощущения в период вегетативного кризиса.

Автор акцентирует внимание на том, что в зависимости от преобладающего в клинике неврозов синдрома возможны различные варианты их сочетаний. Так в случаи доминирования аффективной симптоматики прослеживаются тревожно-ипохондрический, депрессивно-ипохондрический и фобически-ипохондрический синдром. Также выделяют астено-ипохондрический и обсессивно-ипохондрический.

Синдром невротической депрессии возникает по причине психотравмирующих событий и носит психогенный характер и сопровождается сниженным настроением с проявлениями эмоциональной лабильности, астеническими проявлениями, повышенной тревогой, нарушением сна и аппетита. Пессимистическое отношение не носит тотальный характер, а направленно лишь на зону конфликта. Больной выстраивает причинно-следственную связь между травмирующей ситуацией и собственным самочувствием, в следствии чего его действия направленны на решения этой ситуации и борьбы с болезнью. Важным является в данном синдроме отсутствие психомоторной заторможенности, самоуничижительных мыслей и, как следствие, суицидальных тенденций у больного. Экспрессивные мимические проявления уходят при разговоре с пациентом на отвлеченные темы. Проявления невротической депрессии диагностируются при различных формах неврозов и возможны комбинации с иными невротическими симптомами. У больных прослеживаются проявления истерической личности в виде демонстративности и яркой экспрессии на разных уровнях – от внешнего вида до манеры поведения.

Как отмечают Н.Г. Незнанков и Б.Д. Карвасарский при неврозах происходят парциальные нарушения личности, сохраняется критичное отношение к болезни и важными факторами являются прижизненные средовые влияния

В картине личностных нарушений при невротических реакциях первичным выступает расстройство, связанное главным образом с темпераментом. Авторы к таким первичным личностным особенностям относят:

- повышенную аффективность больного истерией;

- ригидность и тревожность обсессивного больного;

- истощаемость больного неврастенией.

Диагностический критерий. Основнымимеханизмами зарождения и развития невроза по мнению В.Н. Мясищева являются психофизиологический и, непосредственно, клиническая картина болезни. Ведущими факторами действия в динамики патогенеза заболевания выступают:

1. конституциональный и нервно-соматическая истощаемость организма,

2. преморбидные особенности личности и возраст,

3. неблагоприятные жизненные ситуации,

4. психотравмы и внутриличностные конфликты,

5. нервно-психическое напряжение,

6. возникновение и развитие патологических процессов у личности.

7. Изменение структуры личности.

 

M. Вейн выделяет следующие критерии диагностики неврозов:

1. психотравмирующая ситуация или события, которые являются актуальными и значимыми для личности и, непосредственно, связаны с начальными проявлениями заболевания и его течением;

2. выраженные невротические черты личности и незрелые защитные механизмы психики;

3. соответствует типу невротического конфликта;

4. выраженная динамичность невротических симптомов, которые коррелируют со степенью напряжения психологического конфликта. Блейхер словарь

Манифестация невротического расстройства в детском возрасте, согласно исследованиям А.И. Захарова, приходит в среднем на старший дошкольный возраст, когда активно развивается логическое мышление и дети достаточно эмоциональны: у мальчиков – 5 лет, у девочек – 6,5 лет. По мнению автора, неврастения в основном возникает в 2-3 года, обусловленная подавлением родителями упрямства и бунта детей, а также в 7 лет на фоне нервно-психических перегрузок в школе у требовательных родителей; истерический невроз в 3 года в связи с эмоциональной депривацией матери и нарушения контакта с ней, невроз страхов в 5 лет, детерминировано застреванием и актуализацией возрастных страхов; обсессивный невроз в основном в подростковом возрасте в связи с аффективном застревании на неразрешимых конфликтах.

Важным является, интенсивность и длительность психотравмирующей ситуации в жизни личности, что детерминирует возникновение и развитие невротического реагирования и невротического расстройства в любом возрасте. Так, например, депрессивный невроз диагностируется в позднем возрасте на фоне трудноразрешимой и стойкой травмирующей ситуацией, которая выходит за привычные рамки восприятия личности. В отличии от подросткового и юношеского возраста в связи с недостаточной незрелостью эмоциональной сферы и более гибкого мышления. Таким образом, в динамике неврозов наблюдается переход внешнеобусловленных патогенных факторов во внутреличностный конфликт.

Задание

Составить конспект по вопросам.

Литература

1. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст]: Учеб. пособие / Б. В. Зейгарник, 2005. - 208 с.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]: Учеб.пособие для вузов / Сост. Н.Л.Белопольская, 2004. - 351 с

3. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: учебник для студ. учреждений ВПО / И. Ю. Левченко [и др.]; ред. И. Ю. Левченко, 2013. - 224 с.

4. Бусыгина, Н.П. Методология качественных исследований в психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 37.05.02 (030301) "Психология", 030302 "Клиническая психология" и напр. подгот. 37.03.01 (030300) "Психология". Соответствует ФГОС 3-го поколения / Н. П. Бусыгина; рец.: Ф. Е. Василюк, А. Н. Гусев, В. В. Архангельская, 2015. - 304 с.

5. Малкова, Е.Е. Практикум по детской клинической психологии / Е. Е. Малкова. 2012. -https://e.lanbook.com/book/5870

 

Практические занятия

Тема 1. Олигофренический синдром (24.03 (вт) П-1-17, 25.03 (ср) П-1-17)

1. Ядро олигофренического регистр-синдрома. Структура дефекта. Ведущий компонент нарушения.

2. Сравнительный анализ клинических форм олигофрений основанных на этиологических, клинико-патогенетических и клинико-физиологических принципах (классификации М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, С.С. Мнухиной и Д.Н. Исаевой).

3. Виды олигофренического расстройста, их ключевые аспекты.

4. Динамика психического развития при олигофрении

5. Просмотр фильмов

Олигофрения в степени имбецильности https://www.youtube.com/watch?v=C4xLoXKyc7g

Олигофрения в степени дебильности https://www.youtube.com/watch?v=8KIpv0xBk_0

Умственная отсталость. Имбецильность. Коррекционные занятия https://www.youtube.com/watch?v=Rq1FLurBNug

Задание

1. Письменно дать ответы на вопросы

2. После просмотров фильмов ответить на следующие вопросы:

1. Назовите основные проявления имбецильности и дебильности.

2. Какая степень олигофрении обучаема? С чем это связано

3. Особенности построения социального контакта у лиц с разной степенью олигофрении.

4. Личностные изменения при имбецильности и дебильности

Литература

1. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]: Учеб.пособие для вузов / Сост. Н.Л.Белопольская, 2004. - 351 с

2. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: учебник для студ. учреждений ВПО / И. Ю. Левченко [и др.]; ред. И. Ю. Левченко, 2013. - 224 с.

3. Малкова, Е.Е. Практикум по детской клинической психологии / Е. Е. Малкова. 2012. -https://e.lanbook.com/book/5870

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: Учеб. пособие / Ред. Д.Я. Райгородский, 2005. - 672 с

5. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза [Текст]: учебник для академ. бакалавриата студ. вузов, обуч. по напр. подгот. (спец.) 030300 Психология, 030401 Клиническая психология ФГОС ВПО / Ф. С. Сафуанов; рец.: Н. В. Дворянчиков, А. А. Ткаченко, 2015. - 421 с.

6. Попова, Р.Р. Детская клиническая психология / Р. Р. Попова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72867

7. Степанова, О.П. Клиническая психология в схемах и таблицах / О. П. Степанова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72697

8. Залевский, Г.В. История клинической психологии / Г. В. Залевский. 2012. - https://e.lanbook.com/book/44943

9. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь. 2013. - https://e.lanbook.com/book/94706

 

Тема 2. Олигофренический синдром (25.03 (ср) П-2-17, 26.03 (чт) П-1-17)

5. Синдромы интеллектуального снижения. Отличия олигофрении от деменции

6. Особенности нарушений интеллекта при психических расстройствах.

7. Методики исследования нарушений интеллекта

Методики патопсихологического исследования психических процессов

Психический процесс Название методики, автор Цель методики Стимульный материал Особенности применения
         
         
         

 

Данная таблица заполняется по всем психическим процессам входе изучения дисциплины

Задание

Письменно дать ответы на вопросы

Литература

1. Детская патопсихология: Хрестоматия [Текст]: Учеб.пособие для вузов / Сост. Н.Л.Белопольская, 2004. - 351 с

2. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: учебник для студ. учреждений ВПО / И. Ю. Левченко [и др.]; ред. И. Ю. Левченко, 2013. - 224 с.

3. Малкова, Е.Е. Практикум по детской клинической психологии / Е. Е. Малкова. 2012. -https://e.lanbook.com/book/5870

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: Учеб. пособие / Ред. Д.Я. Райгородский, 2005. - 672 с

5. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза [Текст]: учебник для академ. бакалавриата студ. вузов, обуч. по напр. подгот. (спец.) 030300 Психология, 030401 Клиническая психология ФГОС ВПО / Ф. С. Сафуанов; рец.: Н. В. Дворянчиков, А. А. Ткаченко, 2015. - 421 с.

6. Попова, Р.Р. Детская клиническая психология / Р. Р. Попова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72867

7. Степанова, О.П. Клиническая психология в схемах и таблицах / О. П. Степанова. 2015. - https://e.lanbook.com/book/72697

8. Залевский, Г.В. История клинической психологии / Г. В. Залевский. 2012. - https://e.lanbook.com/book/44943

9. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь. 2013. - https://e.lanbook.com/book/94706

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: