Попова О.С. 10. Архитектура IX-XII вв.




Следующий большой период истории визан­тийского искусства охватывает три с половиной века его развития. Начинается он блистательно – торжеством иконопочитания (843 г.), а в широком смысле – торжеством ан­тропоморфных, классических ос­нов всей культуры. Кончается он национальной трагедией – разгромом в 1204 г. Констан­тинополя крестоносцами, рыцарями IV крестового похода. В истории византийского искусства этот этап занимает центральное по­ложение не только по хронологии, но по всему своему существу. Это было время полного оформления всех принципов «византинизма», наивысшей духовной насыщенно­сти византийскою искусства, наибольшей отточенности его стиля, время широкой его экспансии во все страны православного круга и даже в западные европейские госу­дарства, считавшие за честь приг­ласить прославленных византий­ских мастеров. Искусство этих сто­летий может быть объединено об­щим понятием «искусство средневизантийской эпохи». Внутри нее принято выделять два больших эта­па. Часто их условно называют по имени правящих династий «Маке­донский» (867–1056) и «Комниновский» (1057–1204). Победа над иконоборчеством была решающим моментом в историче­ской судьбе византийского искус­ства. В дальнейшем своем развитии оно не знало больше столь глубо­ких внутренних конфликтов. Вся остальная его жизнь на протяже­нии веков (вплоть до середины XV в.) основывалась на принципах, сформировавшихся в послеиконоборческий период.

После тревожного иконоборческо­го этапа в византийской духовной жизни и искусстве наступает успо­коение. Окончательно оформляет­ся канон церковного строительства (крестово-купольная система), цер­ковного искусства (иконография, типология, образ, стиль), общий контекст богослужения. Выраба­тывается единое целое архитектуры, живописи, словесности, пения, литургии, призванных выразить сущность православия и византи­низма.

Развитие крестово-купольной архи­тектуры привело в конце IX–Х в. к созданию особого варианта храма типа впи­санного креста – храма на четырех колоннах. Он отличался от ранних крестово-купольных храмов по своим конструк­тивным особенностям и образной выразительности. Храм на четырех колоннах являлся сугубо столич­ным по своему происхождению и был слишком рафинированным для окраин византийского художе­ственного мира. Он стал выс­шим достижением крестово-купольного строительства и вместе с тем концом развития византийской ар­хитектуры, создававшей в дальней­шем только вариации этого же типа. Все известные константинопольские сооружения Х–XII вв. (северная церковь монастыря Константина Липса (Фенари Иса джами), ок. 907 г.; Мирелейон – погребальная церковь императора Романа Лакапина (Бодрум джами), ок. 920 г.; Эски Имарет джами, XI в.; Килисе джами (церковь Св. Федора?), ок. 1100 г.; две церкви и усыпальница монасты­ря Пантократора (Зейрек джами), 1118-1136 гг., и другие) отличаются друг от друга размера­ми, пропорциями, декорацией фаса­дов и поэтому общим внешним обликом, но отнюдь не принципами конструкции и организации внут­реннего пространства. Тяжелые подкупольные опоры и какие-либо стены внутри храма ис­чезают, их заменяют четыре изящ­ные колонны, поддерживающие ку­пол как балдахин. Именно колон­на – излюбленная античная фор­ма – превращается в основной кон­структивный и композиционный элемент. Благодаря этому интерьер делается прозрачным и легким. Ясная охватываемость его взглядом, его зальный характер стали несов­местимы с хорами, ибо их уровень пересек бы колонны. Поэтому обычно в таком храме хоры либо исчезают, либо остаются только над нартексом.

Цельность внутреннего простран­ства сочетается с отчетливостью его построения; основные его уров­ни отмечены тремя резными мра­морными карнизами, опоясыва­ющими все здание. Благодаря мно­жеству больших окон, расположен­ных на всех стенах и во всех ярусах, интерьер залит обильным и ровным светом. В такой архитек­турной композиции, с ее четкой симметрией частей и гармониче­ским равновесием форм, отсутству­ет какое-либо напряжение. В осно­ве ее лежит спокойное чувство классики (как в основе ее конструкции – колонны). В нижних уровнях здания нет никаких весо­мых материальных форм (лишь че­тыре гладкие полированные колон­ны), которые могли бы приковать взгляд. Все опорные пункты, рит­мическое чередование очертаний арок и сводов, находятся вверху. Поэтому вошедший в храм неволь­но побуждаем к созерцанию, к движению взгляда, обращенного вверх. Наряду с большим зальным подкупольным центром, которым по существу становится почти весь храм, в нем существуют и малень­кие пространственные ячейки, ком­пактные и замкнутые (апсиды, уг­ловые компартименты, нартекс и галерея над ним). Все они связаны через крутые арки, тройные аркады, высокие двери, узкие ниши. Интерьер храма, при всей целеу­стремленности главной простран­ственной идеи, воспринимается как изощренное, умно рассчитанное устройство, где тонкая варьированность сочетается с устойчивой классической простотой. В наружном облике здания, вместе с ясностью и стройностью члене­ний, очевидна и изысканность, ино­гда –прихотливость декорации стен, и горделивое презрение к их массе, стремление к их дематериализации. Кажется, что даже обо­лочку сакрального пространства византийский зодчий хотел сделать бесплотной. Цветная кладка (розо­вая и белая) из кирпича на растворе, иногда чередующегося с рядами камня, – простая и ровная, идет ритмичными рядами. Вме­сте с тем стена дифференцирована столь разнообразными проемами (окна, ниши, колонки, граненые апсиды, мраморная ажурная резьба), что она кажется «утоньшенной», легкой, как будто частично вынута и вытеснена ее кирпичная масса. Огромные трехчастные окна – традиция еще юстиниановской архитектуры – усиливают это впечатление, дела­ют стену как бы совсем бестелес­ной. Рядом с главным чувством цельного пространства и объема здания в этой архитектуре стало велико значение малых форм (глухие ни­ши на наружных стенах, мелкое гранение апсид, выделенные малые зоны во внутреннем пространстве), предназначенных не только для декоративного эф­фекта, но и для снижения грузно­сти материи, появившихся из-за стремления отречься от ее природного вещества, сделать ее ажур­ной, достойной быть вместилищем одухотворенного пространства.

Архитектура такого типа широко распространяется по византийским землям (Балканы, Малая Азия). Постройки лишь несколько упро­щаются в конструкции (колонны в интерьере часто заменяются стол­бами) и приобретают яркую деко­ративность благодаря пестрой красно-желто-белой кладке и оби­лию архитектурного декора (церкви в Греции: в Афинах – Свв. Апо­столов, ок. 1020 г.; Свв. Федоров, ок. 1060–1070 гг.; Капникарея, кон. XI в.; Малая митрополия, XII в.; церкви в Мербаке, в Гастуни, обе XII в., и др.). Иногда в них обыгрываются силь­ные пластические эффекты наруж­ных стен, например, использование мощных полуколонн в церкви Панагии тон Халкеон в Салониках (1028). Местное своеобразие архитектур­ного стиля проявилось во внешнем облике построек, в принципах де­корации стен, в большей их класси­ческой строгости (Константино­поль) или нарядной украшенности (Греция), но никогда не затрагивало устойчивости основной структуры здания, его типологии и конструк­ции. Последние вырабатывались в столице и были распространены на всех византийских территориях.

Храм на четырех свободно стоящих опорах (колоннах или столбиках), всегда сравнительно небольшой по размерам, был наиболее распространенным, но не единственным типом в архитектуре средневизантийского периода. Гораздо более масштабными (и при этом более редкими) церковными сооружениями являлись купольно-октогональные храмы с тромпами.

Тип купольного октогона в чистом виде представляет кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе (1049–1056). Как считается, эта типология была принесена на Хиос из Константинополя. Здание кафоликона – весьма простое во внешнем объеме и чрезвычайно изящное в устройстве интерьера. Главная подкупольная его часть в плане представляет собой квадрат, перекрытый куполом на тромпах. Стены разделены на два яруса, в нижнем из которых – восемь плоских ниш, во втором – восемь вогнутых глубоких экседр. В углах – это подкупольные тромпы, между ними – четыре экседры бóльшей величины, лежащие в середине каждой стены, по вертикальной и горизонтальной осям креста. Арки восьми конх верхней зоны являются подкупольными. Все экседры устроены в толще верхней части стен, в нижнем ярусе стены имеют прямые очертания. Игра пространственных зон, ниш разной величины, как и чередование разнообразных форм – плоских и вогнутых арок, сдвоенных и тоненьких одинарных колонок, поставленных в углах интерьера, больших и малых цветных панелей мраморной облицовки, – все говорит о тонко рассчитанном архитектурном замысле.

Самым великолепным среди всех так называемых «храмов на тромпах» является кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде (ок. 1022 г.). Идея купольного октогона, восходящая к строительству ранневизантийской эпохи, соединена здесь с типологией крестово-купольного храма. Большой купол опирается на восемь столбов, помещенных внутри квадратного плана. Переход от кубического объема здания к окружности купола осуществляется при помощи тромпов, заполняющих углы между четырьмя подпружными арками. Тромпы и арки имеют практически равные размеры, в результате основание купола лежит на восьми арках. К типологии юстиниановской архитектуры в кафоликоне Осиос Лукас восходит также круговой обход в двух ярусах вокруг подкупольного центра. Замысел этого сооружения весьма сложный, многосоставный: центральное пространственное ядро окружено множеством согласованных с ним частей, и при этом все они вместе образуют органическое целое. В наружном облике кафоликона монастыря Осиос Лукас (куб, увенчанный куполом на октогональном барабане) тектоническая ясность всей структуры, характерная для греческой архитектуры, сочетается с обилием декоративных живописных эффектов, придающих зданию большую нарядность.

Аналогичная типология крестово-купольного октогонального храма на тромпах применена в еще одном крупном сооружении средневизантийской эпохи – в церкви Успения Богоматери в монастыре Дафни (кон. XI в.) рядом с Афинами. Но при всем типологическом сходстве храм в Дафни значительно отличается от кафоликона Осиос Лукас, поскольку в нем отсутствуют галереи. Большое и высокое центральное пространство имеет стройные пропорции: столбы не особенно массивны, тромпы и арки подняты высоко, все проемы, входы в боковые приделы и угловые капеллы – очень высокие. По сравнению с усложненной пространственной композицией Осиос Лукас, в Дафни все устроено более просто и цельно, и выразительность этой архитектуры – в четкости, легкой понятности и сбалансированности всех ее элементов и пропорций. В различии двух храмов сходной типологии проявилась не только разница индивидуальности их зодчих, но, возможно, и тенденция развития византийской архитектуры от XI в. к XII в. – к упрощению, к четкой, хотя и более односложной выразительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: