Экологическое право.
Скоморохина Елена Владимировна.
Источник: ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002.
Проблемы взаимодействия общества и природы.
1. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие.
2. Экологический кризис. Понятие, формы проявления, причины, пути преодоления.
3. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (Указ Президента от 1996 г «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию»).
4. Экологическая доктрина РФ.
Формы взаимодействия общества с природой:
1. Экологическая форма взаимодействия человека с природой – основана на естественных законах развития человека и природы.
2. Экономическая формы взаимодействия человека с природой – в отличии от экологической, экономическая основана на социальных законах развития общества.
3. Эколого-экономическая форма – это осознанный подход к общению человека с природой. Основу этой формы составляет приоритет экологических интересов, над экономическими. Производными от эколого-экономической формы является:
a) Рациональное природопользование;
b) Охрана окружающей среды – это система мер, направленных на сохранение, воспроизводство объектов окружающей среды.
· Впервые начинает осуществляться в 19 в., выражается в консервативной форме. Появляются особо охраняемые зоны.
· 20 в охране подлежала вся природа в целом.
· В 20-21 охрана преобразовывается в защиту и оздоровление окружающей среды. Она выходит на международный уровень.
c) Экологическая безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов человека, общества, государства.
Экологический кризис. Понятие, формы проявления, причины, пути преодоления.
Экологический кризис может быть как глобальным, так и национальным.
Понятие «экологический кризис» появилось впервые в 70-х гг. 20 в. в США, в РФ – с 90-х.
Экологический кризис – это та стадия взаимодействия общества и природы, на которой до предела обостряются экологические и экономические интересы общества.
В 1991 г. был принят «позитивный» закон «Об охране окружающей природной среды».
Формы проявления экологического кризиса:
1) Радиационное загрязнение.
2) Загрязнение атмосферного воздуха (ТЭС, транспорт, металлургия и т.д.).
3) Загрязнение вод (водных ресурсов питьевого снабжения).
4) Загрязнение почв.
Причины проявления экологического кризиса (в России):
1) Господство гос. собственности на природные ресурсы и средства производства, воздействующие на них.
2) Господствовал военно-промышленный комплекс (гонка вооружения).
3) Преобладание потребительской психологии.
4) Засекречивание экологической информации.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (Указ Президента от 1 апреля 1996 г «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию»).
В 1984 г. была создана международная комиссия по окружающей среде. Её деятельность связана с разработкой концепции дальнейшего развития человечества и развития окружающей среды. В 1987 г. был создан доклад «Наше общее будущее». Устойчивое развитие в этом докладе понималось, как развитие, которое удовлетворяет потребности сегодняшнего дня, не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
В Рио 1992 состоялась конференция по поводу устойчивого развития, в которой участвовала и России.
Экологическая доктрина РФ.
1. Факторы деградации окружающей среды на мировом уровне и на уровне РФ;
2. Цели, задачи и принципы гос. экологической политики государства;
3. Основные и приоритетные направления реализации экологической политики государства.
4. Пути и средства реализации государственной экологической политики.
История развития ЭП.
Историю своего становления ЭП начинает с 1917 г.
Три этапа истории развития ЭП:
1. 1917-1968 гг. Принятие декрета о мире, декрета о земле (носил экономических характер). В соответствии с ним производилась национализация земли, выведение из товарооборота и передача её в гос. собственность. Далее был принят декрет о недрах, декрет о сроках охоты и др. В 1922 г был принят первый земельный кодекс РСФСР, в нём земля рассматривалась как приоритетный объект и ресурс. А охрана лесов, вод и недр рассматривалась как продолжение земельного кодекса. В 1960 г. был принят первый закон об охране природы. В первом этапе происходит становление ЗП в широком смысле.
2. 1968-1988 гг. Второй этап был связан с Разработкой нового союзного законодательства. В 1968 г. принимаются союзные основы земельного законодательства, в котором, ст. 2 указывала на то, что отныне использование и охрана других специальных ресурсов обеспечивается специальным природоресурсным законодательством. Далее были приняты основы лесного законодательства, основы законодательства о недрах, основы водного законодательства. В 80-х гг. были приняты Закон «Об охране атмосферного воздуха», Закон «Об охране и использовании животного мира». В 1977 г. была принята Союзная Конституция, где была закреплена обязанность граждан беречь и охранять природу. Становление природоресурсной отрасли права, отрасль – правовая охрана природы.
3. 1988-настоящее время. Этап связан с Чернобылем и переходом к новым рыночным отношениям. 7 января 1988 г. принимается Постановление ЦККПСС и совета министров СССР «О коренной перестройки дела охраны природы в стране». На основании этого постановления был создан гос. комитет СССР по охране природы. На основе этого постановления начинает создаваться современное законодательство. В 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей. 1995 ФЗ «Об экологической экспертизе» и др. С 1988 г. происходит становление ЭП как самостоятельной отрасли (до этого ЭП – подотрасль природоресурсного права).
Объекты ЭП.
1. Понятие и функции объектов ЭП.
2. Понятие, содержание, формы собственности на природные ресурсы.
3. Международные объекты ЭП.
4. Экологические права граждан.
В ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» даются основные понятия.
Объекты ЭП – это компоненты природы, имеющие естественное происхождение, находящиеся в системе экологической взаимосвязи и выполняющие экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. Объект будет природным, если он находится в системе экологической взаимосвязи.
Ст. 4 ФЗ все природные объекты делит на 3 группы:
1) Дифференцированные объекты.
2) Первоочередные охраняемые объекты.
3) Особоохраняемые объекты.
Международные объекты ЭП. Выделяют 3 группы международных объектов:
1) Международные объекты. Являются достоянием всего человечества. Являются объектами международного сотрудничества, не находятся на территории конкретных государств (воздух; космос; мировой океан; Антарктида; реки, проливы, ресурсы, разделяемые 2 и более государствами; перелётные птицы; мигрирующие виды животных).
2) Объекты, имеющие международное значение. В отличие от международных объектов они имеют национальную принадлежность (принадлежат государству), но в силу их значимости их охрана – международная ответственность. Такой статус присваивается по решению природоохранной международной организации, либо в силу заключения конвенции или международного договора.
3) Объекты, международные по своему происхождению. К ним относят: ресурсы континентального шельфа; ресурсы исключительной экономической зоны прибрежных государств.
Управление в области охраны окружающей среды.
1. Понятие и виды управления природопользованием и охраны окружающей среды.
2. Виды органов общей компетенции, гос. управления в области окружающей среды.
3. Специальные органы управления в экологической сфере.
Под управлением в области окружающей среды понимается осуществление исполнительно-распорядительной деятельности органами гос. власти и органами МСУ.
Виды управления:
1. Гос. управление:
1) Общее;
2) Специальное.
1) Федеральное гос. управление;
2) Региональное гос. управление;
3) Субфедеральное;
4) Субрегиональное.
2. Муниципальное управление – деятельность органов МСУ, направленная на сохранение, восстановление, рациональное использование, воспроизводство окружающей среды.
В рамках государственного и муниципального управления реализуется экологическая функция государства.
3. Производственное, ведомственное или отраслевое;
4. Общественное управление.