Показатели обученности. Выявление итогов по исследованиям
В.П. Симонова
Основой предложенной модели является то, что обученность человека характеризуется пятью последовательно возрастающими показателями.
Первый показатель степени обученности учащихся - различение (распознавание) или уровень знакомства - характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом или процессом, действием, с их внешними, поверхностными характеристиками. Это самая низкая ступень овладения учащимся знаниями, т.е. это возможность только узнавания в дальнейшем, процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа предмета в результате повторного воздействия этого предмета на человека.
Второй показатель обученности - запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но, однако, сплошное воспроизведение текста не может служить еще доказательством его понимания. Он в основном характеризует количество усвоенной информации.
Таким образом, более важным и существенным является третий показатель обученности - понимание - как процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений и вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения и установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развития.
Четвертый показатель обученности - простейшие (элементарные) умения и навыки. Психологи определяют умение как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. При этой степени обученности учащийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях: решает типовые, стандартные задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет определенные несложные теоретические положения связать с практикой.
Пятый показатель обученности - перенос, т.е. положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Учащийся, показывающий эту наивысшую степень обученности (на данном этапе обучения), умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности.
Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления.
Степень обученности - это совокупность определенных знаний умений и навыков, усвоенных учащимися.
1-й показатель степени обученности - «различение» - составляет 4% от нее; 2-й показатель «запоминание» - составляет 12% от степени обученности в абсолютном измерении, и учащегося, достигшего этого показателя, в принципе, можно считать обученным до 16%; 3-й показатель - «понимание» составляет 20% от степени обученности, и учащегося, достигшего этого показателя, можно считать обученным до 36%; 4-й показатель - «простейшие умения и навыки» - составляет 28% от общей степени обученности, и учащегося, достигшего этого показателя, можно считать обученным до 64%; 5-й показатель - «перенос» - составляет 36% от степени обученности, и учащегося, достигшего его, можно считать обученным до 100%.
1. Отдельные преподаватели не представляют четко ту степень обученности, на которую они хотели бы вывести учащихся в итоге конкретного урока (как следствие затруднений преподавателя при выборе основных его целей и задач).
2. Большая информационная перегрузка отдельных уроков и неумение некоторых преподавателей вычленить в учебном материале самое главное, актуальное, не позволяет в достаточной мере перейти на уроке от теории к практике, т.е., отработать простейшие умения и навыки, и часто это переносится на самостоятельную работу учащихся дома. Осуществить же самостоятельный переход от «понимания» даже к простейшим «умениям и навыкам» под силу чаще всего только наиболее успешно обучающимся учащимся, а основная их часть с этим самостоятельно не справляется, и у них накапливается хроническое отставание как в области знаний теории, так и в области применения теоретических знаний на практике.
Структура и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся
10-бал. шкалы | Основные показатели СОУ (степени обученности учащихся) | Обученность в % | Уровень |
1 балл Очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. | Около 1% | Различение, распознавание |
2 балла Слабо | Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде, скачал работу с Интернета или переписал из какого-то сборника | От 2 до 4% | (уровень знакомства) |
3 балла Посредств. | Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) | От 5 до 9% | Запоминание |
4 балла Удовлет. | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить | От 10 до 16% | (неосознанное воспроизведение) |
5 балл. Недостат. хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда, выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез | От 17 до 25% | Понимание |
6 балл. Хорошо | Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируют осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. | От 26 до 36% | (осознанное воспроизведение) |
7 балл. Очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее е простейших случаях. | От 37 до 49% | Элементарные умения и |
8 балл. Отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет | От 50 до 64% | навыки (репродуктивный уровень) |
9 балл. Прекрасно | Легко выполняет практические задания на уровне «Переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности | От 65 до 81% | Перенос |
10 балл. Великолепно | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков | От 82 до 100% | (творческий уровень) |
Взаимосвязь десятибалльной шкалы с существующей и суррогатной.
Десятибалльная шкала | Суррогатная шкала | Существующая шкала |
1 балл – очень слабо | «2+» (два с плюсом) | 3 балла (удовлетворительно) |
2 балла - слабо | «3-» (три с минусом) | 3 балла (удовлетворительно) |
3 балла - посредственно | «3» (посредственно) | 3 балла (удовлетворительно) |
4 балла - удовлетворительно | «3+» (три с плюсом) | 3 балла (удовлетворительно) |
5 баллов - недостаточно хорошо | «4-» (четыре с минусом) | 4 балла (хорошо) |
6 баллов - хорошо | «4» (хорошо) | 4 балла (хорошо) |
7 баллов - очень хорошо | «4+» (четыре с плюсом) | 4 балла (хорошо) |
8 баллов - отлично | «5-» (пять с минусом) | 5 баллов (отлично) |
9 баллов - прекрасно | «5» (отлично) | 5 баллов (отлично |
10 баллов - великолепно | «5+» (пять с плюсом) (как исключение) | 5 баллов (отлично |
Эта таблица позволяет, пока существует формально пятибалльная, а фактически трехбалльная шкала, выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном.