Направление «Я и другие»
Доклад на родительском собрании
«Работа ДОУ по воспитанию у детей
Основ безопасности жизнедеятельности при общении с незнакомцами»
для родителей детей старшего дошкольного возраста
Подготовили и провели воспитатели –
Красоткина Наталия Валентиновна, Харитонова Наталия Витальевна.
Вы, родители, доверяете детскому саду самое ценное – своих детей. Мы же несем полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за их безопасность. Но наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
В нашем детском саду мы строим работу по ОБЖ на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князеойа и Н. Н. Авдеевой, которая включает в себя разделы:
1. Ребёнок и другие люди
2. Ребёнок и природа
3. Ребёнок дома
4. Ребёнок на улице
4. Здоровье ребёнка
Начиная с младшего возраста мы ведем работу с детьми по разделу «Ребёнок и другие люди». Для малышей мы разработали занятия и дидактические игры по доступным их пониманию сказкам «Волк и козлята», «Колобок». На примере героев этих сказок дети учатся понимать, почему чужого человека нельзя пускать в дом, почему нужно опасаться общения с незнакомыми людьми.
На занятиях в средней группе воспитатели рассказывают об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, инсценируют сказки «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», в старшей группе обыгрываются всевозможные ситуации, организовываются беседы с приведением примеров из собственного жизненного опыта детей.
|
Большинство детей считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью, плохо одетые, «дяди с бородой», а молодые, хорошо одетые люди с улыбкой не могут причинить вреда. Нужно убедить детей, что иногда приятная внешность не совпадает с добрыми намерениями. Поэтому, если незнакомец предлагает угощение, приглашает покататься, нужно держаться от него подальше.
Большое внимание мы уделяем ситуациям, в которые может попасть ребёнок, находясь дома один. Желательно, чтобы дети не оставались дома без присмотра, но бывают всякие ситуации, иногда дети остаются дома одни. И поэтому мы объясняем детям, что ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым людям. Если же в дверь стучится незнакомец, или вдруг начался пожар, нужно громко позвать на помощь из окна, балкона, а также позвонить в милицию, в пожарную или скорую помощь.
В старшей группе воспитатели учат детей знать номера этих телефонов, уметь чётко представиться и изложить суть проблемы.
ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕЗНАКОМЫМИ!
Ребенку можно объяснить: «Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители и не знаешь ты ».
Соответственно, знакомый человек – тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться».
Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в детском садике. Ребенок примет ее за воспитательницу, поскольку всех работников садика он не знает, а воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка » или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.
|
4 шага по прекращению беседы с незнакомцами:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.
Рассмотрим пример.
– Здравствуй, девочка!
– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).
|
– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).
Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.
Что может говорить незнакомец?
Незнакомый мужчина:
1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.
Незнакомая женщина:
5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.
Симпатичная девушка 18-ти лет:
7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?
Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые.
А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.
Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.
Рассмотрим варианты пресечения разговора. Этот материал можно использовать во время обучающих бесед со своими детьми.
1. К тебе во дворе подходит твой ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим».
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей ».
Он продолжает: «Я думал, что ты уже большой (большая, а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?».
Твой ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». Ты быстро отходишь на два метра и идешь домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. После твоего рассказа родители спустятся во двор и проверят информацию.
2. Тебя на улице окликает взрослый и говорит: «Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.
3. К тебе на улице подъезжает автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит тебя: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю».
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь от машины на 2 метра и уходишь в безопасное место в направлении, противоположном ходу машины, проверяя, не преследует ли тебя женщина. Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.
4. К тебе во дворе подъезжает автофургон и молодой парень спрашивает тебя: «Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!»
Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей ». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место (например, домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.
5. К тебе во время прогулки на школьном дворе подходит добрая бабушка и говорит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.
6. К тебе на улице подходит дедуля с листком бумаги: «Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!»
Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь. Спросите у взрослых». Сразу расскажи об этом родителям или другим знакомым взрослым.
Обучая детей, нужно делать акцент не на том, что не должен говорить ребенок, а на том, что он должен сказать, чтобы разрядить ситуацию, не обозлить незнакомца и, не подвергая себя опасности, быстро покинуть место нежелательной беседы. После того, как ребенок окажется в безопасности, он должен рассказать обо всем родителям или другим знакомым взрослым.
Должен ли ребенок помогать незнакомым людям? НЕТ!!!
Не слишком ли жестоко – отказывать в помощи людям? Считаем, что реалии сегодняшней жизни вынуждают нас убедить ребенка на первое место ставить собственную безопасность, поэтому помогать лучше всего следующим образом – обратиться с просьбой о содействии к знакомым взрослым.