Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей?




Вариант № 2

Он встал и надел свою жилетку и пальто, еще сырые. Нащупав в кармане револьвер, он вынул его и поправил капсюль: потом сел. вынул из кармана записную книжку и на заглавном, самом заметном листке написал крупно несколько строк. Перечитав их. он задумался, облокотясь на стол. Револьвер и записная книжка лежали тут же. у локтя. Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины, стоявшую тут же на столе. Он долго смотрел на них и наконец свободною правой рукой начал ловить одну муху. Долго истощался он в усилиях, но никак не мог поймать. Наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся, вздрогнул, встал и решительно вышел из комнаты. Через минуту он был на улице.

Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшиеся за ночь вода Малой Невы. Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и. наконец, тот самый куст... С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже кончилась деревянная мостовая. Он уже поровнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка с поджатым хвостом перебежала ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара. Он поглядел на него и пошел далее. Высокая каланча мелькнула ему влево. «Ба! - подумал он. да вот и место, зачем на Петровский? По крайней мере при официальном свидетеле...» Он чуть не усмехнулся этой новой мысли и поворотил в -скую улицу. Тут-то стоял большой дом с каланчой. У запертых ворот дома стоял, прислоняясь к ним плечом, небольшой человечек, закутанный в серое солдатское пальто п в медной ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом, холодно покосился он на подошедшего Свидригайлова <...>. Оба они. Свиригайлов и Ахиллес, несколько времени, молча, рассматривали один другого. Ахиллесу наконец показалось непорядком, что человек не пьян, а стоит перед ним в трех шагах, глядит в упор и ничего не говорит.

- А-зе. сто-зе вам и здеся на-а-до? - проговорил он. все еще не шевелясь и не изменяя своего положения.

- Да ничего, брат, здравствуй! - ответил Свидрпгайлов.

- Здеся не места.

- Я. брат, еду в чужие кран.

- В чужие кран?

- В Америку.

- В Америку?

Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок. Ахиллес приподнял брови.

- А-зе. сто-зе. эти сутки (шутки) здеся не места!

- Да почему же бы и не место?

- А потому-зе. сто не места.

- Ну. брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку.

Он приставил револьвер к своему правому виску.

- А-зе здеся нельзя, здеся не места! - встрепенулся Ахиллес, расширяя все больше и больше зрачки.

Свидригайлов спустил курок.

(Ф.М. Достоевский, «Преступленне наказание».)

1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество Ф. М. Достоевского и принципы которого нашли своё воплощение в романе «Преступление и наказание»?

 

2. К какому жанру относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

 

3. Во втором абзаце эпизода автор подробно рисует картину города (туман, вода, ярко-желтые домики, холод, сырость и т. п.). Как называется такое описание?

Ответ:

 

4. Каким термином обозначается общение персонажей (в данном случае Свидригайлова и Ахиллеса), представляющее собой обмен репликами.

Ответ:

 

5. Изображая «небольшого человечка, закутанного в серое солдатское пальто и в медной ахиллесовой каске», автор начинает именовать его Ахиллесом. Как называется такой вид тропа, основанный на сближении, сопоставле нии понятий, на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности?

 

6. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими впроизведении, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ А) Свидригайлов Б) Раскольников В) Разумихин ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА 1) Попал под лошадь и умер 2) Попал на каторгу 3) Покончил жизнь самоубийством 4) Женился на сестре Раскольникова

 

7. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении предметов и явлений в художественном произведении?

 

8. Какую роль в сцене самоубийства Свидригайлова играет о пи са ни е утреннего Петербурга?

 

10. В каких произведениях русских писателей изображены герои, переживающие духовный кризис и в чем произведения перектикаются с романом Ф.М. Достоевского? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

 

 

Вариант № 3

Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.

— Чай-то от хозяйки, что ль? — спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.

— Како от хозяйки!

Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару.

— Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, — сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, — сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы не-много, подешевле.

— Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи.

Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба.

— Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, — сказала она.

Он крепко поморщился.

— В полицию? Что ей надо?

— Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо.

— Э, черта ещё этого недоставало, — бормотал он, скрипя зубами, — нет,

это мне теперь... некстати... Дура она, — прибавил он громко. — Я сегодня к ней зайду, поговорю.

— Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

— Я делаю... — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Что делаешь?

— Работу...

— Каку работу?

— Думаю, — серьёзно отвечал он помолчав.

Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.

— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.

— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.

— А ты в колодезь не плюй.

— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

— А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на неё.

— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.

— Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет?

— Как хочешь.

При выполнении заданий 1-7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1. Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

2. В основе фрагмента — беседа Раскольникова с Настасьей. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?

 

 

3. Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)?

 

4. Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления и наказания», вступающими в контакт с Раскольниковым, и родом их деятельности.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) Мармеладов 1) студент
Б) Разумихин 2) следователь
В) Порфирий Петрович 3) чиновник
  4) рабочий

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5. Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?

 

6. Внешние реакции Раскольникова на слова Настасьи выдают его внутреннее состояние («нехотя и сурово проговорил», «продолжил он с неохотой», «скрипя зубами» и т. п.). Каким термином обозначается отображение внутренних, душевных движений личности в литературном произведении?

 

7. Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

 

Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: