Архитектура в стиле барокко в разных государствах




 

Барокко в России

Как ни странно, но сам термин "барокко" в России долго не употреблялся. Среди деятелей искусства велись разговоры о плюсах и минусах неоготики и неоренессанса, но слово "барокко" старательно обходили.

Ситуация изменилась только в конце XIX века, когда Султанов (исследователь русской архитектуры) ввёл в оборот термин "русский барокко". Под этим термином понималась архитектура России XVII века (допетровский период). С этого времени принято считать, что в 40-х годах XVII века зародился стиль русское барокко, после чего он непрерывно развивался и завершился в конце XVIII века с последними работами архитектора В. И. Баженова.

Также считается, что русское барокко переняло много от ренессанса, объясняется это тем, что ренессанс так и не смог в полной мере раскрыться на Руси. Развитие искусства на Руси отличалось от западноевропейских стран. Это привело к тому, что барокко в России пришло не в противовес ренессансу, а как символ завершения средневековья. В частности это отразилось в некой возвышенности, но в тоже время без лишней помпезности, русского барокко, чего не наблюдается в западных направлениях.

Стоит отметить и тот факт, что не все искусствоведы принимают термин "русское барокко", но при этом ни кто не спорит с тем, что данный термин в известной степени условный. По своим признакам данный стиль ближе всего к маньеризму.

Русское барокко - общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII-XVIII веках:

· Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось "нарышкинское барокко") - переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко.

· Строгановское барокко - консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере.

· Голицынское барокко - наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.

· Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) - совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга.

· Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) - гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.

Наиболее плодовитым и ярким оказался последний период, его также называют периодом зрелого русского барокко. В это время активно работает в Петербурге зодчий Растрелли. Россия пытается догнать Европу и сравнятся с ней по уровню культурного развития. Именно на Растрелли была возложена обязанность придать столице подобающий вид. Итальянец прекрасно справился с данной задачей, лаконично объединив воедино технику классицизма, барокко и французского рококо. Многие исследователи считают, что благодаря этому в России переход к классицизму был лёгким и естественным.

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М.Г. Земцов, В.В. Растрелли, Д.В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как "уральское барокко" и "сибирское барокко".

Для провинциального барокко на севере и востоке России характерны упрощённые формы и тенденция к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. А.Ю. Каптиков считает возможным говорить о существовании провинциальных школ барокко в Тотьме, Великом Устюге,Вятском крае, на Урале ("походяшинские" церкви) и в Сибири. Большим своеобразием отличается сибирское барокко, сочетающее разработку заветов московского барокко с конструктивными заимствованиями из словаря украинского барокко и декоративными привнесениями с Востока.

На западе Российской Федерации долгое время сохранялись памятники как польского барокко (костёл в Себеже 1625 г., Спасская церковь в Трубчевске 1640 г.), так и барокко казацкого, характерного для Слобожанщины (Казацкий собор в Стародубе 1678 г., Троицкий собор в Белгороде, трёхглавый собор в Севске). В настоящее время многие из них находятся в плачевном состоянии.

Украинское барокко

Украинское или казацкое барокко - распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.

Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъёмом в среде казачества, что придаёт украинскому барокко значение подлинно национального стиля. На Левобережье и Слобожанщине при проектировании храмов традиции народного деревянного зодчества учитывались больше, чем предшествовавшие традиции православного храмоздательства

Рождение украинского барокко принято связываться с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках. Впервые после падения Киевской Руси начали масштабно возводиться православные храмы. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, когда на одну "луковицу" словно бы насаживалась другая. Барабан мог венчаться куполом в виде полусферы, на который насаживался еще один барабан с еще одним куполом луковичной или конической формы. При этом, в отличие от "русского стиля", диаметр "луковицы" меньше диаметра барабана. Цвет куполов либо золотой, либо зеленый. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор (полуколонны, ризалиты, портики) с изображением растительного орнамента и ангелов. Здания либо белились, либо штукатурились в контрастные бело-голубые цвета.

К числу обновлённых таким образом древнерусских памятников принадлежат собор Елецкого монастыря в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Тогда же в древнерусских монастырях Украины впервые появились колокольни. Эти ярусные сооружения строились отдельно от храмов и венчались массивным грушеобразным куполом. Многие обители были обнесены каменной оградой декоративного назначения.

На древние образцы ориентировались и строители соборов в относительно новых монастырях. В соответствии с православным каноном это были храмы крестовокупольные, трехапсидные, пятиглавые, четырех- или шестистолпные. Вместе с тем декорированы они были на "польский" (барочный) манер, фасады иногда фланкировали башнями. К памятникам этой группы принадлежат "мазепинские" соборы - Троицкий в Чернигове (1679-95), Николаевский военный собор (1690-96), Богоявленский собор в Братском монастыре (1690-93)

Храмы приходские, которые строились "всем миром", а не по государственно-монастырскому заказу, в большей степени ориентировались на образцы казацкого деревянного зодчества. Именно оттуда был позаимствован типичный для украинского барокко план церкви в виде креста с ячейками по углам, равно как и динамичная композиция центрального объема. Строители каменных храмов брали за образец сельские трёх- и пятисрубные деревянные церкви, причём форма срубов, как правило, была восьмигранной.

В трёхсрубных храмах восьмерики обычно выстроены в ряд по продольной оси восток-запад (пример - Николаевская церковь в Глухове, 1693). В пятисрубных храмах восьмерики расположены крестообразно, при этом на углах имеются камеры, подчас весьма развитые, достигающие в высоту двух третей от основного объема храма (Екатерининская церковь в Чернигове, Успенский собор в Новгороде-Северском). Очень редко встречаются храмы не о трёх и не о пяти, а о семи (Крестовоздвиженский собор в Полтаве, 1699-1709; Спасская церковь в Стародубе) и даже о девяти верхах (девятибанный Троицкий собор в Новомосковске, 1775-80; Войсковой Воскресенский собор в Старочеркасске.

Каждый сруб венчает купол на гранёном барабане. Для храмов украинского барокко характерна особая грушевидная форма глав, завершенных маленькими главками. Излюбленный прием украинских зодчих - "заломы", то есть завершение храма в виде нескольких поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезает свод предыдущего. Переход от широкого восьмерика к меньшему решался с помощью оригинальной конструкции свода в виде срезанного пирамидального шатра с кровлей плавных очертаний.

Среди архитекторов украинского барокко выделяют Ивана Зарудного, Степана Ковнира и Ивана Григорович-Барского

Украинское барокко оказало значительное влияние на становление барокко московского, многие мастера которого были выходцами с Левобережья. Архитектурным заимствованиям с Украины покровительствовали церковные иерархи, получившие образование в Киево-Могилянской академии. В конце XVII века в Русском государстве вслед за Украиной получают распространение храмы в форме восьмериков (см. восьмерик на четверике), иногда состоящие из трёх выстроенных в ряд объёмов (церковь царевича Иоасафа в Измайлово).

Барокко в Речи Посполитой

Барокко в Речи Посполитой - этап развития культуры, который охватывал период с конца XVI века до середины XVIII.

В Польше сложились давние, тесные культурные и религиозные связи с Италией. В XVI веке началось распространение идей гуманизма, поддержанное в Польше сначала Королевским двором в Кракове. В результате изначально Возрождение в Польше получило аристократические черты. Королевская приверженность итальянских мастеров, приглашенных Сигизмундом Старым, распространилась и на магнатов, шляхту и богачей в городах. Среди лучших ренессансных сооружений эпохи - перестройка 1502-1536 готического замка Вавель в ренессансный дворец итальянцем Франческо Фьорентино (Francesco Fiorentino). Как и в Италии, культурный фундамент барокко в Польше составляли:

· культура позднего Возрождения

· депрессивный маньеризм.

Мрачный маньеризм имел что-то общее с экзальтацией поздней готики, позиции которой долго сохраняли мощь в культуре Польши в XVI веке.

В это время на землях Польши уже активно работает первая генерация итальянских архитекторов-иезуитов в стиле раннего барокко (Джакомо Бриано, Джованни де Росси, Джованни Мария Бернардони и т.д.).

В польском барокко преобладает смесь итальянских, фламандских, позднее, французских влияний. Серди первых барочных построек в Речи Посполитой - Костёл Тела Господня, построенный в резиденции Радзивиллов - городе Несвиж - архитектором-иезуитом Джованни Мария Бернардони (1584-1593) по заказу Николая Радзивилла. Вторая ранняя постройка барокко - костёл Св. Петра и Павла в Кракове (бригада архитекторов-иезуитов: Джузеппе Брицио, Джованни Мария Бернардони, Джованни Баттиста Тревано). За образец берут главный храм иезуитов - церковь Иль-Джезу в Риме, творчески перерабатывая её фасад.

Барочные черты получают и первые светские по назначению сооружения (дворец краковских епископов, Кельце, 1637-1644, архитектор Томаш Пончино) с внутренним двором, открытой лоджией садового фасада, двумя боковыми башнями по углам сооружения, барочными крышами.

Виленское барокко (Литовское)

Ви́ленское баро́кко - условное название позднего этапа развития стиля барокко в храмовой архитектуре Великого княжества Литовского, на территории распространения Брестской церковной унии[1], в том числе и в Виленской епархии Римско-католической церкви. Архитектурно-художественная система виленского барокко получила распространение во второй половине XVIII века благодаря деятельности выпускников архитектурного отделения Виленского университета.

У истоков виленского барокко стоял архитектор Ян Кристоф Глаубиц (ум. 1767), который, перестраивая существующие храмы литовской столицы, черпал вдохновение в современных постройках Австрии и Баварии. Много общего с памятниками виленского барокко имеют польские постройки ПаолоФонтана (например, Свято-Преображенский (доминиканский) собор в Виннице). Особенную популярность стиль получил среди греко-католиков; отсюда его второе название - униатское барокко. Примерами виленского барокко могут служить: на территории современной Белоруссии

· Перестроенный Софийский собор в Полоцке (1738-50),

· Петропавловская церковь в Березвечье под Глубоким Витебской обл. (1756-1763),

· Униатская церковь в Борунах (1747-1757),

· Униатская церковь в Вольно (1768),

· Покровская церковь в Толочине (1769-1779),

· Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах (1769),

· Успенский собор и Рынковая церковь в Витебске (1772)

· Костел кармелитов в Глубоком, построенный в 1639-1654 и перестроенный в 1735 по проекту Глаубица

на территории современной Украины

· Свято-Преображенский (доминиканский) собор в Виннице

· Крестовоздвиженская церковь Базилианского монастыря в Бучаче.

Для этих памятников характерен утончённый вертикализм силуэтов, построенных на симметрии двух многоярусных башен с оконными просветами. На смену сдержанной массивностисарматского барокко приходят свобода и лёгкость. Сосредоточенная внутри зданий кинетическая энергия словно выплёскивается наружу. Интерьеры пластичны в духе рококо, фасады волнистые, фронтоны богато украшены скульптурой. Про церковь в Березвечье писали: "строительный материал здесь словно размяк и поплыл волнами выгнутых и вогнутых кривых".

Николаевский собор в Полоцке, исключительная по пластичности церковь в Березвечье и другие памятники виленского барокко пострадали либо были полностью уничтожены в 1960-е годы, во время последней крупной антирелигиозной кампании в СССР. После распада Советского Союза отдельные архитектурные памятники (например, Воскресенская церковь в Витебске) были воссозданы в первоначальном виде.

Архитектура барокко в Италии

Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны. Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.

Первым сооружением в стиле барокко считается римская церковь Иль-Джезу (Во имя Христа) - главная церковь ордена иезуитов, спроектированная Виньолой (1507-1573). Строительство началось в 1568 году, когда Виньола умер, церковь еще не была завершена. Сооружение было закончено учеником Виньолы - представителем раннего барокко Джакомо делла Порта, котрый придерживался главного плана Виньолы. Церковь явилась завершающим этапом в долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения. В ее плане и пространственном решении как бы сочетались два принципа - базиликальный и центрально-купольный.

Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543-1607) или Франческо Каратти (?-1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).


Архитекторы Барокко

 

Карло Мадерна (Carlo Maderno; 1556-1629 гг.) - один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Среди других работ Мадерна можно отметить церкви Санта Мария дела Виктория (1605 г.), Сан Андреа дела Валле (1608-1626 гг.). В 1628 году он построил огромный Палаццо Барберини.

Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; 1598-1680 гг.) - великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет - выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе. Его творчество принято считать эталоном эстетики барокко. Самое известное произведение Бернини - Пьяцца Сан-Пьетро в Риме.

Франческо Бартоломео Растрелли (Francesco Bartolomeo Rastrelli; 1700-1771 гг.) - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры. Две его наиболее известные работы: ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей. Известными киевскими проектами Растрелли являются Мариинский дворец и Андреевская церковь в Киеве. Сооружены по заказу императрицы Елизаветы Петровны под руководством И.Ф. Мичурина.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И.Г. Бюринг, Х.Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г.В. фон Кнобельсдорф).

Франсуа Мансар. Французский архитектор, крупнейший мастер барокко, основатель традиций классицизма во Франции. Отец французского классицизма. От его имени произошло слово "мансарда" (он постоянно делал комнаты под крышами). Наиболее известные работы: церковь Валь-де-Грас, замок в Блуа, дворец Мезон-Лаффит.

Иван Петрович Зарудный - русский художник широкого диапазона, один из основоположников нового направления в русском искусстве ХVШ столетия, автор проекта храма Архангела Гавриила на Чистых прудах. Своеобразие определяющего архитектурного стиля Москвы этого периода заключалось в том, что два его варианта - старомосковское и западное барокко - существовали как бы одновременно. Блестящим памятником новомосковской архитектуры стала Меньшикова башня.

Пьетро Берретини, прозванный Пьетро да Кортона (1596, Кортона - 1669, Рим), - один из крупнейших художников-декораторов и архитекторов барокко. Его покровителем был Папа Урбан VIII. Великие работы: Церковь Святого Луки и Святой Мартины, фасад Санта-Мария делла Паче, Санта-Мария ин Виа Лата.

Франческо Борромини. Его настоящее имя - Кастелли (Castelli). Вечный соперник Бернини. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Уже самая ранняя из его работ - коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, - отмечена незаурядной изобретательностью. Выдающиеся творения: Сан-Карло алле Куаттро Фонтане, Сант-Иво алла Сапиенца, Сант-Аньезе ин Агоне.

Лево Луи - французский архитектор, один из основоположников французского классицизма. Был первым королевским архитектором. Постройки Лево, ведущего мастера французского классицизма, отличаются строгой элегантностью, сложностью планировки, декоративным богатством внутренней отделки (отель Ламбер, с 1640, Коллеж четырех наций, с 1661, - оба в Париже).

Знаменитые творения: отель Ламбер, дворец в Версале (был главным соархитектором), Луврский дворец, Во-ле-Виконт.

 


 

Заключение

 

Культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-сер. XVIII вв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; динамика, импульсивность; декоративность, живописность, излишество элементов. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.

 


 

Список литературы

1. Барокко. БСЭ. М., 1970

. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2002

. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. Орнаменты. Стили. Мотивы: Удмуртский университет, 2004

. Гнедич П.П. История искусств. М.: ЭКСМО, 2002

. Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России // Барокко в России. М., 1926. С. 13-42

. История искусства зарубежных стран: В 3 т. М.: Издательство Академии художеств СССР. 1964. Т. 3

. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. / Под ред. Виллера. М.: Наука,1966

. Современный словарь по общественным наукам / Под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М.: ЭКСМО, 2005

. https://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/archstyle/barokko

. https://miro101.ru/index.php/11-klass/41-barokko/163-a

. https://b-a-r-o-c-c-o.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: