Характер линий и управление впечатлением
Цель этого курса сделать так, чтобы вы после его успешного окончания пришли в магазин, и среди трех подходящих вам по цвету, фасону и посадке платьев выбрали нужное, ориентируясь на то впечатление, которое вы хотите оказать на зрителей.
Если вам кажется, что никаких природных данные, чтобы видеть линии и понимать значение их характера у вас нет, у меня для вас хорошая новость:
Мозг можно перестроить.
Во второй половине ХХ века ученые открыли способность мозга прямо физически изменяться в процессе всей жизни. Это называется нейропластичность мозга. Нейронные связи разрушаются и строятся заново постоянно, но под действием определенного опыта мозг меняется целенаправленно. И даже у взрослых. И даже если речь идет про инсульт или потерю конечности. Что уж говорить про простое освоение новых навыков!
И есть у меня для вас еще вторая хорошая новость.
Мозг меняется не только при практической работе, но и при работе воображения с небольшим количеством практики. Ученые проводили эксперименты и выяснили, что если в течении недели определенным образом представлять как учишься играть на фортепьяно, а в конце недели пройти 2 часа практики, то результаты окажутся примерно такими же, как если бы вы всю эту неделю реально учились играть на фортепьяно (подробнее об этих экспериментах можно прочитать в описании работы Альвара Паскаль-Леона).
Чтобы магия нейропластичности сработала нужны определенные условия:
1. Сконцентрированное внимание к деятельности
2. Эмоциональная вовлеченность, азарт и тп.
3. Регулярное внимание к деятельности
Поэтому мой курс будет насыщенный, уроки невозможно будет просто прочитать, не выполнив задания предыдущего блока уроков. На этот курс я выделяю побольше времени, чем обычно, поэтому информацию можно будет осмысливать как следует и практиковаться достаточное время.
|
А еще этот курс будет прекрасной профилактикой старческих деменций.
Что еще поможет информации прочно усвоиться.
В идеале, нужно интенсивно заниматься вечером, а потом пойти спать и хорошо выспаться. Именно во сне информаций из кратковременной памяти перезаписывается в долговременную.
Введение
Откуда вообще взялась эта тема с характером линий?
В реальности линий не существует.
Наш мозг использует это абстрактное понятие для обозначения траектории движения.
Мы представляем линию, когда анализируем движение: будь это траектория движения какого-то предмета, или движение нашего взгляда по границе предмета. Чтобы это движение как-то осмыслить и описать, нам нужны линии.
Схема движения взгляда по фотографии бюста Нефертити.
Дарвин еще заметил схожесть невербальных сигналов не только разных людей, но даже людей и животных. Мы примерно одинаково используем жесты и физиогномику для передачи каких-то сигналов, эмоций. И используем для этого одинаковый набор движений. Резкие жесты и движения — страх или агрессия. Плавные — доброжелательность или безразличие.
Эмоциональные проявления, связанные с разными движениями, отражаются и в характере линий, используемых для самовыражения человека, со времен первобытных наскальных рисунков, до современного дизайна и музыки.
|
В начале 20 века ряд психологов начал изучать характер линий с помощью экспериментальной психологии.
«Графические эквиваленты психических состояний начали системно исследоваться в Лейпцигском университете под руководством В. Вундта (Wundt, 1900/1921). Наличие графических эквивалентов эмоциональных состояний подтвердилось при анализе аффективного тона линий (Lundholm, 1921). В исследовании Лундхольм в ответ на предъявление группы прилагательных, выражающих различные оттенки эмоциональных состояний, обследуемые должны были нарисовать линию, передающую соответствующее слову настроение.
Используя стилизованные паттерны Лундхольм в качестве прототипов, психологи Поффенбергер и Бэрроу получили среди взрослых испытуемых поразительную согласованность (до 90 %) в сопоставлении прилагательных с графическими изображениями по каждому из 18 универсальных паттернов (Poffenberger & Barrow, 1924). В результате исследования Поффенбергер и Бэрроу существование универсальной закономерности выражения эмоционального состояния в продуктах графической деятельности человека было доказано экспериментально.»
Цитата из книги «Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм», Либин В. В.
Примеры эмоционального воздействия характера линий.
Дерево — неодушевленный объект. Но даже тут мы сразу понимаем какое дерево "злое", а какое "доброе".
Один и тот же текст, но какое разное эмоциональное содержание!
Характер линий и внешность.
Когда мы смотрим на человека, наш взгляд движется по контуру и деталям. И связанные с характером движений эмоции переносятся на личность человека, на ожидания от его поведения и т.д.
|
(Отдельно хочу отметить, что когда мы обсуждаем восприятие, речь идет не про 100% людей, а про подавляющее большинство. У некоторых людей личный опыт, например, травмирующий, может перебить стандартное восприятие характера линий, но таких людей мало и учитывать такие ситуации заранее невозможно, тут мы изучаем восприятие большинства.)
В утрированном виде влияние характера линий на восприятие внешности человека можно посмотреть на мультперсонажах. С первого взгляда зритель понимает какой перед ним персонаж, добрый или злой (даже если в процессе повествования характер персонажа оказывается на самом деле добрым, именно на этом контрасте сюжет и строится).
Чтобы дать понять зрителю что изначально эти персонажи консервативные домоседы, художники использовали одинаковый характер линий.
Среди людей представители таких ярких типов линий редко встречаются, но бывают. Чаще всего, все типы линий намешаны во внешности и нужно разбираться какие линии ярче представлены. Посмотрите, две молодые девушки с похожими чертами лица, но разным характером линий.
Конечно, не только характер линий влияет на впечатление. Ещё цвет, форма, размеры, жесты, мимика и, собственно, контекст встречи и содержание беседы. Но мы здесь подробно изучим только один аспект.
Значение характера линий
Разберем семантику основных типов линий, посмотрим как они смешиваются и какой в итоге получается образ при смешивании.
Так как линии и их характер — понятия воображаемые, разные люди по-разному их классифицируют и объединяют в группы. В целом, значение характера линий от этого не изменяется, изменяется только форма подачи информации.
Поэтому, если вы встретите другой вариант описания линий и группировки их, не смущайтесь. Это нормально. У всех свой творческий подход к работе с воображаемыми объектами.
Отдельно замечу: когда мы говорим про работу впечатления, в основном мы говорим про первое впечатление. Если вы общаетесь с родней, которая вас давно знает и любит, даже если вы в трусах и каске, на них ваши природные линии оказывают минимальное воздействие (но все-таки, оказывают). А максимальное воздействие оказывается на людей незнакомых, малознакомых или тех, с кем вы редко видитесь.
Ян и Инь.
Есть 2 кардинально разных характера линий, которые традиционно противопоставляют и приписывают одному характеру мужские качества, а второму женские:
- резкие, дерганые, твердые линии, мужское начало, ян
- плавные, текучие, мягкие линии, женское начало, инь
Понятно, что в реальностии мужчины могут быть мягкими, и женщины могут быть резкими. Но наше восприятие приписывает определенные черты характера людям с такими линиями, даже если они противоположного пола.
Мужчины с плавными линиями выглядят более женственно, а женщины с острыми - мужественно.
В чистом виде такие типажи редко встречаются, самые распространенные промежуточные варианты, которые могут быть довольно разными.
Геометрические фигуры.
Можно рассортировать линии, обозначив их теми геометрическими фигурами, которые они создают.
Треугольник (диагональные линии) | Круг (плавные, округлые линии) | Квадрат (прямые горизонтали и вертикали) |
Интенсивные | Быстрые | Медленные |
Настойчивые | Спонтанные | Стабильные |
Вовлекающие | Контактные | Дистантные |
Рациональные | Эмоциональные | Логические |
Доминирующие | Колеблющиеся | Сбалансированные |
Резкие | Мягкие | Жесткие |
Возбудимые | Сенситивные | Выдержанные |
Напористые | Покладистые | Сдерживающие |
Сильные | Подвижные | Устойчивые |
Свободные | Открытые | Закрытые |
Организующие | Участвующие | Самодостаточные |
Соперничающие | Сочувствующие | Отчужденные |
Стремительные | Точные | Последовательные |
Напряженные | Расслабленные | Уравновешенные |
Таблица из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм", Либин В. В.
Вот такими образами можно проиллюстрировать каждый тип. Они утрированные, яркие, чтобы прямо сразу вы почувствовали. Но в обычной современной жизни не обязательно делать их настолько выраженными.
В чистом виде и во внешности, и в имидже встречаются редко. Обычно используются смеси этих линий.
Например, персонаж Скарлетт О'Хара сочетает в себе округлые линии и диагонали. Таким способом передается её слегка стервозный и ветреный одновременно характер.
Модель Келли Митендорф обладает редким вариантом сочетания "квадратных" и диагональных линий. В зависимости от задач фотосессии, её внешность сдвигают в ту или иную сторону. В этой фотосессии она, благодаря своим линиям, выглядит как очень экзотичная девушка из какого-то далекого племени, живущего по своему традиционному укладу.
У Дрю Берримор сочетание "квадратных" и округлых линий, что позволяет ей очень убедительно играть роли своих в доску соседских девчонок, простых, безопасных (даже если потом по сюжету и раскрывается, что она злодейка, на контрасте внешности и реального характера строится повествование).
Кибби.
В типологии Кибби учитывается не только характер линий, но и цвет, рост, фигура и тд. Плюс, Кибби ставить выбор цвета в зависимости от типажа, а не от цветотипа, что не всегда может привести к наилучшему результату. Тем не менее, его книга "Метамофозы", где он описывает свои типажи, стала очень популярной (во многом еще и потому, что там не предлагалось всех женщин сводить к фигуре Песочные часы и округлым линиям, а искать красоту внутри своего типажа), поэтому многие очень хотят определить себя по Кибби и получить рекомендации.
Если рассматривать основные типажи Кибби и сопоставлять с тем, что я написала выше, то получается вот так.
А остальные типы являются переходными и смешанными вариантами основных.
Все виды Гаминов, Софт Драма и Театральный романтик — сочетание диагоналей, углов и дуг в разных пропорциях.
Все классики — сбалансированные варианта всех линий с небольшими отклонениями в разную сторону.
Яркий натурал — смесь диагоналей и квадрата.
Софт натурал — смесь кругов и квадратов.
Про чистоту типажа.
Людей природа создавала без учета, что когда-то потом их будут типировать по характеру линий и разбирать на геометрические объекты. Поэтому редкие люди получили такую комбинацию внешних признаков, которая характеризуется одним характером линий. Чаще всего во внешности линий намешано много разных, и бывает что нижняя часть тела попадает в один типаж, верхняя в другой, а лицо в третий. И это причина, по которой часто невозможно точно определить типаж по Кибби.
Мы будем работать с линиями без учета Кибби, просто вы потом, когда разберетесь со своими линиями, посмотрите насколько вы попадаете в его систему и систему Ларсон.
Про нравится/не нравится.
Легко может так оказаться, что ваши доминирующие линии вам вообще не нравятся. Вам не нравится то эмоциональное содержание, которое они несут. Оно вам не подходит для комфортной и счастливой жизни, оно не модное и тд. Это обычная история, хоть и не здоровая.
У каждого типа линий есть свои огромные социальные преимущества. Но у разных типов они разные. Самый здоровый способ — использовать свои преимущества и не зариться на преимущества чужих типов.
Но это не всегда удобно и не всегда возможно. И может захотеться взять все хорошее от каждого типажа. И это можно сделать, можно создать сбалансированные классический образ. Но, и у него будет минус, он не будет ярким, не будет харАктерным, а будет довольно нейтральным. Но если вас это устраивает и если вам ваши природные линии позволяют — можно такое решение использовать.
Поэтому, настоятельно рекомендую не огорчаться, если вы найдете у себя какие-то линии, которые вам не нравятся. Мы будем рассматривать и красивые примеры каждого типа линий, и определимся с потенциалом для коррекций линий, и потренируемся это делать.