Опросник для исследования стадий психотерапии URIСA (the University of Rhode Island Change Assessment Scale,) создан группой авторов (McConnaughy, Prochaska, Veliser) в начале 80-х годов. Методика дает возможность определить 4 терапевтические стадии изменения (предразмышление, размышление, действие и сохранение). С помощью методики можно проводить непрерывное исследование отношений и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой стадии изменений. На основании результатов исследования определяется стадия психотерапевтического процесса, на которой находится в данный период пациент, или выделяются характерные признаки нескольких стадий. Первоначально методика для исследования стадии психотерапии предназначалась для описания проблем пациентов с аддиктивным поведением, проходящих психотерапию. Однако методика является общей по своему содержанию, так как пациенты должны ответить на вопросы относительно имеющейся проблемы. Таким образом она использовалась для измерения стадий терапии, связанных с широким кругом поведенческих проблем. Стадии терапии являются важнейшим аспектом психотерапии, которому до недавнего времени не уделялось достаточного внимания как в литературе, так и в конкретных исследованиях.
Методика описывает содержание стадий психотерапии, основанное на их последовательности. Цель методики заключается в том, чтобы отнести пациента к той или иной стадии терапии, выделяя шкалы, по которым он обнаруживает наибольшие показатели. Первые исследования стадий психотерапии свидетельствали о том, что пациенты в каждый конкретный момент могут находиться только на одной стадии терапии. Однако позднее выяснилось, что пациент может находиться одновременно более чем на одной стадии.
|
Сопротивление, отрицание и различные уровни мотивации представляют собой серьезные проблемы для процесса и результата психотерапии. Чаще всего готовность к изменениям рассматривается как наличие или отсутствие мотивации. Была выдвинута концепция изменения как стадиального феномена. Процесс изменения представляет собой движение от предразмышления (для которого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недостаточная активность) до размышления над проблемой (которое связано с серьезными намерениями и принятием решений). Стадия действия сопряжена с усилением активности, последняя стадия успешных изменений — стадия сохранения, представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закрепление новых форм поведения и восприятия. Связь между четырьмя оценочными шкалами методики предполагает простейшую модель поведения, смежные пункты более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от одного элемента к другому можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а не как случайность или неожиданность.
Методика включает 32 пункта, предназначенных для измерения четырех стадий терапии. К каждой стадии относится 8 высказываний, которые оцениваются пациентом по 5-балльной шкале: 1 — высказывание мне вообще не соответствует, 2 — едва соответствует, 3 — соответствует в достаточной степени, 4 — сильно соответствует, 5 — очень сильно соответствует. Любое высказывание содержит описание того, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Количество баллов по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т).
|
Основные стадии терапевтических изменений. 1. Стадия предразмышления. Большинство больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не до конца понимают характер своих проблем или вовсе не признают у себя проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам Прохазка, «Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемы». Больной не испытывает желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает, каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием окружения, зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обратиться к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении — до тех пор, пока сохраняется давление на него со стороны значимых людей. Пациенты, находящиеся на стадии предразмышления, могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы — отличительная черта данной стадии. Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:
«Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения».
«Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах».
2. Стадия размышления. Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления — взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением. Пациенты, находящиеся на стадии размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление от проблемы усилий, энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с ней. Тем не менее, центральный аспект данной стадии — серьезное намерение разрешить проблемы. Примеры высказываний, характерных для стадии размышления:
|
«Над моими проблемами стоило бы поработать».
«Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить».
3. Стадия действия. Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и энергии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям и в результате упускают из вида необходимость активной работы (которая является своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных на сохранение результатов. Характерная черта стадии действия — модификация привычного образа восприятия и поведения и применение значительных усилий для изменения. Примеры высказываний, характерных для стадии действия:
«Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней».
«Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого».
4. Стадия сохранения. Пациент достиг определенных результатов в решении своей проблемы и его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной, может вернуться. На данной стадии идет работа, направленная на предупреждение возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения. Традиционно стадия сохранения рассматривалась как статичная, однако стоит помнить, что сохранение — это продолжение, а не отсутствие действия. Основное положение данной стадии — сохранение позитивных изменений и предотвращение возобновления проблем. Примеры высказываний, характерных для стадии сохранения:
«Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг».
«Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи».
Прохождение данных стадий представляет собой не линейный, как описано выше, а циклический процесс. Пациенты могут начинать со стадии размышления, прийти к решению ничего не менять и прекратить лечение. Действие и сохранение нередко прерываются возвращением к привычному образу поведения. Пациенты подчас совершают несколько оборотов этого цикла, прежде чем достигают успешных, позитивных изменений.
Инструкция и текст. Этот опросник должен помочь нам улучшить лечение. Каждое высказывание описывает, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Укажите, пожалуйста, насколько соответствует или, напротив, не соответствует вам каждое высказывание. Пожалуйста, отмечайте то, что вы чувствуете именно сейчас, а не то, что вы чувствовали раньше или могли бы, или хотели бы чувствовать. В тексте опросника постоянно встречаются слова «проблема» и «здесь».
«Проблема » — это то, что Вы напишите в графе «проблема», т. е. то, в связи с чем Вы обратились в нашу клинику.
«Здесь » — относится к вашему пребыванию в нашей клинике, данному конкретному периоду вашего лечения и его программе.
Когда речь идет об изменении вашей проблемы, имеется в виду, избавление от симптомов, улучшение самочувствия, решение какой-либо проблемы, конфликта или ситуации. Пожалуйста, обведите кружком соответствующую цифру, которая лучше всего указывает, насколько соответствует или, напротив, не соответствует Вам каждое высказывание.
Для каждого вопроса имеется пять возможных ответов:
1 — вообще не соответствует
2 — едва соответствует
3 — соответствует в достаточной степени
4 — сильно соответствует
5 — очень сильно соответствует
1. У меня нет личных проблем, которыми надо было бы заниматься | 1 2 3 4 5 |
2. Я думаю, что сейчас готов что-то изменить в себе к лучшему | 1 2 3 4 5 |
3. Я собираюсь что-то делать с проблемами, которые меня заботят | 1 2 3 4 5 |
4. Над моими проблемами стоило бы поработать | 1 2 3 4 5 |
5. У меня нет никакой проблемы, поэтому пребывание здесь не имеет для меня никакого смысла | 1 2 3 4 5 |
6. Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи | 1 2 3 4 5 |
7. Наконец-то я занимаюсь своей проблемой | 1 2 3 4 5 |
8. Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить | 1 2 3 4 5 |
9. Я уже с успехом работал над своей проблемой, но я не знаю, хватит ли у меня сил продолжить это | 1 2 3 4 5 |
10. Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней | 1 2 3 4 5 |
11. Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения | 1 2 3 4 5 |
12. Я надеюсь, что мне здесь помогут лучше понимать самого себя | 1 2 3 4 5 |
13. Я предполагаю, что у меня есть слабости, но нет ничего такого, что я действительно должен был бы изменить | 1 2 3 4 5 |
14. Я действительно усердно работаю над тем, чтобы что-то в себе изменить | 1 2 3 4 5 |
15. У меня есть проблема, и я действительно думаю, что должен над этим работать | 1 2 3 4 5 |
16. Те изменения, которых я уже достиг, не так легко сохранить, как я надеялся, и я здесь для того, чтобы помешать возврату того, что было (рецидиву проблемы) | 1 2 3 4 5 |
17. Хотя мне и не всегда удается что-то изменить в себе, я, по крайней мере, занимаюсь своей проблемой | 1 2 3 4 5 |
18. Я думаю, что однажды разрешив свою проблему, я должен был бы от нее освободиться, но иногда я снова вынужден бороться с ней | 1 2 3 4 5 |
19. Я хотел бы иметь больше идей в отношении того, как решить свою проблему | 1 2 3 4 5 |
20. Я уже начал работать над своей проблемой, но хотел бы помощи в этом | 1 2 3 4 5 |
21. Возможно, здесь мне смогут помочь | 1 2 3 4 5 |
22. Пожалуй, сейчас с нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг | 1 2 3 4 5 |
23. Возможно, я как-то сам и способствовал проблеме, но я не думаю, что это действительно так | 1 2 3 4 5 |
24. Я надеюсь, что здесь кто-нибудь даст мне хороший совет | 1 2 3 4 5 |
25. Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого | 1 2 3 4 5 |
26. Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах | 1 2 3 4 5 |
27. Я здесь для того, чтобы предотвратить рецидив (возврат) проблемы | 1 2 3 4 5 |
28. Меня тревожит, что проблема, которую я считал уже решенной, может вернуться снова | 1 2 3 4 5 |
29. У меня есть заботы, но они есть и у других, поэтому незачем тратить время, думая об этом | 1 2 3 4 5 |
30. Я активно работаю над моей проблемой | 1 2 3 4 5 |
31. Лучше бы я научился избегать своих ошибок, чем потом пытаться их исправлять | 1 2 3 4 5 |
32. После всего, что я сделал для того, чтобы изменить свою проблему, она все равно снова и снова преследует меня | 1 2 3 4 5 |
Обработка результатов.
Ключ к методике.
1-я шкала — стадия «Предразмышление» включает пункты:
1,5, 11, 13,23, 26,29,31
2-я шкала — стадия «Размышление» включает пункты:
2,4, 8, 12, 15, 19,21, 24
3-я шкала — стадия «Действие» включает пункты:
3, 7,10, 14,17, 20, 25,30
4-я шкала — стадия «Сохранение» включает пункты:
6, 9, 16, 18,22, 27,28, 32
По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Далее суммарный балл по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т) по специальной, прилагаемой таблице перевода сырых баллов в стандартные показатели.
Пример обработки результатов:
В качестве примера приведем подсчет баллов по 1-й шкале «Предразмышление»
1-й пункт — ответ 2
5-й пункт — ответ 1
11-й пункт — ответ 4
13-й пункт — ответ 3
23-й пункт — ответ 1
26-й пункт — ответ 5
29-й пункт — ответ 3
31-й пункт — ответ 2
Суммарный балл — 21
Допустим, по всем шкалам получены следующие сырые оценки:
1-я шкала — 21 балл
2-я шкала — 25 баллов
3-я шкала — 13 баллов
4-я шкала — 7 баллов
Соответственно стандартизованные показатели (Т) составят (Таблица 1):
1-я шкала — 75 Т
2-я шкала — 30 Т
3-я шкала — 15 Т
4-я шкала — 10 Т
Эти результаты свидетельствуют о том, что в данный момент наш пациент находится на 1-й стадии — стадии предразмышления, основной характеристикой которой является сопротивление пониманию и разрешению проблем. Однако следует отметить, что в данном случае также в определенной степени представлены признаки стадии размышления: пациент уже задумывается над своими проблемами, однако его мотивация к активной работе еще явно недостаточна и не является устойчивой. Показатели стадии действия и стадии сохранения указывают на отсутствие активности, направленной на переработку проблем с целью их преодоления и изменения своего поведения.
Таблица № 1. Перевод сырых баллов в Т баллы.
Т-оценки | 1 шкала | 2 шкала | 3 шкала | 4 шкала | |
30-35 | |||||
29-30 | |||||
27-28 | |||||
25-26 | |||||
23-24 | |||||
21-22 | |||||
19-20 | |||||
17-18 | 33-34 | 33-34 | |||
15-16 | 34-35 | 31-32 | 31-32 | ||
13-14 | 29-30 | 28-29-30 | |||
11-12 | 31-32 | 27-28 | 26-27 | ||
09-10 | 25-26 | 23-24-25 | |||
28-29 | 23-24 | 21-22 | |||
21-22 | 18-19-20 | ||||
25-26 | 19-20 | 16-17 | |||
17-18 | 13-14-15 | ||||
22-23 | 15-16 | 11-12 | |||
13-14 | 08-09-10 | ||||
19-20 | 11-12 | ||||
09-10 | |||||
16-17 | 07-08 | ||||
-05 | |||||
-10 | 13-14 | ||||
-15 | 07-12 | ||||