Во времена союзов племен в качестве средств платежей и их эквивалентов использовались меха. Об этом говорят названия древнерусских денежных единиц: куна (шкурка куницы), ногат (шкурка с четырьмя ногами), веверица (беличья шкурка),– так же впоследствии назывались монеты или весовые единицы серебра, когда-то соответствовавшие по цене меховым изделиям. В киевский период использовали оба значения слов, хотя в действительности к тому времени средством платежа уже служили серебряные (иногда и золотые) монеты и слитки. Своей универсальной денежной единицы на Руси тогда не было.
Слово гривна в рассматриваемый период имело три известных значения – это металлическое кольцевое украшение и серебряный (иногда и золотой) слиток; кроме того, так иногда называли связку мехов одного типа. Гривны -слитки ходили на Руси еще в X в. и имели различный вид и вес. Современный термин – деньги имеет более позднее монголо-татарского происхождение.
Иностранные монеты, как восточные (сасанидские, позже арабские), так и римские (позже византийские) ходили в большом количестве еще в докиевской Руси – позднее появились и западноевропейские. Массовый приток римских серебряных денариев на территорию лесостепной полосы Восточной Европы начался еще в середине II в. н. э. – он был кратковременным и резко сократился на рубеже II и III вв.; наибольшее число кладов и отдельных находок монет обнаружено на территории Украины и Беларуси, в частности, в районе Киева и его окрестностей.
Монеты Византии начинают проникать на территорию Южной Руси еще в VII-VIII вв. Наибольшее их распространение приходится на IX-XI вв, однако, даже в этот период их удельный вес в денежном обращении – был незначителен.
Первые монеты стран Западной Европы попадают на Русь в 80-е гг. Х в., а их массовый приток сюда начинается в 20-х гг. XI в. Основную часть западноевропейских монет, поступавших на Русь, составляли германские пфенниги, англосаксонские пенни, денарии Венгрии, Чехии и других стран. Денарии, в основном, обращались на территории Северной и Северо-Восточной Руси в XI-начале XII вв., а в юго-западной части Руси, и на Киевщине, их обнаружено сравнительно немного. В самом начале XII в. их ввоз сюда в закончился, однако в незначительных количествах они проникали на Русь вплоть до 40-х гг. XII в.
В конце VIII в. на территорию Восточной Европы в значительных количествах начинает проникать восточная монета – серебряный куфический дирхем Арабского халифата, первоначально соответствовавший норме древнерусской куны (2,73 г.); они попадали сюда главным образом по Волжскому торговому пути, особую роль на котором играла Волжская Болгария – меньшее значение имел торговый путь по Днепру и Северскому Донцу. В меньших количествах здесь найдены и другие восточные монеты, например сасанидские драхмы IV-VII вв. В первой трети Х в. в обращении на Руси появляются саманидские дирхемы, среди которых была более тяжелая монета в 3,41 г., ближе всего соответствавшая ногате, эквивалентом которой могли служить меха ценных пушных зверей. Помимо настоящих дирхемов, в обращении было немало подражаний, которые – по предположению В.Л. Янина – чеканились в районах Салтово-маяцкой культуры, прилегающих к границам Южной Руси (Безлюдовский клад Харьковской области и др.). К середине X в. дирхемы, поступавшие из разных районов Арабского халифата, перестали соответствовать устойчивым весовым нормам; их стали резать на мелкие части (резанна) или принимать на вес, что стимулировало развитие денежно счетных систем; а к середине XI в. их приток – полностью прекращается. Среди обрезков монет встречались разные формы, в том числе и, кружки, служившие мелкой монетой.
В IX-X вв. активизируется монометаллическое денежное обращение, которое накладывается на существующую с незапамятных времен кунную меховую денежную систему, которой в свое время так заинтересовался К. Маркс. Тогда в обращении находились куфические дирхемы, европейские денарии, пфенниги, пенни; наряду с серебряными милиарисиями сюда проникали золотые солиды и медные монеты Византии – все они принимались в княжескую казну в виде полюдья, даней, мыта, вир, продаж, гостевых, военной добычи и проч.
Первые попытки выпуска собственной монеты относятся к концу X-началу XI вв. они были связаны с кризисом серебра на Востоке и прекращением поступления арабских монет на Русь. Финансовая администрация Владимира Святославича (980-1015 гг.), вскоре после крещения Руси в 988 г., впервые предприняла меры для выпуска в обращение универсальной общегосударственной монеты. Однако, эмиссия национальных монет (златников и серебряников) не была постоянной, а продукции эпизодических выпусков оказалось недостаточно для того, чтобы занять сколь-нибудь заметное место на внутреннем рынке. Ограниченные попытки чеканки собственной монеты предпринимали после Владимира – Святополк Изяславич, Ярослав Мудрый, Михаил Тьмутараканский.
Еще в IX-первой половине Х в. на Руси имели хождение серебряные слитки (гривны) весом в 68,22 г., ареал распространения которых был ограничен близлежащими районами Русской земли. Структура денежного счета, согласно Русской Правде, имела следующий вид:
гривна (68,22 г.) = 20 ногат (3,41 г.) = 25 кун (2,73 г.) = 50 резан (1,36 г.) = 100 или 150 вевериц.
Согласно В.Л. Янину, метрологической основой древнерусской гривны в 68,22 г. служил устойчивый вес римского денария (3,41 г.). Гривно-кунная терминология и методология серебряно-мехового счета сохранилась в последующие века и нашла отражение в Краткой и Пространной редакции Русской Правды.
К концу XI в. прекращается интенсивное обращение монет на Юге, а с 20-х годов XII в. – немного позднее на Севере – начинается безмонетный (гривневый) период, хронологически совпадающий с распадом Киевской Руси.
Платежные операции XI-XIII вв. обеспечивали поздние серебряные слитки различного вида и веса; наибольшее значение имели киевские и новгородские гривны серебра. Киевские гривны серебра – это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес – около 160 г., что позволяет связывать их весовую норму с весом византийской литры (327,456 г.), и считать – равной ее половине (163,728 г.). Общая их датировка, подтвержденная совместными находками с византийскими монетами – IX-XII вв; ареал – охватывает почти всю территорию Руси, но большинство находок концентрируется в южных районах.
Новгородские гривны серебра имели другой вид и вес – это были длинные (14-16 см) палочки-бруски весом около 200 г. Их весовую норму связывают с полуфунтом (204,756 г.), а также с гривной кун (51,184 г.), равной его четверти, не имевшей серебряного слитка-эквивалента, и использовавшейся в качестве термина счетной единицы. Вес златников князя Владимира, заключенный в пределах 4,0-4,4 г., и соответствующий весовой норме византийских солидов, в дальнейшем превратился в русскую единицу веса – золотник (4,266 г.), точно соответствующий 1/96 позднейшего русского фунта. Структура денежного счета в соответствии с Краткой редакцией Русской Правды (конец XI в.):
гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (2,05 г.) = 50 резан (2,02 г.);
Пространная редакция (XII-XIII вв.) – дает следующее соотношение:
гривна кун (51,184 г.) = 20 ногат (2,56 г.) = 25 кун (1,02 г.) = 50 резан (1,02 г.).
Как видно из сказанного выше, поздние гривны серебра имели заниженный устойчивый вес по сравнению с исходными нормами, что объясняется угаром при плавке. Существовали также черниговские гривны, по весу близкие к новгородским, но метрологически с ними не связанные. В источниках киевского периода, упоминается и золотая гривна.
С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, сфера действия которых была ограничена территориями отдельных земель. В XIII в. наряду с названием гривна, для новгородских слитков серебра стало употребляться название рубль, который составлял две полтины (половины). В дальнейшем рубль закрепился как денежно-счетная единица, а позднее стал основной элементом росийской денежной системы.
Функции средств платежа в безмонетный период – помимо гривен – выполняли некоторые изделия древнерусского ремесла, такие как овручские шиферные пряслица (грузики для веретен), широко распространенные на территории Руси и часто находимые в городских центрах в количествах, заметно превосходящих хозяйственные потребности в них; ареал их находок, совпадает с территорией монетного обращения Руси IX – начала XII вв. Такую точку зрения поддерживали В.Л. Янин, М.Н. Тихомиров и другие исследователи.
По свидетельству различных источников (западноевропейских, арабских и русских) в безмонетный период в Северной Руси в качестве средств платежа использовались кожаные деньги. В Новгороде их снабжали пломбами с изображением князя.
В Русской Правде регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно заключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно принести присягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском – поэтому деньги часто хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в случае невыполненя долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа.
При раскопках в Новгороде обнаружены берестяные грамоты с просьбами о займе а ткже долговые расписки и завещания. Должник обязан был платить проценты, называвшиеся резами для денег, наставом при займе меда, присопом в случае займа жита. Процент зависел от срока займа. «Месячная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев до одного года устанавливалась ставка в «треть года»; для более длинных займов законной являлась «годовая» ставка, которая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок – 10 кун за каждую гривну, взятую в заем.
Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году произошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ростовщичество («...аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята»). Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде.
Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Ярославу удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив платить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения – низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц.
Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, связанные с банкротством – при погашении долгов закон предоставлял преимущество иностранным кредиторам перед местными.
В конце Х в. князем Владимиром Святославичем была установлена церковная десятина – право на получение десятой части доходов, которую платили князья и бояре; она была своеобразной формой распределения феодальной ренты между светской и духовной властью.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Одна из географических особенностей Древней Руси – деление страны на природные зоны – предопределила ее экономическое развитие в лесных и степных районах, привела к заметной разнице между севером и югом. Граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной, её остатком является современная Беловежская Пуща.
В степной зоне первоначально использовалась переложная система земледелия, заключавшаяся в том, что после первых урожаев землю оставляли под паром на несколько лет, не соблюдая какого-либо определенного чередования – позже появилось двуполье и трехполье (XI в.). На юге плуг (рало) использовался со скифских времен, а в качестве тягловой силы – лошади или волы. Плужное земледелие было эффективным и давало относительно высокие и стабильные урожаи. Современные раскопки показали, что в IX-X вв. веках для обработки земли и выращивания урожая применяли также лопату, косу и другие инструменты. В этот же период стало применяться железо при изготовлении земледельческих орудий (наральников, чересел и др.).
В лесной зоне работа должна была начинаться с вырубки деревьев и выжигания подлеска. Такая система называется подсечно-огневой (подсека – вырубка). В первый год, очищенные от лесной растительности, поля удобренные древесной золой давали высокий урожай (сам-10 и более), однако, в последующем урожайность резко падала и через три-четыре года такие участки земли становились непригодными для использования а земля нуждалась в длительном отдыхе. На начальной стадии развития земледелия в лесной зоне основными орудиями труда были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. В верховьях Волги лошадь первоначально использовалась как скот, на мясо и в качестве транспортного средства, и только начиная с V в. ее приспособили для сельскохозяйственных работ. Северная русская соха представлял собой деревянное орудие с тремя зубьями. Позже к нему приладили металлический лемех. Земледельцы использовали орудия вторичной обработки почвы: грабли и вилы. Убирали урожай при помощи серпов, скошенные колосья связывались в снопы, которые складывали в стога, а затем хлеба молотили цепами или копытами погоняемых животных. Для получения муки зерно размалывали каменными зернотерками и жерновами.
В Новгороде и некоторых других землях применялась двух- и трехпольная (лядинная) система хозяйствования.
Система подсечного земледелия, практиковавшаяся на протяжении нескольких веков в Восточной Европе, явилась фактором деградации почв, существенно отразилась на состоянии ландшафтов лесной и лесостепной зоны, в первую очередь, дерново-подзолистых, серых лесных и оподзоленных черноземов. Значительные изменения основы древнего агроландшафта обусловили смену растительности и животного мира обширных территорий.
Из зерновых культур на юге выращивали пшеницу, гречиху, полбу, пшено и др. на севере – озимую рожь, яровую пшеницу а также овес, ячмень и просо. При трехпольной системе возделывали следующие культуры: волокнистые, пригодные для ткачества (лен и коноплю); бобовые (горох и чечевицу) и репу на отдельных полях.
Древних славян лишь условно можно было назвать оседлым народом, так как, истощив пашню на одном месте, они покидали свое жилище и искали другого. Таким образом, первоначально поселки славян-земледельцев имели подвижный характер.
Вокруг Киева и других городов были огороды, которые часто располагались в речных поймах и других низких влажных местах. Выращивали капусту, горох, репу, лук, чеснок и тыкву. Есть упоминания об огородничестве на монастырских землях и в частных поместьях.
В «Патерике» Киево-Печерского монастыря говорится, что монахи выращивали некоторые виды фруктовых деревьев. Встречаются данные об экспорте фруктов из Византии.
В Древней Руси разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе – лошадей. У восточных славян в IX- X вв. веках были все виды домашних животных, крупный и мелкий скот: коровы, свиньи, лошади, домашние птицы (куры, гуси, утки, а также голуби и др). Откармливая крупный рогатый скот крестьянин обеспечивал себя не только мясом и молоком, но и кожей для изготовления одежды и обуви.
В индивидуальных хозяйствах и сельских общинах киевского периода и в последующие века преобладало натуральное производство, разделение занятий было слабым; земледелие сочеталось с животноводством, промыслами, сельскими ремеслами, обменом и др. видами деятельности.
В течение всего киевского периода, земледелие, культура и традиции которого оставались неизменными в течение многих веков, было наиболее стабильным фактором жизнедеятельности населения, однако, его качественное развитие на Руси шло очень медленно; ему препятствовало, с одной стороны несовершенство инфраструктуры и проблемы рынков, а с другой – наличие массивов незаселенных неосвоенных земель, и следовательно – альтернативных занятий производителей.
В Новгороде случаи массового голода по причине неурожаев отмечены в 1128 г., 1170 г., 1215 г., 1224 г.,1229-1230 гг. Особенно жестоким он был 1230 г. в Новгороде, Смоленске и других районах Руси.
РЕМЕСЛА
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйствеенной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможности были ограничены местным самоуправлением. Большинство древнерусских городов находились под властью князей, их посадников и местных землевладельцев, которые охотно занимались здесь хозяйственной и финансовой деятельностью; исключение составляли только Новгород и Псков, начиная с середины XII в. Поэтому, наряду со свободными мастерами были и зависимые, работавшие на усадьбах князей и бояр. Феодальное ремесло было более корпоративным, лучше обеспечено сырьем и финансами; в нем нередко участвовали зарубежные мастера. На товарах производимых «феодальным сектором» иногда ставились собственные знаки Рюриковичей. Развитию древнерусского ремесла присуща общесредневековая тенденция углубления специализации и перехода к рыночной ориентации к XII в.
Ранее других выделилось плотницкое ремесло, т.к. больщинство строений в городах, весях и селах были деревянными; среди его инструментов упоминаются: топор долото, сверло, тесло, и редко – пила. Для строительства мостов, церквей, оборонительных сооружений и др. создавались артели. Эта форма была ближе к вотчинному ремеслу, чем к свободному. Староста строительной артели в Киеве в конце одиннадцатого века принимал участие в работе над «Правдой» Ярославичей. Строителя крепостных деревянных укреплений называли – городник. Городская стена делалась из отдельных срубов (городниц), плотно приставленных друг к другу и засыпанных доверху землей. Над срубами с внешней стороны устраивались заборола, защищавшие воинов от стрел. Городная повинность была обязательной по крайней мере с ХIII в. Значение мостника отражено в уставе Краткой редакции Русской правде: его помощника именовали отроком, а за работу он, как и городник получал плату из казны в ногатах и кунах. Мосты на важных дорогах находились в распоряжении мытников, собиравших на них пошлину (мыт).
К числу наиболее древних относятся: горнодобыча, ткачество, бондарничество, кожевенное и полотняное ремесло. Особое значение имело кузнецы и оружейники. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключи, браслеты и перстни из золота и серебра.
Местом сосредоточения свободного ремесла были посады. К концу XII-началу XIII вв. киевский Подол достигает наибольших размеров и наивысшего развития. В XII в. наблюдается рост размеров посадов в Чернигове, Переяславе, Галиче, Суздале, Смоленске, Полоцке, Владимире и Новгороде, а также заметное увеличение ремесленного производства. В Киеве было представлено около 50 ремесел.
Городские ремесленники селились группами по роду занятийий и занимали улицы или кварталы города, напримеру, Гончарский конец или Шитная улица в Новгороде, квартал Кожемяки в Киеве. Раскопки кожевенных мастерских в Новгороде свидетельствуют, что вместе с ростом городов и посадов росло ремесленное производство: в слоях с середины XI до конца XII века количество находок кожаной обуви возрастает в 5 раз.
В условиях преобладающего натурального хозяйства Руси IX-XII вв. значительную роль играло домашнее производство, сельские ремесла, переработка продукции сельского хозяйства и промыслов. Им часто занимались в зимнее время, свободное от земледельческих проблем. В ряде сельских общинах имелись производственные металлургические сооружения – сыродутные горны. Они располаглись на окраинах населенных пунктов или за их пределами, вблизи источников сырья и топлива, которые использовались местными кузнецами. Домники владели специфической технологией сыродутного процесса, им были известны простейшие способы получения стали. Общинные кузнецы производили украшения из меди, бронзы и низкопробного серебра, пользовавшиеся спросом у населения. Применение гончарного круга в X в. привело к вытеснению лепной посуды круговой. Обжигали глиняную посуду в домашних печах и в специальных гончарных горнах.
Ткани делали из льна, шерсти и конопли. Знали сложное рисуночное тканье и вышивку. Из льняного и пенькового полотна делали мужскую и женскую одежду. Кроме изготовления одежды, льняная и пеньковая пряжа были необходимы для технических нужд – веревок и канатов. Из холстины и парусины делали военные палатки и паруса. Пряжу и сукно, которые в основном использовали в зимней и верхней одежде, производили из шерсти. Для изготовления головных уборов и зимней обуви применяли фетр.
Первоначально большая часть холстины и льняного полотна была домотканая, а шерстяное сукно – домашнего валяния; они производились сельскими и городскими ремесленниками и в монастырях. Женщины пряли и ткали, а мужчины валяли сукно и вили веревки. На рубеже XII и XIII вв. в Новгороде появляется горизонтальный ткацкий станок, заменивший более древний – вертикальный; который позволяет значительно повысить производительность ткацкого ремесла, после чего возрастает производство более простой и дешевой ткани полотняного переплетения.
Пряжу пряли веретенами с пряслицами. Женщины любили носить украшения: серебряные или бронзовые височные кольца, подвешенные к кокошнику, мониста, браслеты, бусы.
Из мягкой кожи шили поршни, черевья, сапоги и др. без жесткой подошвы; из лыка липы, берёзы и других пород деревьев плели лапти.
Первоначально оружие производили кузнецы, а затем возникла специализация: щитники, лучники и др. Некогда заимствованные образцы начали самостоятельно производиться местным балтским и русским населением. Вооружение дружины было смешанным: через викингов на Русь попадали каролингские мечи и скрамасаксы, северные наконечники ножен мечей, некоторые формы иноземных копий, топоров, стрел, круглые щиты, образцы конского снаряжения. С востока – пришли: сабля, кольчуга, конический шлем, кочевническая пика, восточный чекан; встречались и оригинальные изделия местных мастеров.
В конце X в. возникает сложное производство эмалей. B XII в. в Киеве, Новгороде и Владимире возникают иконописные мастерские, деятельность которых продолжала византийские традиции.
ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ
Внутренняя торговля в Киевской Руси развивалась под влиянием обществееого разделения труда, выделения ремесел, роста городов, возникновения и накопления излишков продукции. В крупных городах были постоянно действующие торги или торговища – предшественники ныне существующих рынков. В 1017 г. В Киеве их было 8, причем каждый имел свою специализацию. Обычно это площади, на которых раполагались торговые, складские и др. строения и церковь. На ней продавались и покупались продукты питания, изделия ремесленников и др. товары; собиралось городское вече, оглашались указы князя, и проч. На торгу продавали и покупали различные товары за деньги или обмером, в присутствии послухов или мытника заключались договора, торговые сделки, делались заявления о пропаже имущества. Для взвешивания товаров торговцы применяли различные весы и гири (гирьки).
Другой ранней формой торговли были ярмарки. Для них были характерны: относительно редкая периодичность, большое стечение народа, наличие привозных и местных товаров, сопровождение торговли увеселительными мероприятиями. В киевсий период на Руси насчитывалось более 100 крупных и мелких городов, где регулярно устраивались ярмарки, которые по представляли собой торговые съезды.
Торговая деятельность монастырей в ограничивалась внутреннего рынком, однако, гости, могли вывозить и изделия монастырских ремесленников.
Источники того времени упоминают следующие товары регулярного спроса: зерно, хлеб, мед, воск, благовония, домашних животных, оружие, изделия из металла, соль, одежду, меха, полотно, гончарные изделия, древесину и др.
По данным археологических исследований северо-восточного района при раскопках отдаленных сельских общинах наряду с изделиями местного производства встечались и импортные товары, которые могли попадать туда через городские торги и ярмарки, или – доставлятся бродячими купцами-коробейниками.
Есть свидетельства о деятельности иногородних и иностранных купцов в крупных городах. Их называли гостями (гостинной сотней), для них строили гостинные дворы. Новгородские купцы проявляли активность в открытии своих представительств по всей Руси.
Внутренние торговые пути XII-XIII вв., соединявшие населенные районы, на отдельных участках проходили по: наезженным дорогам, переправам, переволокам, рекам и озерам, лесным просекам и т.п. Удобных дорог, соединявших не только отдаленные Киев и Новгород, Суздаль и Галич, но и соседние земли и города было немного. Попытка провести обоз или судно с зерном – например, из Переяславля в Новгород – технически доступная для крупных купцов и их объединений, могла привести столь значительному повышению стоимости, что его не смогли бы покупать даже очень богатые люди. Этим в частности объясняются локальный характер хлебной торговли и ее проблемы в последующие века. По данным летописи цена кади ржи в неурожайные годы в Новгороде поднималась до 4, 6 и даже 20 гривен, что во много раз превышало ее обычную стоимость.
Потребности Южной Руси в соли удовлетворялись за счет ее ввоза из Крыма и Прикарпатья, а в Северо-Западную Русь она поступала из Старой Руссы и побережья Белого моря либо из балтийских стран (Германии и др.).
8. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
В последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупные транзитные торговые пути средневековья – «путь из варяг в греки» и Волжско-Балтийский. Оба они прходили через Новгород: первый сыграл значительную роль в развитии центральной и южной Руси, другой – северо-восточного региона.
8.1 БАЛТИЙСКО-ЧЕРНОМОРСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ
Время возникновения и становления Киевской Руси совпал с расцветом торговли по днепровскому торговому пути – это во многом объяснялось тем, что потребности князей и воинов-варягов в оружии, снаряжении, одежде, обуви и др. не могли быть удовлетворены натуральными данями и изделиями местных ремесленников, что стимулировало развитие торговли и поиск внешних рынков. Торговля с Византией, достигла наибольшего развития в первой половине X в; в этот период она имела характер и масштабы организованного вывоза полюдья и была связана с деятельностью торгово-ремесленных поселений. Особенно благоприятные условия для внешней торговли Руси по Балтийско-Черноморскому пути сложились после военного похода и последующих договоров Олега в период 907-944 гг. Менее выгодными для Руси были соглашения 944 г. (Игорь), сохранявшие преемственность предыдущих договоров и общий подход благоприятствующий русско-византийской торговле. В 955 г. княгиня Ольга вела новые переговоры в Константинополе по политическим и торговым вопросам.
Тяжело груженные корабли русов спускались по Днепру, проходили пороги, где делали остановку на Хортице, принося жертвы своим богам. Затем они продвигались до Днепровского устья к острову Березань (Борисфен – Днепр), и двигались вдоль Черноморского побережья через устье Дуная (Добруджа) на Константинополь. Далее через Константинополь, где было поселение русских купцов, путь лежал к странам Арабского Халифата. Основными товарами экспорта были меха, воск и мед, а также рабы. В X-XI вв. Русь вела торговлю непосредственно с Константинополем, где купцы покупали: дорогие ткани, домашнюю утварь, украшения, оружие, пряности, вина, произведения художественного ремесла и искусства, иконы, ювелирные украшения, изделия из стекла; брали и монетные деньги – своих на Руси тогда не было. У арабских купцов пользовалься спросом мех черной лисицы.
Работорговля на Черном море, известная не только в киевский период, была очень прибыльной – ей занимались феодалы и их приказчики-купцы.
К концу X в. после смерти Святослава условия для южной торговли Киевской Руси стали ухудшаться, а к концу XI в. из-за политических разногласий с Византией и военных неудач Руси в походах 1024 г. и 1043 г. – стали неблагоприятными. После войны между Византией и Сицилией, первого крестового похода (1096-1099 гг.) и последующего упадка Арабского Халифата – торговые пути из Европы в Переднюю Азию, Индию и Китай сместились в бассейн Средиземноморья, где преимущества получила Венеция и некоторые другие страны.
Прорыв тюрок-половцев в Причерноморье стал новым препятствием для торговли с Византией – киевским князьям приходилось спускаться с дружиной по Днепру, чтобы охранять купцов-гречников. В середине XII века князь Мстислав Изяславович говорил о том, что половцы «пути отнимают». Другие затруднения торговли по днепровскому торговому пути были связаны с действиями князей – полоцких (Усвятский волок и Витебск) и черниговских (Любеч).
Особенность транзитной торговли из «варяг в греки» состояла в том, что она осуществлялась местными купцами, сведений об участии в ней византийцев или других иностранцев нет.
Торгово-экономические отношения Руси с Византией и Херсонесом периодически продолжались в XII-XIII вв. и позднее, однако в импорте этого периода больше известна продукция Солуки, Коринфа других провинциальных городов, мастерам которых трудно было соперничать со столичными умельцами. Посол Людовика IX Гильом Рубрук в 50-х гг. XIII в. встречал русских купцов в Судаке, куда они привозили «горностаев, белок и другие драгоценные меха».
8.2 ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ
Другой трансконтинентальный торговый путь из северно-западной и центральной Руси по реке Итиль к Хвалынскому морю проходил через земли Волжской Болгарии ее города: Булгар, Сувар, «Великий город Биляр» и др. где, сходились торговые пути, проходившие через Хазарию, в Среднюю Азию и Иран, на Русь, Прибалтику и Скандинавию, Кавказ и Византию, а также на Север – в «Земли Мрака».
К 70-80 гг. VIII в. арабское серебро из стран Переднего Востока и Средней Азии, через Северный Кавказ по Волге достигает Волго-Окского междуречья и Ладоги. Первые сведения о торговле восточных славян с прикаспийскими странами относятся к докиевскому периоду – плавая на кораблях по Волге, они достигали столицы Хазарии, где платили пошлины, а затем выходили в Каспийское море. По данным арабских источников (Ибн-Даста) можно условно судить о соотношении между монетными деньгами и мехами в X в. – в Хазарии за мех куницы давали два с половиной дирхема; на Руси он стоил один дирхем, а за мех белки давали четверть дирхема.
Булгары, еще в IX в. принявшие ислам, первыми в Европе научились выплавлять чугун, освоили изготовление стали, еще в X веке воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом; позднее – торговали рожью по Волге и эпизодически чеканили собственную монету. Их обувь и изделия из кожи были известны во многих странах. К началу XIII века каменные и кирпичные строения в городе обогревались подпольной системой отопления, в окнах домов было цветное стекло. Во безмонетный период купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами – их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека купцы останавливались в караван-сараях. Предметы новгородского и булгарского происхождения обнаруженные при археологических исследованиях Нижней Печоры и острова Вайгач свидетельствует о проникновении в этот район как новгородцев, так и булгар. В военном деле булгары использовали верблюдов, чем приводили в замешательство конницу неприятелей, т.к. лошади боялись этих животных.
В течение 7 лет после Калки Волжская Булгария в одиночестве вела борьбу против монголо-татарского нашествия. В 1236 году, после монгольской осады, Биляр, как и другие болгарские города, был взят, разграблен и полностью разрушен.
Попытки Киевской Руси установить контроль над волжской торговлей и торговыми связями с восточными странами были предприняты в конце X в. Первый поход против Волжской Булгарии и Хазарии возглавил Святослав (965-969 гг.) – следующий предпринял князь Владимир (985 г.). Об этом пишет историк В.Н. Татищев: «Владимир в 990 году многих ремесленников в Россию из Грек и Болгар призвал и многие рукоделия завел» (Булгар). Около 1006 г. было заключено торговое соглашение между Русью и Булгарией.
О сокращении торговли Руси с востоком в XI веке свидетельствует уменьшение поступления арабских дирхемов, служивших основной монетой на Руси. Однако, это не относится к русско-булгарской торговле. Региональное значение Волжского и Волго-Двинского пути, как отмечал М.Н. Тихомиров, обуславливает упадок древних – Ростова и Суздаля и выдвижение ряда городов, расположенных по Волге и Оке (Ярославль, Нижний Новгород, Кострома) с центром в Москве.
В 1024 и в 1229 годах булгары снабжали продовольствием голодающие русские города.
XII-XIII вв. происходило чередование военных столкновений Болгарского государства и Владимир-Суздальской земли (спор за мордовские земли) с мирными периодами, когда развивалась торговля. Около 1229 г. упоминается мир, по которому обеим сторонам разрешалось торговать, платя пошлины.
На районах бассейна рек Камы и Вятки была обнаружена серебряная посуда иранского происхождения. В ряде городов Владимир-Суздальской земли при раскопках обнаружены находки болгарской красной керамики. Считается, что более поздняя московская керамика сложилась под влиянием болгарской.
Есть сведения о том, что еще в IX в. изделия из льна и конопли, основным поставщиком которых была Владимир-Суздальская земля, где его принимали в уплату податей,– в значительных количествах вывозились через Дербент в Среднюю Азию и далее морем попадали в Иран, а в XIII в. были известны и в Европе (Италии).
В конце XII – начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная фаянсовая посуда иранского присхождения. Это были, как правило, чаши и блюда, украшенные сюжетно- геометрическим орнаментами.
Волго-Балтийская торговля испытывала затруднения из-за столкновений Владимир-Суздальцев с Новгородом.
8.3 ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Новгород, расположенный на северо-западе русских земель, был связан рекой Волхов с Финским заливом и Балтийским морем с Ливонией, Швецией, со многими норвежскими и германскими городами. Ближайшими городами, с которыми Новгород вел торговлю, были Нарва, Дерпт, Рига, Ревель. Этот морской балтийский путь являлся стабильным центром внешней торговли в киевский период. Через Балтику новгородские купцы доходили до немецких городов Данцига и Любека, до Готланда, а также Або и Выборга.
В период Киевской Руси в городе шел процесс складывания сословия торговцев; они вели торговлю, выступали приказчиками и посредниками в торговых сделках. Крупные имущественные состояния, нажитые внешней торговлей, были отмечены в Новгороде уже к концу ХII века; тогда же в городепоявляются торговые союзы, которые объединяли купцов, осуществлявших операции за рубежом такие, как: Иванское сто, Заморские купцы, Низовские купцы, Югорщина. Купеческие объединения регулировали внешнеторговую деятельность, определяя порядок взимания с товаров таможенной пошлины и ее ставки, о чем свидетельствует «Устав купеческого общества в Новгороде», согласно которому льготная пошлина была у