Перечень теоретических вопросов и заданий для подготовки к экзамену




1. Предмет дифференциальной психологии.

2. История дифференциальной психологии.

3. Методы дифференциальной психологии.

4. Характеристика индивидуальных различий.

5. Понятие «темперамент».

6. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

7. Понятие нормы в психологии.

8. Психология способностей.

9. Одаренность и гениальность.

10. Понятие «характер».

11. Типологический подход к изучению личности и характера.

12. Черты как психологическая категория.

13. Пол в структуре индивидуальности.

14. Понятия «экзо- и эндопсихика».

15. Понятие «акцентуация» в психологии.

16. L-, T-, Q-данные в дифференциально-психологическом исследовании.

17. Характеристика дифференциальной психофизиологии.

18. Формирование межполушарной асимметрии в онтогенезе.

19. Характеристика модели Большой Пятерки.

20. Биологический и психологический пол.

21. Соотношение характера и темперамента.

22. Формирование характера.

23. Понятия «экстраверсия», «психотизм» и «нейротизм».

24. Близнецовый метод в исследовании черт личности.

25. Психоаналитическая типология характера.

26. Понятие «психологическая защита».

27. Модель интеллекта Дж. Гилфорда.

28. Эволюционное предназначение темперамента.

29. Теория интегральной индивидуальности.

30. Факторы, обуславливающие моральное сознание.

31. Профессиональная самореализация у мужчин и женщин.

32. Соотношение между классификацией профессий и профессиональными типологиями личности.


 

Примерные ответы на теоретические вопросы

  Предмет дифференциальной психологии (ДП) Психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Применительно к личности рассматриваются понятия «общее» (сходство, которое составляет сущностную основу для группировки объектов в определенные классы), «единичное» (категория, выражающая специфику, своеобразие явления, отличие его от других), «особенное» (категория, выражающая реальный объект как целое, в единстве противоположностей: общее и единичное). Вариативность – наличие у объекта нескольких или многих вариантов чего-либо, или степень отличия одного от другого. В психологии используется понятие «признак». Признак – доступная описанию и измерению характеристика организма. Качественные признаки не имеют промежуточных форм проявления, встречаются в ограниченном числе вариантов, характеризуются прерывистым рядом изменчивости. Количественные признаки имеют целый ряд промежуточных форм, обладают непрерывной изменчивостью. ДП изучает область индивидуальных различий, область групповых различий, область типовых различий. Если общая психология сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных), то ДП изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.
  История дифференциальной психологии (ДП) Три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучный период - преобладание метода наблюдения, накопление житейских знаний и невысокий уровнем обобщения. Характерология (сведение к простым типам), психогностика (физиогномика, хиромантия, френология, графология). Научные предпосылки: открытие лаборатории В.Вундта и внедрение экспериментального метода, использование методов статистического анализа, выведение основного психофизического закона Г.Фехнером, вклад Ф.Гальтона, А.Бине, В.Штерна, А.Анастази; использование, данных психогенетики. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания. Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «...Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки – общей психологии», – писал В.Штерн в 1911 году. Значимость особенного в общем становится все большей, целью изучения становится индивидуальность. Сегодня ДП изучает: источники вариабельности измеряемых признаков; анализ группового распределения признаков; особенности образования типов в различных типологиях.
  Понятие нормы в психологии В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. ВОЗ выделила и описала различные уровни психического здоровья: 1. Уровень эталонного (идеального) здоровья, под которым понималась полная адаптация индивида, его гармоническое развитие, позитивная представленность всех критериев психического здоровья. На уровне эталонного здоровья не просматривалась вероятность возникновения каких-либо психических расстройств. 2. Среднестатистический уровень, при котором состояние показателей психики соответствовало популяционным показателям, с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне допускалась вероятность возможных расстройств поведения и психики (например, в рамках кризисов индивидуального развития). 3. Конституциональный уровень, связанный с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне допускалось существование групп риска, определяемых в связи с особенностями конституции. 4. Уровень акцентуаций как вариантов заострения черт характера человека, связанный с повышенной уязвимостью к определенным жизненным ситуациям. 5. Уровень предболезни, при котором отмечалось наличие отдельных симптомов психического расстройства. Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или полезно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач). Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу. Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.
  Понятия «экзо- и эндопсихика» А.Ф. Лазурский - родоначальник ДП. В 1909 году выходит его труд «Очерк науки о характерах». Впервые выдвинул положение о том, что отношения личности (сейчас - "аттитюд") составляют ядро личности. В приложении к этой работе описывает индивидуальность. Начинает формировать классификацию личности. Личность в представлении Лазурского – это единство двух психологических сфер - эндопсихики и экзопсихики. Эндопсихика – это различные психические элементы и функции. Это внутренний психический механизм личности. Объединяется термин эндопсихика тремя параметрами: темперамент, характер, умственная одаренность. Эндочерты в основном являются врожденными, но не абсолютно. Как и любые функции их надо развивать. Экзопсихика – это совокупность отношений к среде. Среда - люди, природа, религия и т.д. Все, что «вне» и является средой. Экзопсихика – это отпечаток социума. Личность – сложный психофизиологический процесс, двусторонний и непрерывно действующий. В этом процессе что-то является ядром, а что-то проявлением. Личность развивается в процессе жизни, но не бесконечно. По мере приближения к 25-30 годам ядро эндопсихики формируется окончательно (у каждого человека есть предельные границы психического роста и развития), и оказывается сформированным психологический уровень личности. Основу развития личности составляет свободная энергия мозговой коры и других частей нервной системы. Это общий фон психической энергии. Если есть запас этой энергии, то будет личностный рост. В дальнейшем, человек развивает разнообразную деятельность, это уже будут экзопсихические проявления.
  Характеристика дифференциальной психофизиологии (ДП) И.П.Павлов в своих опытах на собаках выявил связь поведения и свойств нервной системы, назвал свойства нервных процессов - сила, подвижность, равновесие, обеспечивающие приспособляемость особи к изменениям среды. Комбинируя эти свойства, можно теоретически составить 24 типа нервной системы (24 обобщенных картин поведения). 4 из них могут быть поставлены в соответствие типам темперамента. Свойства центральной нервной системы (СНС) в школе Б.М. Теплова – В.Д.Небылицына Всего выделили по четыре свойства, относящихся к процессам возбуждения и торможения, итого – восемь. 1. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Экспериментальный прием, который использовался для изучения силы, – многократное повторение через короткие интервалы условного рефлекса с подкреплением. С силой коррелирует сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей, особенности концентрации, величина абсолютных порогов зрения и слуха (чувствительность). Сила нервной системы к торможению – это способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания дифференцировок – способности различения, которую И.П.Павлов называл «славой больших полушарий». Итак, сила свидетельствует о работоспособности и выносливости нервной системы. 2. Динамичность – скорость образования условных реакций. 3. Подвижность нервных процессов – переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости. 4. Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Изучая силу и динамичность нервной системы, В.Д.Небылицын отметил отчетливые связи между СНС и психологическими проявлениями. Биологическое, определяя поведение человека и его индивидуальные вариации, не всегда оказывается наследуемым При помощи ЭЭГ выделены четыре интегративных свойства, которые, по-видимому, могут быть поставлены в соответствие СНС: 1) общая мощность активированности (сила), 2) пространственно-временная синхронизация и когерентность ЭЭГ-процессов, 3) скорость достижения минимального предела активированности и 4) скорость достижения максимального предела активированности, свидетельствующие о лабильности мозга как целого. По-видимому, эти свойства могут объяснить индивидуальные различия во всех значимых областях психики – особенности темперамента, характера, когнитивные стили, скорость интеллектуальных и других процессов могут быть связаны с этими характеристиками.
  Центральные категории ДП Психические состояния -устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека (или животного). Это интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.). Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека. «Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться» (К. К. Платонов). Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также выделяют состояния сознания, которые в основном определяются уровнем бодрствования — сон, дремоту, транс, гипноз, бодрствование. В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов: На физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.; в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи; в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях; в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.; на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.; на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их. Психические состояния подразделяются наситуативныеиличностные. К устойчивым психическим состояниям личности относятся: оптимальные и кризисные состояния; пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); психические состояния нарушенного сознания. Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора. Изучается в разделе «психология состояний», в исследованиях внутрииндивидуальной вариативности в контексте ситуаций. Психические новообразования – во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; – во - вторых, новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л.С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты». Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно - действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте). Изучаются в разделе «психология возрастных различий», в исследованиях внутрииндивидуальной вариативности в контексте индивидуального развития. Индивидуальность(особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по B.C.Мерлину)). Типичность. Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации, в том числе русских психологов А. Ф. Лазурского и П. Ф. Лесгафта, а также советских ученых Н Д. Левитова и А. Г. Ковалева. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы. Формальные типологии. Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства, относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности. Пример:Герман Уиткин в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости. Полезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона. Динамические типологии. Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном). Примеры: с точки зрения психоанализа, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий — это создает особый склад души, своего рода психологический тип. Человек в своем развитии выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса. Фрейд считал, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона. В самопознании, в поиске самости, человек проходит ряд стадий. Карл Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. Первый этап индивидуации — это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное. Второй этап — осознаниетени. Если мы признаем её реальность, то сможем освободиться от её влияния. Третий этап — встреча с Анимой или Анимусом. Последняя стадия процесса индивидуации — развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме. Диспозиции -готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн). Диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин "диспозиция" используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. Стиль человека (устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой). Изучаются в разделе «психология индивидуальных различий», в исследованиях межиндивидуальной вариативности. Субъктность.Впервые термин «субъектность» употребил А. Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» в 1977 году. Под «субъектностью» Леонтьев понимает определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации, творческой активности и др. Наиболее точным аналогом в зарубежной психологии является слово «agency», которое вошло в лексикон с 1980-х. Оно обозначает способность человека быть агентом (субъектом), то есть активно действующим лицом, движущей силой действия. По одному из определений, agency — это «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения». К наиболее признанным относится теория Р. Харре, который считает: «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминированы условиями его непосредственного окружения». Полноправный субъект (agent), считает Харре, умеет дистанцироваться как от воздействия окружения, так и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента. «Человек является совершенным субъектом по отношению к определенной категории действий, если и тенденция действовать, и тенденция воздерживаться от действия в его власти». Личностное бытие.Личностное бытие есть метафизический уровень, на котором экзистенция возрождает личность как определённую форму человечности, социокультурного опыта, умения практиковать сложность. В основе самосозидания личности —трансцендирование, способность, умение выходить за свои собственные пределы к имманентно и метафизически присущему экзистенции абсолюту. Личностное бытие выражает уровень личности, общее достояние, присущее каждому человеку и всему человечеству. Он проявляется в заботе о самом себе и себе подобных, что инициирует воплощение подлинно человеческих отношений в социокультурной среде. Корни личностного бытия как целостности состоят в особой череде переходов, которую в повседневном потоке жизни созидает и реализует человек. В этих переходах от низших форм бытия к высшим осмысляется восхождение человека по вертикали личностного развития к Абсолюту (разуму, совести, экзистенции), опосредованного различными формами его внешней и внутренней активности: коммуникацией, жизнедеятельностью, поведением, рефлексией. Все они являются необходимым условием, фундаментом, на котором возникает и произрастает духовный опыт. В ходе общественного прогресса личностное бытие усложняется, поглощая нечеловеческое, трансформируя, преобразуя и культивируя его в новые формы человечности, качественно отличающиеся от предыдущих. Высшие его формы нельзя редуцировать к низшим, но высшие надстраиваются над низшими. В то же время личностное бытие имеет границы и пределы, определяемые культурно-исторической мерой соотношения преходящего и вечного в человеческом бытии. Личностное бытие в экзистенциально-феноменологическом проекте создаётся, с одной стороны, как онтология сознания, ибо человек и его жизненный мир конституируются нашим сознанием, с другой — как опыт, репрезентирующий Другого, обеспечивающий полноту бытия. Это даёт возможность понять интенциональность, интерсубъективность, темпораль-ность как основу истории, трансформации сознания в опыте. Главным аспектом личности является экзистенции, которая обусловливает отношения и взаимосвязи, сущности и существования, сознания и языка, разума и рассудка, морали и нравственности, свободы и ответственности, локальности и вненаходимости, уникальности и общечеловечности. Личностное бытие направлено к целостности и универсальности, но в реальной действительности оно неизбежно проблематизируется, поэтому личностное бытие, самосозидание человеческого в человеке состоит в стремлении постоянно стягивать расходящиеся векторные силы и замыкать разорванный круг своей целостности.
2. Анализ структуры психологических свойств
  Характеристика индивидуальных различий Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально приобретенных свойств. Многообразие человеческой индивидуальности проявляется: в действиях и поступках, в общении и поведении, в личностных свойствах и психофизиологических характеристиках, в мыслях и чувствах, в переживаниях и оценках, в представлениях о мире и о себе… Понятие совокупной человеческой индивидуальности ввел С.Л. Рубинштейн: рассматривал индивидуальность во взаимодействии разноуровневых психических процессов и свойств. В.С. Мерлин ввел понятие «интегральной индивидуальности» (И.И.). Различает следующие уровни в структуре индивидуальности: 1) биохимический, 2) соматический, 3) нейродинамический (свойства нервной системы), 4) психодинамический (темперамент), 5) свойства личности, 6) социальные роли. Все природные и социальные качества) плотно связаны. И.И. – саморазвивающаяся, саморегулируемая, автономная, уникальная и неповторимая биопсихосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы развития человека. Это форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.
  Понятие «темперамент» (Т) Т. (хотя исследуется уже более 25 столетий) остается нерешенной проблемой. Т.— биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Т. - своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Свойства Т. преимущественно врожденного характера, поэтому наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность Т. заключается в том, что различные свойства Т. данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию. Обычно выделяются следующие основные свойства Т. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение. Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума. Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу уточнил психологические характеристики основных классических типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
  Психология способностей Способности человека- индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Мотивы, знаниы, умения и навыки выступают как условия реализации способностей. Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки - задатки (врожденные, предопределенные генетически морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения; приобретенные социальные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни). Задатки - естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей в соответствующих условиях. Классификации способностей. 1. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека. В зависимости от этого выделяют следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. 2. В социальной жизнедеятельности человека существуют две стороны: предметная деятельность и общение. Это деление позволяет выделить два вида способностей: предметные и социально-психологические. 3. В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. 4. В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. 5. В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию (обязательно в сензитивный период) необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования. Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков. К развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.
  Одаренность и гениальность Представление об одаренности как «симптоме наследственной дегенерации эпилептоидного типа» (Ч. Ломброзо, 1891). Ф. Гальтон создал методологию решения проблем: развитие способностей и их детерминанты; взаимосвязи общих и специальных способностей (измеряя показатели простейших психических процессов, можно определить уровень одаренности человека); методы измерения способностей. В работе «Наследственность таланта: ее законы и последствия» (1867) первым ставит проблему соотношения одаренности и наследственных факторов. Основным источником выдающихся способностей считает наследственность, то, что есть в самом человеке и передается из поколения в поколение биологическим путем, подтверждая это статистическим анализом фактов биографий (генеалогический метод) представителей английской социальной элиты. Долгое время выводы Гальтона поддерживались (Ч. Спирмен К. Пирсоне, С. Берт, Л.М. Термен). На рубеже XIX — XX века в русле ассоциативной психологии рождается функциональный подход к одаренности. Его сторонников (А. Бен, В. Вундт, Д. Милль, Г. Спенсер) занимала проблема познавательных процессов (функций) к которым, кроме мышления были отнесены внимание, память, восприятие и др. Несомненным достоинством первых исследований одаренности является достаточный объем знаний, накопленный по указанной проблематике, его эмпирическая и теоретическая апробация, выявление детерминант одаренности (интеллект; наследственность; хронологический, психический возраст; социальная среда и другое), стремление обозначить количественные показатели одаренности и, ссылаясь на них, задать уровневую дифференциацию в проявлении данного феномена. При всем этом чрезмерный интеллектуализм в изучении одаренности не позволил раскрыть ее сущности, отразить взаимосвязи одаренности с отдельными сторонами психической реальности человека и, прежде всего, в соотнесенности с деятельностью, в которой раскрывается одаренность ребенка. Парадоксально и то, что при всем многообразии исследований одаренности, способностей, таланта, гениальности как отечественные, так и западные психологи не перестают искать «рецепт» указанных феноменов, как нечто статичного, зависимого от одного или нескольких составляющих. Пример этому — интеллектуальная одаренность или, правильнее сказать, обусловленность одаренности степенью развития интеллекта (в первую очередь!), а позже — средовыми (социальными), наследственными, психофизиологическими и другим и факторами. Именно это ограничивает возможности всестороннего изучения одаренности, хотя позволяет детально рассмотреть место каждого из элементов (креативности, интеллекта, наследственности, среды и прочего) в общей системе. Следующий период развития психологического знания по проблеме одаренности (с начала 50-х годов XX века) связан с изучением ее творческой обусловленности. Предложенное Дж. Гилфордом деление мышления на конвергентное и дивергентное (быстрота, оригинальность, гибкость, точность) и введение параметров креативности, стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, и фактически положило начало разведению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность», а также введенная им модель структуры интеллекта (являясь одной из наиболее критикуемых) легла в основу многих концепций диагностики, прогнозирования обучения и развития одаренных детей в зарубежной психологической теори и и практике. Одним из первых, кто обнаружил, что умственная одаренность не может рассматриваться как основная, универсальная личностная характеристика, был известный американский ученый П. Торренс, который, наблюдая за одаренными детьми, приходит к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Условием успешности, по Торренсу, выступает творчество, представленное в концепци и одаренности триадой творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. Творчество в его понимании — естественный процесс,


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: