Фундаментальное противоречие СТО.




Итак, возьмем главный постулат СТО о постоянстве скорости света.

В оригинале согласно [9, т. 18, с. 628] он гласит следующее: "2. Каждый луч света движется в "покоящейся" системе координат с определенной скоростью V, независимо от того, испускается ли этот луч света покоящимся или движущимся телом". Из этого следует только одно – скорость света в "покоящейся" системе координат не зависит от скорости движения излучателя. То же самое мы знаем и о скорости распространения звука. Из данной формулировки постулата не видно – в какой среде распространяется свет. Не видно также и то – зависит ли скорость света от движения системы координат, поскольку в постулате говорится о "покоящейся" системе координат.

Почти четко и ясно постулат постоянства скорости света формулируется в [11, с. 198]: "скорость света в пустоте одинакова во всех инерциальных системах отсчета и не зависит от движения источников и приемников света". Конечно, можно спросить – о какой скорости света идет речь. В пустоте относительно пустоты? Или в пустоте в стороне от пустой или телесной инерциальной системы отсчета? И что значит "скорость света не зависит от движения приемника"? если речь идет о скорости света в пустоте в инерциальной системе отсчета, то причем здесь движение приемника? Получается почти так, как в древнегреческих софизмах с "ловушками", потому что надо догадаться, что речь идет о скорости света и относительно движущихся тел в данной инерциальной системе отсчета. Но тогда вообще можно представить себе вполне реальную и весьма любопытную ситуацию. Возьмем, напр., начальную инерциальную систему отсчета S0, которая движется со скоростью V<<c (c – скорость света). в этой системе есть инерциальная подсистема отсчета S1, которая движется в исходной системе тоже со скоростью V и в том же направлении, что и сама система S0. далее, в подсистеме S1 есть своя инерциальная подсистема S2, которая движется относительно S1 тоже со скоростью V и в одном с ней направлении. Можно говорить о все новых и новых подсистемах Sn в подсистемах Sn–1 – ничего этого СТО не запрещает. Насколько адекватно подобную ситуацию будет отражать теория относительности? Наверное, здесь как раз и будут уместны третьи лица, о которых говорил А.А. Богданов. Наконец, последнее замечание. В постулате, все-таки, говорится о скорости света в пустоте. Но что такое пустота? Ее ведь нет! Есть вакуум, или эфир в соответствующем, более глубоком, понимании. А вакуум – это не пустота! В общем, постулат постоянства скорости света оказывается достаточно неадекватным и противоречивым.

Конечно, все только что сказанное о втором постулате является всего лишь его формально-логической критикой. Более существенным сомнением является сомнение в истинности физических оснований вывода фундаментальной константы h СТО. Эта константа определяет масштабы замедления/ускорения времени и увеличения/уменьшения размеров движущихся тел. Ее выражение имеет известный вид: h=(1–V2/c2)–1/2, где V – скорость движения соответствующего тела. Как она выводится?

Откроем, напр., учебник по общей физике [10] на с. 124,125. Берется пара световых часов А и В. световые часы – это два зеркала, установленных друг против друга на расстоянии D. Зеркала имеют абсолютную отражательную способность. Между ними "бегает" короткий световой импульс. Световой импульс пробегает расстояние D за время t, так что D=ct. Часы А и В ориентированы в пространстве параллельно друг другу, т.е. пути D пробега светового импульса в них параллельны. Часы В движутся в направлении x, перпендикулярном часовым осям D. Скорость движения часов В относительно часов А равна V. Полагается, что часы А и В засинхронизированы, т.е. в момент, когда x=0, у них t=0, а импульс отражается от нижнего зеркала у обоих часов. Световой импульс в часах А проходит свое расстояние D за время t. В часах А находится неподвижный наблюдатель. Относительно него импульс в часах В пройдет до верхнего зеркала путь D1, а не D. Путь D1 представляет собой гипотенузу прямоугольного треугольника, у которого нижний катет есть путь VT, пройденный часами В за время T, а вертикальный катет – это расстояние D между зеркалами. Время же T – это время, необходимое свету, по наблюдению из неподвижных часов, для прохождения пути D1=cT. По теореме Пифагора имеем (D1)2=D2+(VT)2, или с учетом D1=cT и D=ct: c2T2=c2t2+V2T2, откуда T=t(1–V2/c2)–1/2=th, т.е. h=(1–V2/c2)–1/2. вот так получают выражение для фундаментальной константы h.

Что здесь не так? А не так то, что этот вывод делается в противоречии с самим постулатом постоянства скорости света. Имеет место следующее противоречие: с одной стороны, согласно постулату постоянства скорости света скорость света не зависит от движения источника света; с другой стороны, при выводе фундаментальной константы h почему-то считается, что импульс света, испущенный в часах В вдоль часовой оси D, перпендикулярной направлению движения часов В, изменяет свою скорость и изменяет именно по причине движения часов В, т.е. импульс света часов В движется не только в направлении излучения, но и в направлении движения самих часов В. на самом же деле свет в часах В после отражения от нижнего зеркала согласно постулату неизменности скорости света должен лететь в своем направлении, а часы-зеркала В – в своем направлении. и при достаточно большом D импульс света, пройдя расстояние D, не нашел бы там верхнего зеркала, поскольку оно за время t=D/c ушло бы далеко в сторону на расстояние Vt. Это как раз и означает, что для вывода фундаментальной константы в специальной теории относительности нет физических оснований.

Следовательно, постулат СТО о постоянстве скорости света является таким же противоречивым, каким противоречивым является и основной принцип современной теории множеств, согласно которому "часть может быть равна целому" и на котором зиждется определение бесконечности. Время было такое в начале XX века – время парадоксов и кризиса в естественнонаучном и математическом знании.

Заключение.

Адекватная картина движения света, на наш взгляд, является следующей.

1. Свет распространяется в свободном космическом пространстве-вакууме с постоянной скоростью "с". Так считает современная физика.

2. В различных средах, телах, вещах свет распространяется со скоростью, отличной от скорости распространения в вакууме и зависит от их субстрата. Так считает современная физика.

3. Системы отсчета могут быть пустые, т.е. не заполненные веществом, и телесные, представляющие собой те или иные физические тела, вещи и среды. В современной физике здесь имеет место неясность. Все мысленные эксперименты, проводимые при описании СТО, грешат тем, что не учитывают среду, заполняющую ту или иную систему отсчета. Так, интерпретация результатов опытов Майкельсона-Морли не учитывает того факта, что свет в них распространяется в таком существенном физическом теле, как Земля.

4. При движении физических тел, вещей и сред вместе с ними увлекаются и все процессы, происходящие в них, в т. ч. электромагнитные, гравитационные, внутриатомные, внутриядерные, вакуумные и проч.

4. В любой пустой системе отсчета свет распространяется так, как будто такой системы отсчета не существует. Скорость света относительно такой системы зависит от ее движения.

5. В любой существенной телесной системе отсчета свет распространяется со скоростью, присущей физической среде данной системы отсчета. Скорость света в такой системе не зависит, или почти не зависит, от ее движения. Примером существенной телесной системы отсчета является Земля.

6. При движении физических тел, вещей и сред вместе с ними увлекаются и все процессы, происходящие в них, в т. ч. электромагнитные, внутриатомные, внутриядерные. Увлекаются и свет, и состояние вакуума.

7. Абсолютной системой отсчета является неподвижная пустая система отсчета. На сегодняшний день в качестве абсолютной системы отсчета может рассматриваться космическое пространство-вакуум, охватывающее нашу Метагалактику [7, с. 139].

8. Постулат специальной теории относительности о постоянстве скорости света является противоречивым и должен быть исключен из теории. Заблуждением теории относительности является также утверждение об отсутствии абсолютной системы отсчета и ее носителя эфира-вакуума.

Список литературы

1. Станишевский О.Б. Аритмология (Введение в онтологию): Бесконечность и рефлексивная сущность Бытия. Таганрог, 2003.

2. Логунов А. Новая теория гравитации. // Наука и жизнь. 1987, №2, 3.

3. Логунов А.А. Релятивистская теория гравитации и новые представления о пространстве-веремени. М., 1986.

4. Зиновьев А.А. Комплексная логика. // Вопросы философии. 2003, №1.

5. Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм. // Вопросы философии. 2004, №10.

6. Богданов А.А. К тектологическому преобразованию наук. // Вопросы философии. 2003, №1.

7. Грязнов А.Ю. Абсолютное пространство как идея чистого разума. // Вопросы философии. 2004, №2.

8. Станишевский О.Б. Бытие и Быть – онтологические основания знания. // www.filosofia.ru. 09.01.2005.

9. Большая Советская Энциклопедия. Т. т. 1-30. М., 1970-1979.

10. Орир Дж. Физика. Т. 1. М., 1981.

11. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: