Вопросы и задания
1. Зачитай правила, которые уже стали правилами твоей повседневной жизни.
2. Над чем тебе хотелось бы ещё поработать?
3. Что привлекает тебя в хороших людях, какие черты их характера?
4. Вспомни стихи, в которых высмеиваются или поощряются какие-либо черты характера людей. Перечисли несколько таких произведений.
Класс Текст для чтения про себя
Н.К. Абрамцева
Котёнок и стёклышко
Красное стёклышко поблёскивало в пыльной траве у дорожки. Чудесное стёклышко, яркое, весёлое. Стёклышко ловило луч солнца, подбрасывало его, как на ладони, и кидало в самую неожиданную сторону.
Как зачарованный, смотрел на стёклышко котёнок. Очень хотелось поймать цветного зайчика.
Сначала котёнок стеснялся, а потом вежливо спросил:
— Можно ловить ваших зайчиков?
— Конечно! Вдвоём играть веселее, — ответило стёклышко.
Они долго играли. Чудесное стёклышко подыгрывало котёнку: оно было взрослым. Мимо шли люди — ноги для котёнка и стёклышка. Босоножки, кроссовки, сандалии…
Вдруг какие-то красивые, наверное, задумавшиеся туфли задели красное стёклышко. Оно подпрыгнуло, упало на асфальт дорожки, ударилось и… рассыпалось.
Засверкали осколки. Котёнок удивился, рассердился, огорчился. Чуть не заплакал, но не мог найти среди осколков стёклышка, того самого.
— Стёклышко! Стёклышко! – звал он. – Где вы?
— Я осколок! Я не стёклышко! – звенело отовсюду.
Осколки… Красивые, как драгоценные камни. Звенят, смеются, зовут котёнка играть. А он побежал догонять красивые туфли: вдруг они знают, где красное стёклышко. Думаю, напрасно. Туфли размышляют о чем-то более серьёзном.
(155 слов)
Вопросы и задания
1. Попробуй составить картинный план этой сказки. В тексте части сказки отдели друг от друга. Сделай подписи под каждым кадром мультфильма:
|
1.__________________________________________________
2.__________________________________________________
3.___________________________________________________
4.__________________________________________________
5.__________________________________________________
2. Почему стёклышко подыгрывало котёнку? Найди слова из текста. Прочитай их или подчеркни.
3. Каким тоном ты читал эту сказку? Почему?
4. Какие две иллюстрации ты нарисовал бы к началу текста?
Й класс
Л.Толстой
Ровное наследство*
У одного купца было два сына. Старший был любимец отца. И отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела младшего сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявил своего решения.
Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет.
— Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.
Странник сказал:
— Твоему горю легко помочь: поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего, и у них будет поровну.
Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не научился, потому что знал, что будет богат.
Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё свое имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.
|
(89 слов)
* Лев Толстой понимал слово ровное как равное.
Вопросы и задания
1. Какого сына купец любил больше?
2. Почему мать всё время плакала?
3. Почему она попросила мужа не говорить сыновьям о своём решении?
4. Что сделал младший сын, когда услышал, что отец не даст ему денег?
5. Мудрый странник посоветовал матери, как сделать сыновей равными?
6. Объясните, что, по мнению странника, сделает сыновей равными.
Класс Муравьишки
Сказка
С первыми лучами тёплого весеннего солнышка, растопившими снег на пригорках, просыпаются великие труженики — муравьи. Не тратя времени даром, они открывают все ходы, обращённые к солнцу, для просушки и проветривания помещений. Муравьи полны жизни, энергии. Суетливо бегая, они осматривают территорию и подправляют разрушенное за зиму.
Так проходят первые весенние дни.
Но вот и лето. Отшумели свадебные игры. Новое поколение муравьёв пополнило ряды солдат. Это крупные муравьи с большой головой и сильными челюстями. Они защищают муравейник.
Появились и новые фуражиры, доставляющие в муравейник пищу. Есть и молодые садоводы, которые выращивают под землёй грибы.
А вот два совсем юных муравья. Это помощники пастуха. Они помогают ему разводить тлей и ухаживать за ними. Сейчас им дано важное задание — привести в муравейник новое стадо тлей.
Пообщавшись друг с другом усиками, они отправились в путь. На первой же лужайке обнаружили растение, увешанное чёрными тлями. Муравьишки потрясли стебелёк — и тли попадали в траву. Расставив усики, охотники сумели окружить нескольких разбегавшихся тлей. И погнали их к муравейнику.
По дороге они напились сладкой сахаристой влаги. Ведь при каждом прикосновении усиков тли выделяли капельку вкусной жидкости. Теперь жители муравейника обеспечены сладким на десерт.
Муравьишки получили благодарность от самой царицы.
|
(188 cлов)
Вопросы и задания
1. Как проходят первые весенние дни в муравьином царстве?
2. Как в муравейнике распределяются обязанности между его жителями?
3. Представь себе, что ты сидишь в лесу у огромного муравейника. Что ты наблюдаешь и о чём думаешь?
4. Каких насекомых-тружеников напоминают тебе муравьи?
3 класс А.П. Гайдар
Голубая чашка
…Шли мы долго, часто останавливались, отдыхали и рвали цветы. Потом, когда тащить надоело, оставляли букеты на дороге.
Я один букет бросил старой бабке в телегу. Испугалась сначала бабка, не разобравши, что такое, и погрозила нам кулаком. Но потом увидала, улыбнулась и кинула с воза три больших зелёных огурца.
Огурцы мы подняли, вытерли, положили в сумку и весело пошли своей дорогой.
Встретили мы на пути деревеньку, где живут те, что пашут землю, сеют в поле хлеб, садят картошку, капусту, свёклу или в садах и огородах работают.
Встретили мы за деревней и невысокие зелёные могилы, где лежат те, что свое уже отсеяли и отработали.
Попалось нам дерево, разбитое молнией
Наткнулись мы на табун лошадей.
Далеко позади остался наш серый домик с деревянной крышей…
(118 слов)
Вопросы и задания
1. Найди вступление, заключение и основную часть текста.
2. Какое ощущение не покидало тебя, когда ты читал этот отрывок из рассказа А.П. Гайдара?
3. Что ты мог наблюдать вокруг, путешествуя вместе с этими людьми?
4. Подумай, как А.П. Гайдару удалось в таком коротком отрывке дать описание могучей и огромной страны.
класс Текст для чтения про себя
Б.В. Шергин
Шиш и трактирщица
По свету гуляючи, забрёл Шиш в трактир пообедать, а трактирщица вредная была — видит, человек бедно одет, и отказала:
— Ничего нет, не готовлено. Один хлеб да вода.
Шиш тому рад:
— Ну, хлеба подайте с водичкой.
Сидит Шиш, корочку в воде помакивает да посасывает. А у хозяйки в печи на сковороде был гусь жареный. И сдумала старуха посмеяться над голодным прохожим.
— Ты, — говорит, — молодой человек, везде, чай, бывал, много народу видал. Не захаживал ли ты в Печной уезд, в село Сковородкино, не знавал ли господина Гусева-Жареного?
Шиш смекнул, в чем дело, и говорит:
— Вот доем корочку, тотчас вспомню.
В это время кто-то на хорошем коне приворотил к трактиру.
Хозяйка выскочила на крыльцо, а Шиш к печке. Открыл заслонку, сдернул гуся со сковороды, спрятал его в свою сумку, сунул на сковороду лапоть и ждёт...
Хозяйка заходит в избу с проезжающим и снова трунит над Шишом:
— Ну что, рыжий, знавал Гусева-Жареного?
Шиш отвечает:
— Знавал, хозяюшка. Только он теперь не в Печном уезде, селе Сковородкино живёт, а в Сумкино-Заплечное переехал.
Вскинул Шиш сумку за плечо и убежал с гусем.
Трактирщица говорит гостю:
— Вот дурак мужик! Я ему про гуся загадала, а он-то ничего не понял… Проходите, сударь, за стол. Для благородного господина у меня жаркое найдётся.
Полезла в печь, а на сковороде-то лапоть!
(215 слов)
Вопросы и задания
1. Определи жанр этого произведения.
2. Найди в этой тексте самый главный (кульминационный) момент. Зачитай его.
3. Какие пороки людей высмеиваются в этом тексте?
4. Какие достоинства людей поощряются в нём?
5. Что внушает нам это произведение?