Таблица 1 - Баланс мощности и потенциальная тяговая характеристика трактора
Показатель | Результаты расчетов | |||||||||
jкр | 0,05 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,65 | 0,67 | |
d, % | 0,25 | 0,58 | 0,99 | 1,49 | 2,15 | 2,79 | 3,13 | 4,04 | 4,99 | |
Pкр, кН | 0,00 | 7,55 | 15,11 | 22,66 | 30,21 | 35,50 | 37,77 | 42,30 | 45,32 | 50,53 |
Pк, кН | 3,23 | 10,78 | 18,33 | 25,89 | 33,44 | 38,73 | 41,00 | 45,53 | 48,55 | 53,76 |
Vт, м/с | 40,74 | 12,19 | 7,17 | 5,08 | 3,93 | 3,39 | 3,21 | 2,89 | 2,71 | 2,45 |
V, м/с | 40,64 | 12,12 | 7,10 | 5,00 | 3,85 | 3,30 | 3,11 | 2,77 | 2,57 | 0,00 |
V, км/ч | 146,31 | 43,64 | 25,56 | 18,01 | 13,85 | 11,88 | 11,18 | 9,98 | 9,26 | 0,00 |
Nd, кВт | 0,32 | 0,77 | 1,30 | 1,96 | 2,83 | 3,66 | 4,11 | 5,31 | 6,56 | 131,47 |
Nf, кВт | 131,14 | 39,12 | 22,91 | 16,14 | 12,41 | 10,65 | 10,02 | 8,94 | 8,30 | 0,00 |
Nкр, кВт | 0,00 | 91,58 | 107,26 | 113,36 | 116,22 | 117,16 | 117,33 | 117,21 | 116,60 | 0,00 |
gкр,г/кВт ч | - | - | ||||||||
hт1 | 0,000 | 0,607 | 0,711 | 0,752 | 0,771 | 0,777 | 0,778 | 0,777 | 0,773 | 0,000 |
hт2 | 0,000 | 0,607 | 0,711 | 0,752 | 0,771 | 0,777 | 0,778 | 0,777 | 0,773 | 0,000 |
Исходные данные: Nн = 150,8 кВт; hтр = 0,87; Nк = 131,47 кВт; G = 75,54 кН; f = 0,06; Pf = 3,23 кН; Gтн = 38,3 кг/ч; |
В графическом виде решение уравнения баланса мощности представлено в приложении.
4. Тяговый диапазон трактора
Величина тягового диапазона трактора позволяет установить значение минимального тягового усилия Рмин и, следовательно, интервал тяговых усилий (Рмин, Рн), в котором должны быть расположены рабочие передачи.
4.1 Тяговый диапазон трактора определяется по формуле:
,
где Рн, Рн¢ - номинальные тяговые усилия тракторов, соответственно, рассчитываемого и предыдущего тяговых классов: Рн = 30 кН; Рн¢= 20 кН;
e - коэффициент расширения тяговой зоны трактора, e = 1,25...1,30. Принимаем e = 1,25.
4.2 Определяем минимальное тяговое усилие:
.
В соответствии с приведенными в таблице 1 и на рисунке 1 приложения, данными в рабочем интервале тяговых усилий трактора Pкр от 16 до 30 кН основные показатели работы трактора изменяются в пределах:
|
- коэффициент буксования от 6,1 до 13,3 %;
- скорость движения от 4,49 до 2,54 м/с;
- тяговая мощность от 71,8 до 76,1 кВт;
- удельный тяговый расход топлива от 412 до 389 г/кВтч;
- тяговый к.п.д. от 0,59 до 0,63.
5. Передаточные числа трансмиссии
5.1 Передаточные числа трансмиссии основного ряда передач.
5.1.1 Передаточное число трансмиссии на первой передаче трактора должно обеспечивать реализацию номинального тягового усилия при близкой к номинальной загрузке двигателя:
где k1 – коэффициент загрузки двигателя при номинальном тяговом усилии Рн трактора, k1 = 0,95…1,0. Принимаем k1 = 0,95;
rк – радиус начальной окружности ведущего колеса, rк = 0,379 м (принимаем как и у трактора–прототипа);
Мн - номинальный крутящий момент двигателя:
.
5.1.2 Знаменатель геометрического ряда передач определяется:
,
где z – число основных, рабочих передач трактора, z = 4.
5.1.3 Значения передаточных чисел трансмиссии на других передачах определяется по формуле:
,
где j – номер рабочей передачи, j = 1, 2, …, z.
5.2 Передаточные числа трансмиссии для транспортных передач.
5.2.1 Передаточное число трансмиссии на высшей транспортной передаче обеспечивает движение трактора с заданной транспортной скоростью Vтм при работе двигателя в номинальном режиме определим по формуле:
.
5.2.2 Знаменатель ряда транспортных передач определяется:
,
где м – число транспортных передач (4 – для данного трактора);
iтр.z = iтр4 – передаточное число трансмиссии на высшей рабочей передаче.
5.2.3 Значения передаточных чисел трансмиссии на остальных транспортных передачах определяется:
|
,
где l – номер транспортной передачи, l = 1, 2,..., м.
6 Регуляторная характеристика двигателя
6.1 Работа двигателя с недогрузкой (0 £ Мк £ Мн) – регуляторные ветви характеристики:
- частота вращения вала двигателя определяется по формуле:
,
где nх – частота вращения вала двигателя при холостом ходе:
,
dр – коэффициент неравномерности регулятора двигателя. Для современных тракторных дизелей dр = 0,07…0,10. Принимаем dр = 0,08;
k3 – коэффициент загрузки двигателя:
,
Мн - номинальный крутящий момент двигателя.
- эффективная мощность двигателя определяется по формуле:
,
- часовой расход топлива определяется по формуле:
,
где Gтн – часовой расход топлива, соответствующий номинальной загрузке двигателя (см. табл. 2);
Gтх – часовой расход топлива при холостом ходе двигателя:
Gтх » (0,25…0,30) Gтн = 0,25 . 38,3 = 32,4 кг/ч.
- удельный расход топлива двигателем определяется по формуле:
.
Порядок расчета: задавшись значением k3= Мк/Мн, определяем частоту вращения вала двигателя nе, мощность двигателя Nе, часовой Gт и удельный gе расходы топлива.
6.2 Работа двигателя с перегрузкой (Мн £ Мк £ Ммакс) – корректорные ветви характеристики, может быть использована следующая аппроксимация:
,
,
где kN, kG - коэффициенты, определяемые по результатам тормозных испытаний двигателей.
Расчет выполняется по формулам:
Ммакс » 1,17 . Мн » 1,17 · 719,97 » 842,37 Нм;
при частоте вращения вала двигателя:
nм » 0,707 nн » 0,707 · 2000 » 1414 мин-1;
мощности двигателя:
No » 0,828 . Nн » 0,828 · 150,8 » 124,8 кВт;
часовом и удельном расходах топлива двигателем:
|
Gтм » 0,846 · Gтн » 0,846 · 38,3 » 32,4 кг/ч,
gем » 1,021 · gен » 1,021 · 254 » 259 г/кВтч.
Порядок расчета: задавшись значением kN и kG определяем мощность двигателя Nе, крутящий момент двигателя Мк, часовой Gт и удельный gе расходы топлива.
Мк = 9550Nе/nе, Нм.
Результаты расчетов регуляторной характеристики двигателя приведены в таблице 2 и представляем в графическом виде (приложение).
Тяговая характеристика трактора
Последовательность расчета тяговой характеристики трактора (только для основных передач трактора):
- касательная сила тяги определяется по формуле:
;
- нагрузка на крюке (тяговое усилие) трактора определяется по формуле:
Ркр = Рк - Рf;
- к.п.д. перекатывания определяется по формуле:
;
- коэффициент буксования определяется по формуле:
d = В-1ln [ А /(jм – Ркр / Gсц)];
- теоретическая скорость движения определяется по формуле:
;
- рабочая (действительная) скорость движения определяется по формуле:
V = Vт (1-d);
- тяговая мощность трактора определяется по формуле:
Nкр = РкрV;
- удельный тяговый расход топлива определяется по формуле:
- тяговый к.п.д. трактора определяется по формуле:
Показатели двигателя при холостом ходе трактора:
- крутящий момент двигателя определяется по формуле:
;
- частота вращения вала двигателя определяется по формуле:
;
- часовой расход топлива определяется по формуле:
.
Результаты расчетов тяговой характеристики трактора и показателей двигателя при холостом ходе трактора приведены в таблице 2 и в графическом виде - на рисунке 3 приложения.
Таблица 2 - Регуляторная характеристика двигателя и тяговая характеристика трактора.
Регуляторная характеристика двигателя | |||||||||
Расч. т. | 1* | 5** | 9*** | ||||||
Mк, Нм | 179,99 | 359,99 | 539,98 | 719,97 | 755,97 | 791,97 | 827,97 | 842,37 | |
nе, мин-1 | |||||||||
Ne, кВт | 40,5 | 79,2 | 115,9 | 150,8 | 146,6 | 141,5 | 133,7 | 124,8 | |
Gт, кг/ч | 9,57 | 16,76 | 23,94 | 31,12 | 38,30 | 37,36 | 36,18 | 34,42 | 32,40 |
ge,г/кВтч | - | ||||||||
Тяговая характеристика трактора | |||||||||
Передача 1: iтр = 21,12; Мхт = 66,42 Нм; nхт = 2182 м-1; Gтхт = 12,22 кг/ч; | |||||||||
Pк, кН | 3,23 | 8,74 | 17,49 | 26,23 | 34,98 | 36,72 | 38,47 | 40,22 | 40,92 |
Pкр, кН | 5,52 | 14,26 | 23,00 | 31,75 | 33,50 | 35,25 | 37,00 | 37,69 | |
d, % | 0,25 | 0,49 | 0,94 | 1,52 | 2,32 | 2,52 | 2,75 | 3,00 | 3,11 |
Vт,м/с | 4,10 | 4,04 | 3,95 | 3,85 | 3,76 | 3,48 | 3,21 | 2,90 | 2,66 |
V, м/с | 4,09 | 4,02 | 3,91 | 3,79 | 3,67 | 3,39 | 3,12 | 2,81 | 2,57 |
V, км/ч | 14,72 | 14,48 | 14,08 | 13,66 | 13,22 | 12,22 | 11,23 | 10,12 | 9,27 |
Nкр, кВт | 22,19 | 55,76 | 87,29 | 116,58 | 113,68 | 109,92 | 104,04 | 97,06 | |
gкр,г/кВтч | - | ||||||||
hтяг1 | 0,548 | 0,704 | 0,753 | 0,773 | 0,775 | 0,777 | 0,778 | 0,777 | |
hтяг2 | 0,547 | 0,704 | 0,753 | 0,773 | 0,775 | 0,777 | 0,778 | 0,778 | |
Продолжение таблицы 2
Передача 2: iтр = 18,48; Мхт = 75,89 Нм; nхт = 2179 м-1; Gтхт = 12,6 кг/ч; | |||||||||
Pк, кН | 3,23 | 7,65 | 15,31 | 22,96 | 30,61 | 32,15 | 33,68 | 35,21 | 35,82 |
Pкр, кН | 0,00 | 4,43 | 12,08 | 19,73 | 27,39 | 28,92 | 30,45 | 31,98 | 32,59 |
d, % | 0,25 | 0,44 | 0,82 | 1,28 | 1,88 | 2,03 | 2,18 | 2,34 | 2,42 |
Vт,м/с | 4,68 | 4,62 | 4,51 | 4,40 | 4,29 | 3,98 | 3,66 | 3,31 | 3,04 |
V, м/с | 4,67 | 4,60 | 4,47 | 4,35 | 4,21 | 3,90 | 3,58 | 3,23 | 2,96 |
V, км/ч | 16,80 | 16,55 | 16,10 | 15,64 | 15,17 | 14,03 | 12,90 | 11,64 | 10,67 |
Nкр, кВт | 0,00 | 20,35 | 54,03 | 85,75 | 115,41 | 112,70 | 109,12 | 103,45 | 96,57 |
gкр,г/кВтч | - | ||||||||
hтяг1 | 0,502 | 0,683 | 0,740 | 0,765 | 0,769 | 0,771 | 0,773 | 0,774 | |
hтяг2 | 0,502 | 0,682 | 0,740 | 0,765 | 0,769 | 0,771 | 0,773 | 0,774 | |
Передача 3: iтр = 16,18; Мхт = 86,69 Нм; nхт = 2176 м-1; Gтхт = 13,03 кг/ч; | |||||||||
Pк, кН | 3,23 | 6,70 | 13,40 | 20,10 | 26,80 | 28,14 | 29,48 | 30,82 | 31,35 |
Pкр, кН | 3,47 | 10,17 | 16,87 | 23,57 | 24,91 | 26,25 | 27,59 | 28,13 | |
d, % | 0,25 | 0,39 | 0,72 | 1,10 | 1,56 | 1,67 | 1,78 | 1,9 | 1,95 |
Vт,м/с | 5,34 | 5,27 | 5,15 | 5,03 | 4,91 | 4,54 | 4,19 | 3,78 | 3,47 |
V, м/с | 5,32 | 5,25 | 5,11 | 4,97 | 4,83 | 4,47 | 4,11 | 3,71 | 3,40 |
V, км/ч | 19,17 | 18,91 | 18,41 | 17,91 | 17,39 | 16,09 | 14,80 | 13,36 | 12,24 |
Nкр, кВт | 18,24 | 52,03 | 83,91 | 113,84 | 111,31 | 107,91 | 102,42 | 95,66 | |
gкр,г/кВтч | - | ||||||||
hтяг1 | 0,450 | 0,657 | 0,724 | 0,755 | 0,759 | 0,763 | 0,766 | 0,766 | |
hтяг2 | 0,450 | 0,657 | 0,724 | 0,755 | 0,759 | 0,763 | 0,766 | 0,767 | |
Передача 4: iтр = 14,16; Мхт = 99,04 Нм; nхт = 2172 м-1; Gтхт = 13,53 кг/ч; | |||||||||
Pк, кН | 3,23 | 5,86 | 11,73 | 17,59 | 23,46 | 24,63 | 25,80 | 26,98 | 27,44 |
Pкр, кН | 2,64 | 8,50 | 14,37 | 20,23 | 21,40 | 22,58 | 23,75 | 24,22 | |
d, % | 0,25 | 0,36 | 0,63 | 0,95 | 1,32 | 1,40 | 1,49 | 1,58 | 1,61 |
Vт,м/с | 6,09 | 6,03 | 5,89 | 5,75 | 5,61 | 5,19 | 4,78 | 4,32 | 3,96 |
V, м/с | 6,07 | 6,00 | 5,85 | 5,69 | 5,53 | 5,12 | 4,71 | 4,26 | 3,90 |
V, км/ч | 21,86 | 21,61 | 21,05 | 20,49 | 19,91 | 18,43 | 16,96 | 15,32 | 14,04 |
Nкр, кВт | 15,83 | 49,72 | 81,75 | 111,90 | 109,55 | 106,34 | 101,05 | 94,42 | |
gкр,г/кВтч | - | ||||||||
hтяг1 | 0,391 | 0,628 | 0,705 | 0,742 | 0,747 | 0,752 | 0,756 | 0,756 | |
hтяг2 | 0,391 | 0,628 | 0,705 | 0,742 | 0,747 | 0,752 | 0,756 | 0,757 | |
Пояснение к столбцам: 1* – холостой ход двигателя и трактора; 2** – номинальный режим; 3*** – режим максимального крутящего момента двигателя и тягового усилия трактора |
8. Лучевой график загрузки двигателя
Лучевой график загрузки показывает, как изменяется загрузка двигателя в зависимости от величины тягового усилия Ркр трактора и номера передачи (приложение). При геометрическом ряде передач рациональный диапазон загрузки двигателя по крутящему моменту (выделен жирной линией и точками) остается постоянным и не зависит от номера передачи:
Ммин £ Мк £ Мн;
где Ммин - минимальный крутящий момент двигателя, такой, что при Мк < Ммин выгодней перейти на соседнюю повышенную передачу:
Ммин = Мн/q = 719,97 / 1,14 = 631,55 Нм;
где q - знаменателя геометрического ряда передач.
При построении графика использованы приведенные в таблице 2 данные.
9. Анализ тяговой характеристики трактора
9.1 Номинальное тяговое усилие на первой рабочей передаче Рн1 = 31,75 кН. Номинальное тяговое усилие трактора прототипа Рн = 30 кН. Запас по тяговому усилию на крюке ΔРкр = 1,75 кН.
9.2 Номинальное тяговое усилие на четвёртой рабочей передаче Рн4 = 20,23 кН, а минимальное рациональное значение тягового усилия при знаменателе ряда рабочих передач q = 1,15 составляет Рмин4 = (Рн4 + Pf)/q - Pf = (20,23 + 3,23)/1,14 – 3,23 = 20,53 кН. В результате рациональный интервал тяговых усилий трактора на рабочих передачах составляет от 20,53 кН до 31,75 кН и тяговый диапазон трактора равен dт = 31,75/20,53 = 1,55.
9.3 Значение коэффициента буксования при номинальных тяговых усилиях на рабочих передачах имеет следующее значение: на первой передаче δ1 = 2,3 %, на второй передаче δ2 = 1,9 %, на третьей δ3 = 1,7 % и на четвертой δ4 = 1,3 %. В результате получаем, что коэффициент буксования лежит в пределах от 1,3 % до 2,3%. Максимально допустимый коэффициент буксования на первой передаче δ = 4 %.
9.4 Номинальная рабочая скорость движения трактора изменяется от V1 = 13,22 км/ч на первой передаче и до V4 = 19,91 км/ч - на четвёртой.
9.5 Удельный тяговый расход топлива при номинальном значении тягового усилия на крюке увеличивается с увеличением номера включенной передачи от gкр1 = 329 г/кВтч до gкр4 = 342 г/кВтч.
9.6 Тяговая мощность, в отличие от удельного тягового расхода топлива, при номинальном значении тягового усилия на крюке уменьшается с увеличением номера включенной передачи от Nкр1 = 116,58 кВт до Nкр4 = 111,9 кВт.
Список используемой литературы.
1. Соколов В.В., Красовских В.С. Тракторы и автомобили. Учебное пособие по выполнению курсовой работы по тяговому расчету трактора, предназначенное для студентов специальности 3113. – Барнаул: АГАУ, 2001. – 27 с.
2. Скотников В.А. и др. Основы теории и расчёта трактора и автомобиля. – М.: Агропромиздат, 1986. – 383 с.
3. Чудаков Д.А. Основы теории и расчёта трактора и автомобиля. – М.: Колос, 1972. – 384 с.
4. Тяговые характеристики сельскохозяйственных тракторов. Альбом-справочник. - М.: Россельхозиздат, 1979. = 240 с.
Приложение