СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ АНТИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.




1. Áвгиевы конюшни. Так называют сильно загрязненное место, крайний беспорядок, неразбериху в делах. Авгий, царь Элиды – южной области Древней Греции, владел несколькими тысячами голов скота, стойла которого не очищались 30 лет. Геракл очистил эти конюшни в один день, направив воды протекавших неподалеку рек так, что они смыли все нечистоты (седьмой подвиг Геракла).

2. Академия – наименование учреждений научного, учебного и художественного характера; объединения ученых. В буквальном смысле академия – это священная роща (возле Афин) вокруг могилы греческого героя Академа. В IV веке до н. э. в этой роще читал лекции своим ученикам философ Платон. Основанная им школа получила название «академия», которое и вошло затем в современные языки.

3. Нить Ариáдны – путеводная нить, то есть то, что помогает выйти из трудного положения. Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пасифаи. От противоестественной связи ее матери и посланного Посейдоном морского быка родилось чудовище Минотавр, которое имело туловище человека и голову быка. Минотавр жил в лабиринте и пожирал ежегодно семь юношей и семь девушек, посылавшихся ему в качестве дани из Афин. Когда на острове в числе обреченных юношей оказался сын афинского царя Тезей, добровольно прибывший на Крит, чтобы убить чудовище, Ариадна, полюбив юношу, спасла его. Она дала Тезею клубок ниток, один конец которого он прикрепил у входа в лабиринт, и после убийства Минотавра смог выбраться из него.

4. Атлáнт (греч. Átlas, Atlántis m – несущий) – первый шейный позвонок (в медицине). Эпонимическое название позвонка, несущего голову, восходит к имени титана, державшего на голове небесный свод в наказание за участие в борьбе титанов против богов. Один раз Атланту удалось временно освободиться от своей ноши – когда он помогал Гераклу добыть золотые яблоки Гесперид, а Геракл в это время держал небо на себе. В архитектуре атлантами называются мужские статуи, поддерживающие перекрытия или портики зданий. Начиная с XVI века атласом стали называть сборники географических карт, после того как Меркатор украсил свой картографический труд рисунками с изображением Атланта. Название Атлантического океана также связано с этим именем, так как местопребыванием Атланта считался крайний запад. Атлантидой назывался огромный остров, который, согласно Платону, в глубокой древности за непомерную гордость ее обитателей – атлантов по воле Зевса был поглощен Атлантическим океаном. Споры о том, существовала ли Атлантида и где ее следует искать, начались еще в античные времена и продолжаются до сих пор.

5. Ахиллéсова пятá – единственное уязвимое место на теле Ахилла, сына фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, героя Троянской войны. Стремясь сделать сына бессмертным, Фетида днем натирала Ахилла амброзией, ночью держала в огне. Однажды Пелей увидел это и выхватил ребенка из пламени. Фетида покинула Пелея. По другой версии, Фетида окунула Ахилла в воды подземной реки Стикс, отчего тело ребенка стало неуязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать. Погиб Ахилл у стен Трои от двух стрел Париса, направленных Аполлоном (державшим сторону троянцев) в его пяту. Иносказательно ахиллесова пята – это наиболее уязвимое место, слабая сторона кого-то или чего-то.

6. Приносить жертвы Вакху, быть в объятиях Бахуса – пьянствовать. Вакх (лат. – Бахус) – одно из распространенных прозвищ греческого бога растительности и виноделия Диониса. Он был сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. После смерти матери (до его рождения) был выношен Зевсом в бедре и затем воспитывался нимфами и божеством Силеном. Культ Диониса имеет фракийско-фригийское происхождение и распространился затем не только по всей Греции, но и в другие страны. Празднества в честь Диониса носили веселый характер, переходя в неистовые оргии. Из культовых песен Диониса – дифирамбов постепенно развивалась драма. В литературе и искусстве античности Дионис (Вакх) первоначально изображался пожилым бородатым мужчиной, а потом прекрасным юношей. В переносном смысле Вакх (Бахус), – это вино и связанное с ним веселье.

7. Венерин пояс – пояс Афродиты. Афродита – богиня любви и красоты, одна из важнейших в греческой мифологии. Согласно одному мифу, она – дочь Зевса и океаниды Дионы, по другой версии, она родилась из пены, образовавшейся при падении в море капель крови оскопленного Кроносом Урана. Имя ее означает «пеннорожденная» (от греч. áphros – пена). Первоначально она считалась богиней плодородия, вечной весны и жизни, она всегда в окружении роз и фиалок, она дарует земле изобилие, она – богиня браков и даже родов. Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Она кокетлива и игрива, ее эпитеты: золотая, прекрасновенчанная (она увенчана золотым венцом, ее украшают также золотые ожерелье и серьги), сладкоумильная, прекрасноокая, фиалковенчанная; боги дивятся ее прелести и при виде ее возгораются желанием взять ее в жены. Мужем Афродиты был Гефест – самый некрасивый из богов. Любви богини домогались Арес и Посейдон, но она ответила взаимностью богу войны и имела от него детей – Эрота, Гармонию и Фобоса (бог страха, от имени которого происходит терминоэлемент «-фобия»). Сыном Афродиты от Гермеса (бога торговли) был Гермафродит – юноша необычайной красоты, в которого влюбилась нимфа Салмакида. По ее просьбе боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо. Афродита вызывает любовные чувства к себе и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Ей присваиваются различные любовные функции – сладкая нега любви, смех, улыбки, обманы, пьянящая радость объятий. Иногда отношение к ней ласково-ироничное. Гомер в «Одиссее» рассказывает любовную историю Афродиты и Ареса: во время свидания Гефест приковал их к ложу невидимыми выкованными им сетями, и в такой ситуации они предстали перед собравшимися и смеющимися богами, которые сами непрочь были бы занять место Ареса. Прозвища Афродиты отражают названия ее культовых мест: Киприда – на остров Кипр она вышла, когда родилась из морской пены, Киферея (или Цитера) – остров Кифера был центром ее культа, Пафосская богиня – в городе Пафос (на Кипре) был ее храм (ср. А. С. Пушкин «… У пафосския царицы свежий выпросим венок»). В Риме богиню любви Афродиту почитали под именем Венера и считали своей прародительницей, так как сын Афродиты Эней от смертного человека Анхиза после падения Трои прибыл в Италию. Сын Энея Юл был предком рода Юлиев, к которому принадлежал Гай Юлий Цезарь. В античном искусстве Афродиту изображают женщиной в расцвете сил и красоты, начиная с IV века до н. э. – полунагой или обнаженной (см. ил. на с. 66). Постоянным атрибутом Афродиты был ее чудесный пояс. В нем была скрыта тайна ее обаяния. Гомер отмечает («Илиада», XIV, 215–221), что в этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нем заключается все». Женщины, вступающие в брак, часто дарили Афродите вытканные ими пояса.

8. Взлететь на Геликóн – стать поэтом. Геликон – гора в Древней Греции, где обитали музы, которых называют геликонидами, геликонскими девами, геликонскими повелительницами, царицами Геликона. На Геликоне находился источник Иппокрена (Гиппокрена, от греч. «гиппос» – «конь»), который возник от удара копытом крылатого коня Пегаса и который обладал силой возбуждать поэтический дар. Здесь проводились празднества в честь муз (muséia). Иносказательно Геликон – место поэтического вдохновения.

9. Наложить вéто означает запретить, не согласиться, возразить. Вето (от лат. véto – я запрещаю) – формула протеста, с помощью которой народный трибун останавливал действие решения любого магистрата, в том числе постановления сената, если оно нарушало права народа в случае злоупотребления властью. В настоящее время правом вето пользуются постоянные члены Совета Безопасности ООН.

10. Слава Герострáта. Герострáтово деяние. Символом безумия (и безумного поступка) является имя Герострата, жителя Эфе Эфеса, который жаждал славы до такой степени, что в 356 году до н. э. в ночь рождения Александра Македонского поджег храм Артемиды (Дианы) в Эфесе, считавшийся одним из семи чудес света. Герострат был казнен, и никому, под страхом смертной казни, не разрешалось произносить его имя. Но случилось то, чего хотел безумец: имя его сохранилось в веках.Слава Герострата – позорная слава. В переносном смысле Геростратом называют честолюбивого человека, добивающегося славы любой ценой, вплоть до преступления.

11. Гидра (греч. hýdra – водяная змея). В древнегреческой мифологии гидра – это многоглавая (часто с девятью головами) змея, у которой на месте одной отрубленной головы вырастали две новые. От ее ядовитого дыхания погибало все живое. Самой известной является лернейская гидра, которая обитала у источника Лерны в Греции и которую убил Геракл (его второй подвиг) посредством прижигания обрубков шеи. В биологии гидры – отряд пресноводных кишечнополостных животных. В астрономии Гидра – созвездие, бόльшая часть которого рас­положена в южном полушарии неба. Иносказательно Гидрой называют нечто чудовищное.

12. Клятва Гиппокрáта – это тщательно разработанная Гиппократом (знаменитым основателем научной медицины, греческим врачом V – IV веков до н. э.; см. ил. на с. 69) этика отношения врача к пациенту, зафиксированная в виде обязательства, которое давал врач по окончании обучения. В наши дни клятва Гиппократа, которую дают выпускники медицинских вузов, принята в качестве основы поведения врача.

13. Гóрдиев узел – сложный и запутанный вопрос (дело, задача). Гордий – имя царя Фригии, который был вначале простым земледельцем. Однажды, когда он вспахивал землю, на ярмо его быков сел орел, что было истолковано как знамение, предвещающее Гордию царскую власть. И действительно, вскоре фригийцы лишились царя и обратились к оракулу за советом, кого выбрать царем. Оракул велел избрать того, кого они первым встретят едущим к храму Зевса на повозке. Первым человеком, который им встретился, оказался Гордий. Став царем, Гордий построил город и назвал его своим именем. Он поставил в храме свою повозку, ярмо которой связал очень сложным узлом, который никто не мог развязать. Считалось, что тот, кто развяжет этот узел, станет правителем всей Азии. Согласно легенде, Александр Македонский в 334 году до н. э., не сумев распутать узел, разрубил его мечом. Отсюда и пошло выражение «разрубить гордиев узел», то есть быстро и решительно справиться с каким-нибудь запутанным и сложным делом. Примечательно, что Эрне Рубик в 1989 году назвал одну из своих логических игрушек «гордиевым узлом».

14. Дамóклов меч. Дамокл – один из приближенных сиракузского правителя Дионисия (IV век до н. э.), очень завидовавший богатству и власти тирана и считавший его счастливым. Дионисий посадил Дамокла на один день за праздничный стол на свое место (то есть в качестве правителя), повесив над его головой острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые постоянно грозят правителю. Дамокл понял, как призрачны счастье и благополучие того, кто владеет властью. Выражение «дамоклов меч» означает постоянную опасность, возможные неприятности, нечто угрожающее.

15. Дары данáйцев – это дары, таящие в себе опасность, предательство, приносящие беду, гибель. Данайцами Гомер в своем эпосе называл греков. Словосочетание «дары данайцев» отражает эпизод Троянской войны. После безуспешной осады Трои греки применили хитрость: сделали вид, что отошли с войском, а у стен города оставили огромного деревянного коня, внутри которого были спрятаны воины. Троянцы, не подозревая хитрости греков, внесли этого коня в свой город, не послушали предостережения жреца Лаокоона: «Quidquid id est, timeo Danaos et dina ferentes» («Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже когда они дары приносят»). Ночью греческие воины вышли из деревянного коня и открыли ворота Трои вернувшемуся к этому времени своему войску. Троя была завоевана. С этим эпизодом связано и выражение «троянский конь» как нечто коварное и предательское.

16. Дракóновские меры (планы, условия) – нечто очень жестокое и суровое. Дракон – афинский законодатель, живший в VII веке до н. э. Его законы содержали тяжкие наказания за нарушение прав частной собственности (например, смертную казнь за кражу зерна, овощей и др.). Впоследствии эти законы стали называть «написанные кровью». И хотя уже в следующем веке уголовное законодательство было смягчено Солоном, однако в памяти людей надолго осталась непомерная жестокость законов Дракона.

17. Елисейские поля (Элизиум). У греков это понятие на протяжении веков менялось: то это загробный мир, поля блаженных, куда после земной жизни попадают любимые богами герои; то это красивая долина на крайнем западе, где, не ведая смерти, ведут блаженную жизнь любимцы богов; то это острова блаженных, где трижды в год снимают урожай с полей, которые никто не засевает, где нет болезней и страданий, где царствует Кронос и ведут счастливую жизнь избранники богов (например, Ахилл). В поэзии Элизиум – либо синоним царства красоты и счастья, либо символ вечного покоя; отправиться в Елисейские поля – значит умереть.

18. Возвращение на Итаку. В гомеровском эпосе Итака – остров, расположенный у западного побережья Греции, родина Одиссея (мужа Пенелопы) – героя поэм «Илиада» и «Одиссея». После 10 лет осады Трои греки по совету Одиссея соорудили деревянного коня (см. выражение «дары данайцев», п. 40). При возвращении на родину, которое заняло еще 10 лет, Одиссей испытал массу приключений, поэтому название поэмы, в которой они описаны, стало нарицательным и употребляется иносказательно: одиссея – это долгие скитания, путешествие, многочисленные испытания и т. п. Подобным же образом «возвращение на Итаку» стало означать возвращение домой после длительного отсутствия и испытания многих невзгод, а слово «Итака» стало синонимом родного места.

19. Кадуцéй (лат. caducéus) в греческой мифологии – деревянный жезл из лавра или оливы, обвитый, как сообщают античные источники, «глядящими друг на друга змеями». Первый кадуцей был изготовлен богом кузнечного ремесла Гефестом для вестника богов (а затем бога торговли) Гермеса, а он передал его сыну, от которого пошел род глашатаев. По другому варианту, золотой кадуцей был пастушеским посохом Аполлона и Гермес получил его в обмен на свою свирель. В древности кадуцей был эмблемой вестников, глашатаев, парламентариев как гарант их неприкосновенности, позднее стал эмблемой торговли. Вплоть до нового времени кадуцей служил эмблемой торговли и мирного разрешения споров, использовался в геральдике (например, входил в герб Харьковской губернии); начиная с XIX века изображение кадуцея служит в некоторых странах (например, в США) символом медицины.

20. Пророчество Кассáндры. Кассандра – троянская царевна, в которую влюбился Аполлон и которую наделил даром пророчества (по более позднему мифу, Кассандра получила свой дар еще в детстве от священных змей в храме Аполлона). Однако был ею отвергнут. В отместку ей Апполон сделал так, что ее вещим словам не стали верить. Так, троянцы не вняли словам Кассандры, предостерегавшей Париса от брака с Еленой. Она предсказала падение Трои, а также убеждала троянцев не вводить в Трою деревянного коня, оставленного греками у ворот города. После падения Трои Кассандра как пленница досталась предводителю греческого войска Агамемнону и погибла вместе с ним от руки его жены Клитемнестры. Кассандрой иронически называют человека, который пред­видит несчастье, но не в силах ни сам что-либо сделать, ни убедить других принять меры для его предотвращения.

21. Кáстор и Пóллукс – символ братской неразлучной дружбы. По одному из мифов, близнецы Кастор и Поллукс (греч. Полидевк) – сыновья Зевса (что отражено в их прозвище – Диоскуры). По другому мифу, Леда – жена царя Тиндарея снесла два яйца: из одного вылупились Кастор и Клитемнестра (дети Тиндарея – смертные), а из другого – Поллукс и Елена Прекрасная (дети Зевса, давшего сыну бессмертие). Диоскуры совершили несколько подвигов, но Кастор погиб. Не желая жить без брата, Поллукс просил Зевса послать ему смерть. Зевс разрешил Поллуксу отдать брату половину своего бессмертия, и с тех пор братья один день проводили в подземном царстве Аида и один день – на Олимпе, среди богов. Оба они в виде утренней и вечерней звезды по очереди появляются на небе как персонажи круга Зодиака («Близнецы»). Братья считались укротителями коней, а Поллукс еще и искусным кулачным бойцом. Они также были покровителями моряков. Изображали их в остроконечных войлочных шапочках (такие носили греческие моряки) и с конями. Известны их скульптуры в Риме и Санкт-Петербурге, у портика Конногвардейского манежа (совр. Центральный выставочный зал).

22. Лабиринт противоречий. В данном выражении слово «лабиринт» означает путаницу, из которой трудно найти выход. В греческой мифологии лабиринтом называли сооружение с многими запутанными ходами (см. ил. на с. 72). В древности были известны четыре лабиринта – критский, этрусский, самосский, египетский. Знаменитый в Греции лабиринт на острове Крит был построен Дедалом для чудовища Минотавра (см. выражение «нить Ариадны», п. 14) по образцу египетского лабиринта. Дедал, как передают Плиний Старший и Овидий, соорудил лишь сотую часть египетского лабиринта, и сам не знал из него выхода; в египетском лабиринте было, по описанию Геродота, около трех тысяч комнат под землей и над землей, где среди прочего находились гробницы священных крокодилов. Этимологию слова «лабиринт» ученые возводят либо к названию двойного топора-лабриса, изображения которого имеются на стенах критского лабиринта, либо к глаголу lambáno – схватывать, связывать (лабиринт – это ловушка). В Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге находится икона XVII века под названием «Лабиринт духовный». На ней показано, как должен поступать христианин в земной жизни, чтобы, преодолев все земные соблазны, изображенные в виде лабиринта, достичь вечной жизни – рая. В медицине со словом «лабиринт» связаны термины: labyrín­thus áuris – ушной лабиринт; labyrínthus ethmoidális – сообщающиеся между собой ячейки решетчатой кости; labyrínthus mem­branáceus – система перепончатых ходов лабиринта внутреннего уха; labyrínthus ósseus – система костных ходов внутреннего уха.

23. Лаконичный стиль – это стиль, для которого характерны краткое выражение мыслей, сжатость слога. Спартанцы, или лакедемоняне, – жители области Лаконика в Древней Греции с главным городом Спарта отличались немногословием, часто весьма остроумным, и краткость их речи вошла в поговорку.

24. Лапидáрный стиль (слог) (лат. lápis, lápidis m – камень) – предельно сжатый, краткий, выразительный стиль, присущий надписям на каменных древнеримских памятниках.

25. Лáры и пенáты. В Древнем Риме так назывались божества, покровители дома и его обитателей, а также защитники родины. Лары всегда оставались дома в отличие от пенатов, которые следовали за хозяевами, если те уезжали навсегда. Различались лары домашние (хранители очага) и общественные (хранители улиц, перекрестков, путешествий). Пенаты также подразделялись на домашние (они охраняли целостность семьи) и государственные (они защищали благополучие всего народа и государства). Изображения тех и других помещали возле очага. Лары – это как бы домовые, добрые духи умерших предков, а пенатами могли быть только боги. В переносном смысле и лары, и пенаты – это родной дом, родина.

26. С (от) яиц Лéды, то есть с самого начала. В греческой мифологии Леда – жена спартанского царя Тиндарея. Зевс в образе лебедя соединился с Ледой, когда она купалась в реке Эврот около Спарты, после чего Леда снесла яйцо (вариант – два яйца), из которого появились дочери Елена (Прекрасная) и Клитемнестра и братья Поллукс и Кастор. По другому мифу, Елена – дочь Зевса и богини Немезиды (которая, спасаясь от преследования Зевса, превратилась в гусыню, а Зевс принял облик лебедя), Леда же нашла и сберегла яйцо, снесенное Немезидой, и когда из него вылупилась девочка-красавица, воспитала ее как свою дочь. Греческий историк II века н. э. Павзаний в «Описании Эллады» (т. III, 16, 1) сообщает, что скорлупу яйца демонстрировали в одном из храмов Спарты. Рождение Елены и связанные с ней последующие события многолетней Троянской войны придали выражению «от яиц Леды» соответствующий смысл. На эту тему существует латинский вариант крылатого выражения ab óvo: Гораций в «Искусстве поэзии» (стих 147) хвалит Гомера за то, что он начинает «Илиаду» прямо с событий Троянской войны, а не с яйца близнецов, одним из которых была виновница войны.

27. Кануть в Лéту значит исчезнуть навсегда. В греческой мифологии Лета – божество, персонифицирующее забвение. Медицинский термин lethargiá образован из двух слов: léthe – забвение, argiá – бездействие (ср. letális – смертельный от латинского létum – смерть). Именем этой богини названа река в подземном царстве; души умерших должны были испить глоток воды Леты, чтобы забыть свою земную жизнь.

28. Дело Мáрса – это война. Жрецы или служители Марса – военные. В римской мифологии Марс – бог войны, позднее отождествленный с греческим богом Аресом. Первоначально у него были и другие функции: он был богом плодородия, дикой природы, родоначальником Рима (от него Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема – основателей Рима). С именем Марса связано название первого месяца римского календаря – марта. На Марсовом поле в Риме, где стоял алтарь бога, проходили военные смотры. Марсово поле в Санкт-Петербурге получило свое название в начале XIX века, когда стало местом проведения военных парадов. Находящийся недалеко от Марсова поля памятник А. В. Суворову изображает великого русского полководца в виде бога Марса.

29. Мéнторский тон – нравоучительный, назидательный тон. Ментор – друг Одиссея, которого Одиссей оставил в своем доме, чтобы тот воспитывал его сына и заботился о доме. Имя Ментора стало нарицательным, его именем называют наставника, советчика, иногда употребляется в ироническом смысле.

30. Щедрость Меценáта. Гай Цильний Меценат – богатый римлянин знатного происхождения, приближенный императора Августа (I век до н. э.). Не занимая государственных должностей, Меценат выполнял официальные поручения правителя. Известным он стал потому, что покровительствовал и поддерживал материально римских поэтов – Вергилия, Горация, Проперция. Меценат и сам писал литературные произведения, но их художественный уровень был невысок. Имя Мецената стало нарицательным, оно означает богатого покровителя искусств и литературы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: