Основные положения Концепции государственной поддержки развития и реформирования местного самоуправления в Санкт-Петербурге




Очевидно, что основные положения Концепции государственной поддержки развития и реформирования местного самоуправления должны основываться на том простом факте, что единственной целью власти, и не только местной, является улучшение качества жизни граждан и обеспечение их прав наряду с контролем исполнения их обязанностей. Этими, очень объемными по содержательному наполнению вопросами, занимаются все ветви власти, но многие позиции в них пересекаются между властями государственными и местными. Отсюда вытекает необходимость организации взаимодействия, разделения полномочий и оказания поддержки государственной властью власти местной, ввиду объективно большего наличия ресурсов для своей деятельности у первой, особенно в условиях “ограниченного” местного самоуправления, как это имеет место в Санкт-Петербурге, и молодости муниципальной ветви власти в современном понимании в России вообще.

В настоящее время, анализируя опыт становления системы местного самоуправления и оказываемой в этом процессе государственной поддержки как в Санкт-Петербурге, так и в Российской Федерации, представляется логичным выделить некоторые основные принципы, характеризующие подход к тому или иному виду реализации государственной поддержки. Следует полагать, что выделение основных принципов и построение внутренних связей между возможностями их осуществления с максимальным эффектом и должно дать представление об общей концепции государственной поддержки развития и реформирования местного самоуправления.

Во-первых, государственная поддержка должна рассматриваться как обязанность органов государственной власти федерального и регионального уровня гарантировать и осуществлять создание и модернизацию определенной платформы для развития местного сообщества и его органов местного самоуправления (необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия), а также обеспечивать преемственность мер оказываемой помощи в зависимости от изменяющейся структуры и потребностей местного сообщества, причем законодательно закрепленная. Соответствующее положение в настоящее время содержит статья 9 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Однако законодатель, рамочно закрепив такую обязанность, фактически предоставил органам государственной власти самостоятельно определять пределы осуществления мероприятий по государственной поддержке местного самоуправления.

Из чего следует, что для соблюдения вышеупомянутого Федерального закона федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации достаточно обеспечить “минимальный набор” мер государственной поддержки (причем составляющие такого набора могут существенно варьироваться, поскольку практически отсутствуют критерии оценки “необходимости” создаваемых условий), увеличение же объема оказываемой поддержки будет, в свою очередь, находиться в зависимости от волеизъявления субъекта, такую поддержку осуществляющего.

Таким образом, действенность и эффективность государственной поддержки предопределяется сочетанием обязательности и добровольности в условиях понимания следующей взаимосвязи:

государственные и местные органы власти представляют собой конгломерат, объединенный общей целью – обеспечение надлежащего уровня жизни населения. Масштабы их деятельности различны, но задачи являются сходными, пронизывающими практически все сферы общественных отношений, а, следовательно, местное самоуправление, как публичная власть, наиболее приближенная к населению, не может и не должно рассматриваться в отрыве от всей системы государственного устройства;

достижение баланса государственных и местных интересов возможно при наличии максимально плодотворной совместной деятельности и консолидации усилий обеих ветвей власти;

оказание помощи органам местного самоуправления является непосредственным компонентом повышения качества работы этих органов.

Во - вторых, необходимо принимать во внимание тот уровень органов государственной власти, который реализует мероприятия в сфере поддержки системы местного самоуправления. На примере Санкт-Петербурга можно выделить федеральный уровень, региональный уровень, который, в свою очередь, предполагает выделение двух подуровней:

-городской (Администрация Санкт-Петербурга и Законодательное Собрание Санкт-Петербурга);

-районный (территориальные управления административных районов).

Оправданность такого разделения заключается в имеющихся существенных различиях по формам, методам и направлениям оказания поддержки.

Зафиксировав в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.99 № 1370 “Об утверждении Основных положений государственной политики в области местного самоуправления в Российской Федерации” систему целей, принципов и задач государства по дальнейшему развитию местного самоуправления, государство еще раз подтвердило приоритетность и гарантированность этой формы самоорганизации граждан, а необходимость комплексного подхода к обеспечению государственной поддержки стабильного существования, а также неизбежных процессов развития и реформирования местного самоуправления.

В качестве примеров позитивного влияния на функционирование муниципальной ветви власти на федеральном уровне можно назвать федеральные целевые программы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.95 № 1251 “О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления” и от 15.12.99 № 1394 “О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления”. Последняя из названных программ имеет весьма долгосрочный характер (окончание II этапа ее реализации – 2014 год) и, в отличии от первой, преследует более глобальные цели – планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.

В мае 1997 года был образован Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации – совещательный коллегиальный орган, обеспечивающий общую координацию процессов, происходящих в этой сфере, рассмотрение актуальных и важнейших вопросов местного самоуправления и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. Кстати, этот орган является одним из двух Советов, собираемых под началом Президента непосредственно (второй – Совет Безопасности).

Уже неоднократно проблема реформирования системы местного самоуправления в Российской Федерации являлась объектом пристального внимания на обсуждениях в Государственном совете при Президенте Российской Федерации и в его рабочих органов.

Поскольку в рамках данного исследования наибольший интерес все же вызывает изучение и анализ системы государственной поддержки муниципальной ветви власти, сложившейся в Санкт-Петербурге, более подробно хотелось бы остановиться на статусе и компетенции органов государственной власти города, которые наделены полномочиями на осуществление мер по государственной поддержке местного самоуправления.

Городской подуровень:

В структуре законодательной ветви власти сформирована и действует Постоянная комиссия по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству.

Как следует из постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 14.04.99 № 78 “О структуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга”, в ведении этой Комиссии находятся вопросы, касающиеся системы органов государственной власти, основ местного самоуправления, административного, территориального деления, межрегиональные и международные связи по основным направлениям деятельности. Для выработки согласованной политики Комиссией обеспечивается взаимодействие с органами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрацией Санкт-Петербурга, а также с соответствующей комиссией Законодательного Собрания Ленинградской области и комитетами Северо-Западной Межпарламентской Ассамблеи.

Функциями указанной Комиссии в сфере государственной поддержки местного самоуправления являются:

в направлении создания надлежащих правовых условий для развития местного самоуправления:

разработка и участие в подготовке проектов законодательных и иных правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

дача заключений по проектам правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

рассмотрение на заседаниях проектов уставов муниципальных образований, а также вносимых в них изменений и (или) дополнений, подготовка по итогам рассмотрения проекта постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

организация экспертизы и общественного обсуждения проектов законодательных актов, проведение публичных слушаний, в том числе и по вопросам, касающимся становления и функционирования системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге и представляющим общественный интерес;

контроль за выполнением решений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в пределах компетенции.

в направлении оказания организационно-методической помощи:

осуществление приема представителей муниципальных образований Санкт-Петербурга;

консультирование выборных лиц местного самоуправления по вопросам законотворческой и нормотворческой деятельности;

содействие в реализации представительными органами местного самоуправления права законодательной инициативы.

Этот далеко не исчерпывающий перечень функций Постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству дает основания говорить о возможности депутатов муниципальных советов при наличии соответствующей заинтересованности инициировать разработку и осуществлять подготовку требуемых для дальнейшего развития муниципальной власти проектов законов, быть услышанными региональными законодателями при выражении собственного мнения о путях преодоления трудностей, возникших в ходе практической деятельности.

В целях выявления и обеспечения решения наиболее актуальных проблем, связанных со становлением и развитием местного самоуправления в Санкт-Петербурге, сбалансированности и скоординированности действий органов государственной исполнительной и муниципальной ветвей власти, а также определения приоритетных направлений государственной поддержки системы местного самоуправления распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 15.07.98 № 659-р был создан Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге.

Этим же распоряжением губернатора Санкт-Петербурга определены основные задачи Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге, ключевой из которых является обеспечение мер по государственной поддержке местного самоуправления в Санкт-Петербурге структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга.

В рамках единой государственной политики, направленной на создание условий для формирования работоспособной и эффективной системы местного самоуправления, Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге призван проводить разработку программ по вопросам становления и развития системы местного самоуправления, содействовать процедуре разработки и рассмотрения проектов законов Санкт-Петербурга, касающихся функционирования муниципальной ветви власти, обеспечивать общегородской стратегический подход к путям, методам и механизмам осуществления государственной поддержки.

Кроме того, при создании этого органа немаловажное значение отводилось роли Совета по местному самоуправлению как проводника и распространителя накопленного муниципальными образованиями положительного опыта работы в различных сферах, в том числе через создаваемые для отработки отдельных позиций реформы системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге опорные зоны.

Нельзя оставить без внимания и такую задачу Совета по местному самоуправлению, как содействие в развитии территориального общественного самоуправления - формы самоорганизации граждан по месту жительства. Проведенное по данной проблематике заседание показало, что утверждение о полной пассивности горожан в отношении реализации своих прав на осуществление местного самоуправления нельзя назвать верным. Конечно же, число активистов муниципального движения и заинтересованных лиц в настоящее время не столь велико, но можно отметить тенденцию к его увеличению. Поступательному продвижению идеи местного самоуправления и привлечению населения к реальному участию в управлении на местном уровне во многом препятствует явная недостаточность правовой базы, проявившаяся, в том числе, в отсутствии возможности приобретения органами территориального общественного самоуправления статуса юридических лиц, неясностью их правового положения.

Совет по местному самоуправлению возглавляет губернатор Санкт-Петербурга. Персональный состав Совета утверждается губернатором Санкт-Петербурга, и ввиду необходимости его постоянной актуализации этот состав уже неоднократно изменялся. Последние масштабные изменения были связаны с изменением депутатского корпуса после проведения выборов в органы местного самоуправления в 2000 году. Состав Совета по местному самоуправлению отличается широким представительством: руководители структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти, ведущих ВУЗов города, общественных объединений.

Совет по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге сформирован как коллегиальный орган, способный влиять на принятие решений по целому комплексу вопросов жизнеобеспечения горожан. Хотя его решения и имеют рекомендательный характер, практика деятельности Совета показала, что достигнутые в ходе заседаний договоренности в дальнейшем, как правило, облекаются в обязательные для исполнения нормативные правовые акты. Так, итогами рассмотрения на Совете по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге стали приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления”, постановление Правительства Санкт-Петербурга “О Программе государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурга в 1999 – 2000 годах”.

Но очевидно, что оптимальным способом практического воплощения выработанного решения все же является его незамедлительное оформление в виде правового акта, что могло бы позволить существенно повысить оперативность предпринимаемых действий, обеспечить контроль за исполнением решения. Полагаем, что включение соответствующей нормы в Положение о Совете по местному самоуправлению с точки зрения укрепления статуса Совета, ускорения реализации решений является оправданным и обоснованным.

В целом отметим, что ход рассмотрения острых и насущных проблем на заседаниях Совета по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге, следующие за этим совместные шаги по их решению, предопределяют наличие или отсутствие стимула для освещения возникших в повседневной практике трудностей представителями муниципальных образований. В связи с чем необходимо всемерно способствовать инициативам и активизировать процесс внедрения в практику подготовленных по итогам заседаний документов.

Учитывая, что в рамках работы Совета по местному самоуправлению не представляется возможным рассмотреть весь спектр важных вопросов, касающиеся развития системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в его структуре созданы четыре комиссии по особо актуальным направлениям:

Комиссия по правовому и информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления. Из наименования указанной Комиссии вытекает круг ее полномочий: содействие в совершенствовании законодательной базы местного самоуправления, повышении кадрового потенциала муниципальных органов власти, формировании муниципальных информационных служб. В компетенцию этой Комиссии входит также разработка предложений по созданию координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих при Администрации Санкт-Петербурга.

Комиссия по вопросам финансов и имущества органов местного самоуправления, задачами которой являются разработка предложений по формированию местных бюджетов, совершенствованию межбюджетных отношений и механизма финансового обеспечения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, вопросы инвестиционной политики в муниципальных образованиях, создания и приобретения муниципальной собственности и т.д.

Комиссия по социально-экономическим вопросам местного самоуправления. Функции этой Комиссии предусматривают подготовку предложений по реализации различных мероприятий в области социального обеспечения населения, созданию муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на осуществление социальной защиты населения, обеспечение скоординированности действий по проведению молодежной политики, военно-патриотическому воспитанию и т.п.

Комиссия по взаимодействию с органами государственной власти в вопросах благоустройства, охраны окружающей среды и общественной безопасности. В ее ведение включены вопросы разработки рекомендаций по участию органов местного самоуправлению в охране общественного порядка, осуществления совместных программ по благоустройству территорий, охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Основной объем построения системы взаимоотношений с органами местного самоуправления и координации выполнения требований статьи 9 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в Администрации Санкт-Петербурга возлагается на Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга (после вступления в силу внесенных Законом Санкт-Петербурга от 23.02.2001 года №110-13 изменений в Устав Санкт-Петербурга – Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга).

До июля 1998 года в составе Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга существовал отдел по взаимодействию с органами местного самоуправления, впоследствии преобразованный в Комитет.

Именно этим структурным подразделением на этапе первоначального становления системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (так называемом организационном этапе) оказывалось содействие в создании организационных условий для нормального функционирования сформированных после проведения выборов в муниципальные советы в 1997 – 1998 годах органов местного самоуправления. В этом ракурсе можно отметить содействие в предоставлении в безвозмездное пользование помещений для органов местного самоуправления, их ремонте, материально-техническом обеспечении деятельности муниципалитетов, осуществление опубликования уставов муниципальных образований в источниках официального опубликования законов Санкт-Петербурга: “Вестнике Администрации Санкт-Петербурга” и специальных выпусках городской газеты “Смена” и т.п.

В дальнейшем направления работы Комитета во многом были предопределены общегосударственным подходом к выделению наиболее значимых для формирования на муниципальном уровне работоспособной и эффективной власти областей: формирование и дальнейшее совершенствование правовой базы местного самоуправления; финансово-экономической основы местной власти, информационно-аналитическая поддержка органов местного самоуправления, способствование процессу создания должного кадрового потенциала местного самоуправления.

16 ноября 2000 года приказом губернатора Санкт-Петербурга № 51-п было утверждено Положение о Комитете по взаимодействию с органами местного самоуправления. В соответствии с данным Положением одной из задач Комитета является обеспечение условий для согласованного функционирования территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в области местного самоуправления.

Кроме того, Комитет участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Так, например, Комитетом были подготовлен: утвержденный 29 декабря 1998 года приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления” № 96-п, определяющий основные формы и методы взаимодействия, проекты законов Санкт-Петербурга “О статусе выборного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге”, “О порядке государственной регистрации органов территориального общественного самоуправления в Санкт-Петербурге”, Примерный порядок осуществления информационного обмена и взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Исходя из того факта, что вовлечение большего числа горожан в реальное управление на местах непосредственно окажет влияние на эффективность системы местного самоуправления в городе в целом, Комитетом ведется работа по поддержке становления и развития территориального общественного самоуправления как формы самоорганизации населения по месту жительства для осуществления собственных инициатив в решении вопросов местного значения, информированию населения о деятельности муниципальных органов власти.

Нельзя переоценить значимость комплексного представления о внутренних процессах и проблемах местного сообщества, дающего возможность органам государственной исполнительной власти в пределах компетенции адекватно и оперативно реагировать и снимать напряженность, предупреждать и предотвращать возникновение кризисных ситуаций, которые могут повлечь негативные последствия для населения муниципальных образований. В этих целях Комитетом по взаимодействию с органами местного самоуправления проводится мониторинг состояния системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Отслеживание текущей ситуации представляет важность также и при обеспечении Комитетом включения существующих в Санкт-Петербурге муниципальных образований в Федеральный реестр.

Для достижения поставленных перед ним задач Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления имеет право запрашивать и получать от отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций информацию, документы и материалы; подготавливать и вносить в установленном порядке предложения по вопросам организации деятельности территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга в области государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурге; а также по вопросам местного самоуправления губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернаторам Санкт-Петербурга, руководителям территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга; содействовать организации контроля за фактическим исполнением в установленные сроки правовых актов по взаимодействия и координации деятельности структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления; оказывать организационную, правовую, методическую помощь координационным советам и муниципальных органов и т.д.

Что касается деятельности отраслевых органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга по оказанию государственной поддержки местного самоуправления, то в этом аспекте необходимо отметить, что на протяжении трехлетнего существования муниципальной власти в городе ряд комитетов и управлений были непосредственно задействованы в процессе передачи отдельных полномочий с регионального уровня на местный. Безусловно, отношение к реальным способностям только что сформировавшейся ветви власти реализовать функции, которые до сих пор были присущи государственным органам и для осуществления которых существовал сложившейся аппарат, было неоднозначным. Однако со стороны отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, как правило, следовало желание поделиться накопленным за длительное время опытом. Так, к примеру, в 1999 году ими было проведено более 50 обучающих тематических семинаров. А в отдельных областях органы государственной исполнительной власти фактически стали поставщиком кадров для муниципальной службы. При передаче в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга “О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге” функции органов опеки и попечительства органам местного самоуправления большинство из инспекторов по охране прав детей, ранее занимавшихся этой проблематикой в соответствующих отделах территориальных управлений административных районов, перешли на работу в штат муниципалитетов.

Еще раз останавливаясь на недопустимости противопоставления муниципальной власти государственной, на пересечении и фактической идентичности их интересов в регулировании различных сфер общественных отношений, нельзя оставить без внимания попытки в условиях существенного запаздывания законодательной базы наладить конструктивное взаимодействие посредством заключения договоров и соглашений. Особая активность в этом вопросе была проявлена при решении острых проблем, касающихся управления торговой деятельностью на территории Санкт-Петербурга. Инициаторами их договорного решения стали Комитет по потребительскому рынку, Территориальное управление Пушкинского административного района и муниципальное образование город Пушкин.

Как показывает практика, ни политические амбиции, ни противостояние не могут быть залогом деятельности во благо горожан, а влекут за собой дестабилизацию и десинхронизацию управленческих процессов, что наиболее четко выявилось при осуществлении передачи отдельных полномочий из ведения органов государственной исполнительной власти в ведение органов местного самоуправления. Чтобы не допустить подобного развития ситуации, минимизировать использование на практике метода проб и ошибок, 29 января 1998 года губернатором Санкт-Петербурга был издан приказ “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления” (подробнее о нем будет сказано ниже), возлагающий на отраслевые органы исполнительной власти обязанность по созданию совместных с представителями муниципальных образований рабочих органов, что и было сделано многими из них.

Пожалуй, в качестве примера весьма плодотворного сотрудничества государственных и муниципальных органов можно отметить рабочую группу при Комитете финансов Администрации Санкт-Петербурга по подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на следующий финансовый год в части муниципальной составляющей. В состав этой группы входят, помимо представителей муниципалитетов и Комитета финансов, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, работники Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, специалисты отраслевых органов государственной исполнительной власти. Именно на ее заседаниях прорабатывается вопрос расширения круга предметов ведения муниципальных образований Санкт-Петербурга, разграничения полномочий, просчитывается объем финансовых средств, соразмерных передаваемым полномочиям.

Районный подуровень

Выделение данного подуровня справедливо хотя бы потому, что большинство из повседневных проблем горожан решались и решаются на уровне района, именно в территориальные управления, в первую очередь, люди обращались со своими нуждами, часть функций и полномочий именно этих территориальных органов государственной исполнительной власти во основном перешли на муниципальный уровень. Появление новой ветви власти привело к необходимости разграничения полномочий, проведенном таким образом, чтобы максимально нивелировать возможные неудобства для граждан, не вызвать реакцию неприятия нового властного аппарата, дебюрократизировать процедуру принятия решений.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма взаимодействия, как координационные советы территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, находящихся в границах соответствующих административных районов, изначально строившаяся на принципах оказания государственной поддержки органам муниципальной ветви власти и постепенно, по мере развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге, перешедшая на иной качественный уровень – органа, объединяющего усилия органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в направлении решения вопросов жизнедеятельности населения каждого муниципального образования и административного района в целом.

Координационный совет - это постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, сформированный на паритетной основе из должностных лиц территориального управления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Председателем Координационного совета является глава территориального управления, заместителем председателя – один из руководителей органов местного самоуправления, секретарем – заместитель главы территориального управления или начальник административно-организационного отдела территориального органа Администрации Санкт-Петербурга.

Правовой основой деятельности координационных советов территориальных управлений административных районов и органов местного самоуправления стал приказ губернатора Санкт-Петербурга “О взаимодействии территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления” от 29.12.98 № 96-п.

Работа координационных советов строится, как правило, на базе квартальных планов. Повестка дня заседаний координационных советов формируется, главным образом, на основании предложений органов местного самоуправления. Периодичность заседаний координационных советов варьируется от 1 заседания в неделю до 1 заседания в месяц.

На территориальные органы Администрации Санкт-Петербурга в пределах их компетенции возложены задачи осуществления информационного обмена с органами местного самоуправления и информационное обеспечение их деятельности через координационные советы, на регулярных и оперативных совещаниях; заседаниях постоянно действующих комиссий с участием представителей органов местного самоуправления; заседаниях муниципальных советов с участием специалистов территориального органа государственной исполнительной власти, а также через иные совместные рабочие органы.

Территориальные органы Администрации Санкт-Петербурга доводят до сведения органов местного самоуправления всю поступающую информацию о федеральных законах, законах Санкт-Петербурга, распоряжениях губернатора Санкт-Петербурга, постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, информационных письмах органов Администрации Санкт-Петербурга по вопросам местного самоуправления.

Целесообразность введения представителей органов местного самоуправления в курс событий, происходящих на территории административного района, выработка единой стратегической линии в решении проблем жизнеобеспечения населения административного района в целом и муниципальных образований в частности, определили необходимость установления постоянного контакта и приобщения представителей муниципалитетов к процессу принятия решений.

В территориальных управлений административных районов существует должность заместителя главы территориального управления, в обязанности которого входит обеспечение взаимодействия, а следовательно и координация осуществления государственной поддержки муниципальной ветви власти на районном уровне, с органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории административного района.

За подготовку заседаний координационных советов, информирование органов местного самоуправления о новых законодательных и иных правовых актах, касающихся вопросов местного самоуправления, а также за координацию совместной с муниципальными органами власти отработки поступивших обращений от граждан в территориальном управлении отвечает административно-организационный отдел.

Представители муниципальных образований постоянно участвуют в заседаниях коллегий и аппаратах территориального органа государственной исполнительной власти; включены в составы постоянных комиссий, таких как, административная, по распоряжению объектами недвижимости, по делам несовершеннолетних и т.д.

Территориальные финансовые управления. Органы местного самоуправления имеют возможность заключать соглашение с территориальным финансовым управлением о предоставлении ему права на обслуживания исполнения местного бюджета соответствующего муниципального образования, о предоставлении территориальному финансовому управлению права на ведение учета исполнения местного бюджета. На основании соглашения оно открывает отдельный счет для зачисления доходов и перечисления средств на финансирование расходов местного бюджета муниципального образования.

Справедливости ради нужно сказать, что далеко не все представительные органы местного самоуправления воспользовались подобной схемой, но ее можно безоговорочно привести в качестве иллюстрации осуществления государственной поддержки местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в городе существует значительное число структурных подразделений органов государственной власти, осуществляющих в том или ином виде мероприятия в области государственной поддержки. Вместе с тем, прослеживаются также и перспективы совершенствования их деятельности, необходимости более системного подхода, упорядоченности их взаимодействия, устранения отдельных недостатков в работе, повышения заинтересованности.

В - третьих, поддержка может оказываться в различных видах: в виде оказания организационной, научно - методической и материально - финансовой помощи, а также путем подготовки проектов и условий для принятия решений органов государственной власти всех уровней, позитивно влияющих на развитие системы местного самоуправления.

Характерным примером оказания помощи со стороны органов государственной власти посредством определения организационных форм взаимодействия и указания подведомственным структурным подразделениям их непосредственных обязанностей в этой области является разработанный Администрацией города в целях обеспечения эффективного функционирования системы взаимодействия органов государственной исполнительной власти Санкт-Петербурга с органами местного самоуправления, осуществления мер по государственной поддержке местного самоуправления, а также для обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и создания условий для устойчивого социально-экономического развития территорий муниципальных образований порядок взаимодействия территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, утвержденный приказом губернатора Санкт-Петербурга от 29.12.98 № 96-п.

Этот поряд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: