В период руководства Н.С.Хрущёва




Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а – Запуск первого в мире искусственного спутника
б – События в Новочеркасске
в – Смерть И.В.Сталина
г –Ввод войск стран ОВД в Венгрию

В2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к эпохе Н.С.Хрущёва?

а – Семилетний план развития народного хозяйства
б – межнациональный конфликт в Фергане
в – Проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
г – XXII съезд КПСС. Принятие новой программы партии.

В3. Соотнесите термины и их значения

1. Ротация А. Восстановление доброго имени, прав человека
2. Волюнтаризм Б. Перемещение руководящих номенклатурных кадров
3. Субъективизм В. Политика, не считающаяся с объективными законами, реальными возможностями
4. Социальная напряженность Г. Отношение к чему-либо, определяемое личными симпатиями, отсутствием объективности.
  Д. Ситуация в обществе, готовая разразиться массовыми беспорядками

В4. Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М.Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идёт речь

«…Хрущёв добился освобождения [маршала] с постов члена Президиума ЦК и министра обороны СССР.
Сделано это было в традиционном для того времени духе – в момент, когда маршал находился в зарубежной командировке. Ему не было представлено минимальной возможности объясниться, точно также, как не было дано необходимого разъяснения партии и народу о причинах изгнания с политической арены самого выдающегося полководца Великой Отечественной войны.»

В5. Кто является лишним в ряду?

Д.Шостакович, С.Прокофьев, Р.Фальк, В.Шебалин

В6. Напишите пропущенное слово

Обожествление представителей власти, приписывание им замечательных человеческих качеств, наделение их необычайной мудростью, способностью предвидеть будущее называется ________________________________________.

В7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента

Событие Дата Участники
Борьба за власть после смерти Сталина __________________(А) __________________(Б)
«Оттепель» в духовной жизни 1953 – 1964 гг. __________________(В)
___________________(Г) __________________(Д) Д.Кеннеди, Н.Хрущёв

1. И.Эренбург, В.Панова, А.Твардовский и др.
2. Г.Маленков, Л.Берия, Н.Хрущёв
3. Карибский кризис
4. март 1953 г. – март 1958 г.
5. октябрь 1962 г.
6. июль 1961 г.
7. Возведение Берлинской стены

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из доклада Н.С.Хрущёва

«О культе личности и его последствиях»

(февраль 1956 г.)

Сталин ввёл понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведёшь полемику; он давал возможность всякого, кто в чём-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие «враг народа» по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения по тем или иным вопросам даже практического значения. Основным и, по сути дела, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причём это «признание», как затем показала проверка, получалось путём физических мер воздействия на обвиняемого.
Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чём не виновные люди, которые в прошлом выступали за линию партии.
Следует сказать, что и в отношении людей, которые в своё время выступали против линии партии, часто не было достаточно серьёзных оснований, чтобы их физически уничтожить…
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей вызывали страх и даже озлобление.
Это, конечно, не способствовало сплочению рядов партии, всех слоёв трудового народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению от партии честных, но не угодных Сталину работников.

С1. Как Хрущёв объясняет понятие «враг народа»? В чём видит причины его появления? Как это понятие использовалось в борьбе с политическими противниками?
С2. В чем Н.С.Хрущёв видит последствия культа личности? Какие из них, по Вашему мнению, докладчик не назвал? Почему?
С3. Какое влияние на общественное сознание оказало осуждение культа личности?
С4. Сравните внешнеполитический курс СССР в период руководства Н.С.Хрущёва и Л.И. Брежнева
С5. Выберите из предложенных вариантов одного исторического деятеля и напишите его исторический портрет:

1 Н.С.Хрущёв; 2 А.И.Солженицын; 3 С.П.Королёв

Вариант № 2

Часть А

А1. Кто стал председателем совета министров сразу после смерти И.В.Сталина?

1 – В.М.Молотов
2 – Л.П.Берия
3 – Н.С.Хрущёв
4 – Г.М.Маленков

А2. Когда состоялся XX съезд КПСС?

1 – в 1956 г.
2 – в 1959 г.
3 – в 1961 г.
4 – в 1963 г.

А3. Какое из событий произошло раньше остальных?

1 – «Ленинградское дело»
2 – Расстрел рабочих в Новочеркасске
3 – Корейская война
4 – Арест и казнь Л.П.Берии

А4. Одним из соперников Хрущёва Н.С. за власть в 1953 – 1957 гг. был

1 – Л.Д.Троцкий
2 – Г.М.Маленков
3 – А.А.Жданов
4 – Л.И.Брежнев

А5. Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после XX съезда КПСС?

а – преследование инакомыслящих
б – политический плюрализм
в – освобождение политических заключённых
г – возникновение гражданского общества
д – реабилитация некоторых репрессированных народов
е – увеличение числа издаваемых журналов

Верный ответ:

1. АБВ 3. БГЕ
2. ГДЕ 4. ВДЕ

А6. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите в каком году происходили описываемые события
«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущёва, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1: 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран»

1 – 1975 г.
2 – 1962 г.
3 – 1954 г.
4 – 1985 г.

А7. Что является лишним в ряду?

1 – Суэцкий кризис
2 –Возведение Берлинской стены
3 – События в Венгрии
4 – «кукурузная эпопея»

А8. Какая реформа была проведена в период руководства Н.С.Хрущёва?

1 – перевод всех предприятий на самоокупаемость
2 – принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
3 –ликвидация МТС и передача их материальной базы колхозам
4 – отмена государственной монополии на внешнюю торговлю

А9. В 1950-е гг. Нобелевской премии был удостоен советский учёный-химик

1 С.П.Королёв
2 И.В. Курчатов
3. М.В.Келдыш
4 Н.Н.Семёнов

А10. В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

1 – в 1953
2 – в 1963
3 – в 1972
4 – в 1982

А11. Первый в мире полёт в космос Ю.А.Гагарина был совершён на космическом корабле-спутнике:

1 – «Восход»
2 – «Горизонт»
3 – «Союз»
4 – «Восток»

Часть В

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события

а – Подписание Белградской декларации о нормализации отношений между СССР и Югославией
б – Первый полёт в космос женщины-космонавта В.В.Терешковой
в – Первый визит главы правительства СССР в США
г – Передача по инициативе Н.С.Хрущёва Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР

В2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к эпохе Н.С.Хрущёва?

а – Прекращение следствия по «делу врачей»
б – Создание Совета Экономической взаимопомощи
в – Укрупнение колхозов и сселение неперспективных деревень
г – Увеличение масштабов жилищного строительства

В3. Соотнесите понятия и их значения:

1. Реформа А. одна из исключающих друг друга возможностей
2. Альтернатива Б. прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ существующего строя
3. Экстенсивное хозяйство В. осуждение любых войн, требование соблюдения мира на земле
4. Пацифизм Г. Хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных ресурсов, а не за счёт технического прогресса
  Д. Насильственное изгнание, ссылка

В4. Прочтите отрывок из редакционной статьи в газете «Правда», опубликованной в июле 1953 года и впишите пропущенную в тексте фамилию политического деятеля, о котором идёт речь.

«Свои подлые махинации, направленные к захвату власти, ________________ начал с того, что пытался поставить Министерство внутренних дел над партией и правительством… Неопровержимые факты показывают, что Он потерял облик коммуниста, превратился в буржуазного перерожденца, стал на деле агентом международного империализма»

В5. Кто является лишним в ряду?

М.Калатозов, А.Вознесенский, А.Косыгин, Б.Пастернак

В6. Напишите пропущенное слово:

Учение, научная теория, руководящий политический принцип, политическая система называется ________________________________.

В7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента

Событие Дата Участники
Освоение целинных земель __________________(А) Рабочие, колхозники, интеллигенция, советская молодёжь
Возведение Берлинской стены __________________(Б) __________________(В)
_________________(Г) 1956 г. __________________(Д)

1. Демократическая антисталинская революция
2. Н.С.Хрущёв, И.Надь, Эрнё Герё, Г.Жуков и др.
3. Карибский кризис
4. 12 – 13 августа 1961 г.
5. Эрих Хонеккер, Никита Хрущёв и др.
6. октябрь – ноябрь 1962 г.

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи Н.С.Хрущёва

«Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей, как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни одного выстрела».

Из статьи Б.Поклада

«30 лет спустя: уроки кризиса»

«Существовали объективные причины для провокаций против Кубы и для возникновения кризиса, поскольку налицо было противоборство 2-х систем – социалистической и капиталистической. Мы же своей безнравственной операцией, предпринятой без учёта реальной обстановки, дали хороший повод империалистическим кругам США для провокационных действий. Был допущен просчёт, который едва не привёл к катастрофе, международному престижу Советского Союза был нанесён большой ущерб. Наше достоинство унижено; мощное социалистическое государство стояло перед своим антиподом – ведущим капиталистическим государством, – как школьник перед учителем… Могут сказать – выхода не было. Это правильно. Но ведь нас никто не толкал на авантюру. Мы пошли на неё по своей инициативе… надо признать, что её инициатор, а это был Н.С.Хрущёв, не учитывал реальной обстановки, был не в состоянии оценить последствия акции, не проявлял даже предвидения. Можно представить состояние наших моряков на судах, вывозивших с Кубы ракеты, когда они должны были совершать унизительные процедуры – раскрывать брезент, давать американцам считать ракеты, фотографировать их…»

С1. Какую оценку дает Н.С.Хрущёв Карибскому кризису? Что даёт ему основания считать кризис «украшением нашей внешней политики»? Можно ли согласиться с такой оценкой?

С2. Как Б.Поклад характеризует события Карибского кризиса? Как он аргументирует своё мнение? (приведите не менее трёх аргументов)

С3. Что объединяет оценку карибских событий, данную обоими авторами? Назовите основные отличия во взглядах авторов на последствия Карибского кризиса?

С4. Раскройте особенности культурной, духовной жизни в СССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960 гг.

С5. Выберите из предложенных вариантов одного исторического деятеля и напишите его исторический портрет

1 – Г.К.Жуков; 2 – Г.М.Маленков; 3 – А.Тарковский

Выводы учителя:

Сегодня на итоговом уроке по теме: «СССР в 1953 – 1964 гг.» мы ещё раз убедились, что Н.С.Хрущёв был убеждённым сталинистом. Проводимые им и его окружением преобразования не имели своей целью изменить созданную Сталиным систему. Хрущёв хотел придать этой системе большую устойчивость, несколько модифицировать её. Хрущёвские преобразования смягчили, но не смогли полностью изменить тоталитарный характер власти КПСС. Во времена Н.С.Хрущёва была только намечена тенденция перехода от тоталитарного государства к авторитарному.

Домашнее задание:

1. Взять интервью у родных и близких, живших в годы руководства страной Н.С.Хрущёва. Выяснить, какие наиболее яркие воспоминания о периоде оттепели сохранились в их памяти, какие изменения в жизни людей того времени им запомнились больше всего.

2. Синквейн по темам (по выбору):

– Оттепель в духовной жизни;
– Внешняя политика Н.С.Хрущёва;
– Внутренняя политика Н.С.Хрущёва.

Ключи

Вариант №1

Часть А

№ задания Ответ
А1  
А2  
А3  
А4  
А5  
А6  
А7  
А8  
А9  
А10  
А11  

 

Часть В
№ задания Ответ
В1 ВГАБ
В2 АВГ
В3 БВГД
В4 Жуков
В5 Фальк
В6 Культ личности
В7  

Часть С

С1. Н.С.Хрущёв объясняет понятие «враг народа» так: «Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей с которыми ты ведёшь полемику; он давал возможность всякого, кто в чём-то не согласен со Сталиным, кто только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклевётан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности».
– Причины появления врагов народа Н.С.Хрущёв видит в стремлении Сталина установить жесткую единоличную власть, которая не допустит никакого инакомыслия в партии, в обществе. На врагов народа можно было списать неудачи в строительстве коммунизма, в первые годы Великой Отечественной войны, небогатую жизнь миллионов советских людей.
– Понятие «враг народа» по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражение своего мнения по тем или иным вопросам, даже практического значения.

С2. Последствия культа личности Сталина Н.С.Хрущёв видит в:
– вопиющих нарушениях революционной законности;
– страданиях ни в чём неповинных людей;
– физическом уничтожении оппонентов;
– произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей вызывали страх и даже озлобление.
Н.С.Хрущёв не критиковал действий партии, формы и методы социалистического строительства, так как он сам и его соратники были активными участниками всех событий и несут персональную ответственность за все последствия культа личности Сталина.

С3. Осуждение культа личности Сталина вызвали глубокие перемены в общественном сознании, началось разрушение системы страха, начался процесс либерализации общественно-политической жизни не только в СССР, но и во всех социалистических странах начался процесс реабилитации репрессированных партийных и государственных деятелей, началась массовая реабилитация миллионов советских людей и целых народов.

С4. Содержание ответа:

Общие черты

– Международная обстановка – противостояние капиталистического и социалистического блока
– Идеологические основы внешнеполитического курса – подход с позиций марксистской теории
– Партийное руководство внешней политикой
– Стремление к снижению международной напряжённости, к нормализации отношений с Западом
– Подавление попыток изменения политических систем в социалистических странах (в 1956 году – в Венгрии, в 1968 году – в ЧССР)
Черты сходства определялись сущностью советской системы.

РАЗЛИЧИЯ

В период руководства Н.С.Хрущёва

– Выдвижение концепции мирного сосуществования государств с разными общественно-политическими системами
– Борьба за мир и разоружение (1963 г – договор о запрещении ядерных испытаний в 3-х средах)
– Карибский кризис и его преодоление.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: