Попова О.С. 9. Сложение крестово-купольного храма и система его декорации.




 

Период VIII – середины IX века, трагический для судеб изобрази­тельного искусства, был едва ли не столь же неблагоприятен для раз­вития архитектуры. Арабские заво­евания восточных византийских провинций, значительно сократив­шие размер империи, упадок горо­дов, обнищание жизни – все это не способствовало строительной деятельности. Грандиозных сооруже­ний, подобных юстиниановским, в эти столетия не возникает. Вместе с тем усиление аскетизма религиоз­ного мировоззрения неизбежно приводило к более строгому и единообразному решению церков­ных интерьеров, а богослужение требовало сосредоточения цер­ковного действа не только в алта­ре, но и в центральном подкупольном пространстве.

Купольные базилики, строительство которых продолжалось в это время, не были удачным решением ни с идейно-эстетической точки зрения, ни с литургической, ни с конструктивной. Купольная базилика Св. Николая в Мирах Ликийских (VIII или нач. IX в.) укорочена и представляет собой в плане почти квадрат. В пространственной структуре четко выделяется центральное ядро. Восточная подпружная арка расширена так, что получается цилиндрический свод, перекрывающий виму, западная подпружная арка также чуть расширена. Однако с севера и юга подпружные арки очень тонкие, и распор купола передается на большие продольно ориентированные цилиндрические своды, перекрывающие боковые нефы.

В результате перестройки ок. 740 г. центральная часть купольной базилики Св. Ирины в Константинополе приобретает облик, приближающийся к крестово-купольному типу. К куполу с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, с севера и юга перекрывающие пространства над галереями и доходящие до наружных стен храма. Аналогичную структуру имела купольная базилика IX или X в. в Дере-Азы в Малой Азии.

С VIII–IX в. архитектуре начинает преобладать крестово-купольный тип (план в виде квадрата с вписанным в него крестом и куполом в центре), ставший на мно­гие века стандартом для всего ви­зантийского зодчества. План крестово-купольной церкви – компактный и простой. Четыре мощные столба, отмечающие углы центрального квадрата, несут ку­пол, обычно поставленный на вы­соком барабане с немногими окна­ми и с помощью парусов связан­ный с подпружными арками между столбами. Главное пространство храма развивается в виде креста, рукава которого, отходящие от подкупольного квадрата и расположен­ные в направлении четырех сторон света, перекрыты цилиндрическими сводами. Прямоугольную вне­шнюю оболочку здания формиру­ют вспомогательные пространства угловых компартиментов и приделов. Трехапсидный алтарь с востока и нартекс с запада довершают план здания. Центрическая архитектур­ная композиция, привлекавшая еще раннехристианских зодчих своей уравновешенностью, чувством по­коя, стабильно­стью архитектурных форм и пространственных зон, теперь соеди­няется с крестообразным планом. Прин­ципиальное типологическое разви­тие византийской архитектуры за­вершается, найдя свое идеальное символическое и эстетическое раз­решение в крестово-купольном зда­нии, хотя дальнейшая эволюция архитектурных форм создает мно­жество вариантов этого устойчиво­го типа.

Появление крестово-купольного храма относится к гораздо более ранней эпохе. Церковь Св. Давида в Фессалониках втор. пол. V в. представляет собой и конструктивно, и эстетически уже совершенно оформленную структуру такого типа. Однако не­большие по размеру и значению подобные постройки были незамет­ными сооружениями по сравнению с величественной архитектурой юстиниановской эпохи и представ­ляли собой отнюдь не главный и, вероятно, провинциальный вариант христианского строительства. Ви­димо, в период конца VII – VIII вв., в связи с изменениями в богословской мысли, в богослужении и в художественном вкусе, этот «затерянный» ранее архитек­турный тип становится важней­шим, ибо именно он всего более может удовлетворить требованиям христианской символики простран­ства (крест) и вместе с тем его центрической сконцентрированно­сти, компактности и отрешенности от земных ассоциаций.

Одна из первых больших крестово-купольных церквей – Св. София в Салониках начала VIII в. Смысло­вую и композиционную основу хра­ма составляет центральное подкупольное пространство и окружа­ющие его четыре рукава креста, сформированные за счет крестооб­разного расширения четырех подпружных арок, превращенных в цилиндрические своды. Подкупольные столбы чрезвычайно массивны, ибо по ширине должны соответ­ствовать глубине цилиндрических сводов в рукавах креста. Для облегчения в них устроены сквозные арки, разделяющие каждый столб в нижней части на четыре опоры с маленькими помещениями между ними. Все центральное крестовое ядро здания с севера, запада и юга окружено двухъярусным обходом из переходящих друг в друга про­странств боковых галерей и нартекса. По традиции, пришедшей из юстиниановской архитектуры, круговой обход открывается в цен­тральное (здесь – крестообразное) про­странство двухъярусными аркада­ми на колоннах.

Все окна, аркады, проемы в хра­ме – небольшие, узкие; напротив, все опоры, столбы, стены – широкие, толстые. Исчезает лег­кое, подвижное, перетекающее пространство Софии Константино­польской. Статичное, фиксирован­ное в небольших ячейках простран­ство кажется теперь строго упоря­доченным, незыблемо организован­ным, утратившим цельность и раз­битым на небольшие застылые ча­сти. Темная мраморная облицовка столбов и стен, мерцание мозаик высоко на сводах, тускловатый свет, проникающий из узких окон, создают сакральный, замкнутый в себе мир, исключивший связи с земным окружением.

По плану и объемно-пространственной композиции церкви Св. Софии в Салониках была близка церковь Успения в Никее, вероятно, возведенная в конце VII в. и разрушенная в 1922 г. во время греко-турецкой войны.

Послеиконоборческий этап был столь же важным для сложе­ния типологии крестово-купольной архитектуры, как и для формирова­ния иконографии и стиля византий­ского искусства.

Торжество иконопочитания сопро­вождалось восстановлением цер­ковных росписей, во множестве уничтоженных в предшествующее столетие. Видимо, уже во второй половине IX в. сложилась новая иконографическая система декора­ции храма, о чем свидетельствует «Экфрасис» патриарха Фотия с описанием мозаик в Фаросской церкви, освященной в 880 г. Столь же существенным было очищение от всего случайного византийского стиля, обретение его символиче­ской концентрированности и художественной выразительности. Этот процесс был, вероятно, более мед­лительным, чем сложение програм­мы росписей; результаты тран­сформации стиля очевидны только в конце Х в.

Работы по обновлению живопис­ных ансамблей церквей начались при патриархе Фотии, по-видимому, при совместных усилиях богословов и художников. Символическая сторона искусства была снова пе­ресмотрена и уточнена. Некоторые иконографические мотивы оказа­лись отброшенными, разнообразие вариантов сузилось, сюжетная программа стала регламентирован­ной. В результате была создана система росписи крестово-купольной церкви, наиболее образно и точно выражающая самую сущ­ность символики православного храма. Однажды найденная, эта структура остается в основных своих чертах неизменной в течение всех последующих веков существо­вания византийского искусства и во всех странах православного мира. Лишь небольшие вариации ее мож­но видеть в различных националь­ных школах.

Повествовательные моменты в расположении сюжетов теперь не играют главной роли. Расположение сцен зависит от литургии, от священной топог­рафии и церковного календаря, от небесной и земной церковной иерархии. Изображения приз­ваны соответствовать основным догматам христианства и литурги­ческому смыслу богослужения. Крестово-купольные храмы сильно сокращаются в размерах по сравне­нию с раннехристианскими базили­ками и постройками юстиниановского времени, поэтому уменьшает­ся количество изображений на сте­нах. Выбор падает лишь на самые существенные из них. Постепенного развертывания повествования в росписи теперь почти совсем нет. Ее цель – сжато и емко воплотить христианскую символику. В куполе изображается Христос Пантократор. По словам Фотия, «Он как бы обозревает землю, обдумывая ее устройство и управле­ние ею. Художник хотел таким образом формами и красками выра­зить попечение Творца о нас». В таком типе храма архитектурный и смысловой центры совпадают, сос­редоточиваясь в куполе, и вокруг этого единого центра распределяет­ся тематика росписи. Пантократор в куполе окружен ангелами. Пророки или апостолы – про­возвестники и глашатаи учения Христа – помещены в барабане, между окнами. На парусах, то есть вверху столбов, поддерживающих купол, размещены евангелисты – четыре «столпа» евангельского учения. В конхе апсиды – Богоматерь, либо Оранта, либо восседающая на троне, с Христом-младенцем на руках. Она олицетво­ряет Церковь земную, а Христос – Церковь небесную. В священной иерархии Она следует за Христом и в росписи храма занимает второе по значению место после купола. Около Богоматери парят арханге­лы Михаил и Гавриил, в виме изображается Этимасия (трон Хри­ста, уготованный для Страшного Суда). Под конхой апсиды, во вто­ром ярусе, начиная с XI в. помещается композиция Евхаристии (причащение апостолов хлебом и вином). Еще ниже, в следующем ряду, торжественно и неподвижно предстают фигуры от­цов Церкви, святителей, архидиаконов, то есть исторических представителей зем­ной Церкви. Их «хор» дополняется многочисленными изображениями святых мучеников, воинов, гимнографов, цели­телей и преподобных, располагающимися по всему храму в нижних поясах росписи на стенах, а также на столбах. После­довательность росписи прочитыва­ется сверху вниз, от купола к земле, подобно тому как, по теоло­гическим представлениям, глава Церкви небесной Христос через Бо­гоматерь, апостолов и святых нахо­дится в вечном единении с Цер­ковью земной. Грандиозный ан­самбль дополняется еще «праздничным» циклом, регистрами расположенным на сводах и стенах, рассчитанным на обозрение тоже сверху вниз по кругу вокруг купо­ла, и композицией Страшного Су­да, занимающей всю западную сте­ну. Под сводами храма вся вселен­ная, и небесное, и земное, собирается вокруг Христа в куполе и Богородицы в апсиде: сонмы ангелов, человеческий род, звери, даже растения, представленные орна­ментами. Церковь вмещает в себя весь космос, и в нем, на фоне его разыгрывается мистическое дей­ство литургии. Каждый человек, находящийся в храме, как бы включается в соборное единство вселенной.

В теологическую программу изоб­ражений в храме, выраженную в основном монументальной деко­рацией стен – мозаиками и фрес­ками, входят также и иконы. Они помещаются внизу вдоль стен, на столбах, в алтаре, а также на алтарной преграде, на которой мо­гут быть установлены в ряд в том или ином наборе изображения Деисуса, двенадцати основных еван­гельских праздников (так называ­емые «двунадесятые»), особо чти­мых в данном месте святых, а также, разумеется, образы Христа, Богоматери и «храмовая» икона (то есть изображение того священного лица или события, которому посвя­щен храм). В византийских храмах алтарная преграда всегда остава­лась сравнительно невысокой, и на ней помещался только один ряд икон, так что алтарь никогда не был закрыт полностью. В Древней Руси эта система была изменена, и алтарь оказался совер­шенно отрезан от пространства храма высоким иконостасом, вклю­чающим в себя несколько сплош­ных рядов икон. В Византии истин­ный ансамбль, наполненный богос­ловским смыслом и композиционно продуманный, представляли мозаические и фресковые декорации. Иконы оставались единичными, полными значительности образами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: