Отчет по педагогической практике
База прохождения практики: МБОУ СОШ №7
Сроки прохождения практики: с 02.11.2020 г. по 18.12.2020 г.
Выполнила: студентка 5 курса ЗФО,
физико-математического факультета
по направлению подготовки 44.03.05
Педагогическое образование
профили «Математика», «Информатика»
Ольховатская Карина Владимировна
Проверила: к.п.н., доцент кафедры общей
и педагогической психологии
Пушкина Тамара Федоровна
Воронеж 2020
База исследования: МБОУ СОШ №2, расположенная по адресу: г. Воронеж, ул. Танеева, д.4. Здание школы является трёхэтажным, экзамены проводились на втором и третьем этажах. Примерная площадь класса, в котором происходил экзамен, составляла 25 кв. м. Парты в классе были расставлены в три ряда, по пять парт в каждом ряду. За одной партой находился один ученик, расположенный в шахматном порядке.
Экзамен проводился по предмету «Информатика». В аудитории присутствовало 10 человек. Аудитория, в которой проводился экзамен, была хорошо освещена за счет трех больших окон. Так же организатором приходилось применять искусственное освещение на доске во время проведения инструктажа. Парты в аудитории были расставлены широко и ученики не ощущали чувства тесноты и отсутствия личного пространства. Наличие за партой одного ученика, помогало выпускнику удобно организовать свое рабочее место. Аудитория была снабжена тремя камерами, две из которых находись на задней стене класса, одна – на передней. Благодаря этому все ученики класса хорошо просматривались с разных ракурсов.
Ровно в десять часов начался экзамен. Наблюдатели настроили учащихся на хороший лад, создали комфортную, психологическую обстановку. Однако, тревожные реакции все же стали возникать у учащихся после того как с ними провели инструктаж. Несколько учеников стали тревожно постукивать ногами о ножки парт, другие же теребить ручки в руках, пуговицы на пиджаках, грызть ногти и отдирать кутикулу. У девушек часто наблюдалось накручивание волос на палец или на ручки, постукивание ногтями по парте. Все это являлось признаками легкой тревожности. К признакам сильной тревожности учеников можно было отнести сильное потоотделение: три человека из класса постоянно протирали лоб и ладоши платком. После прочтения инструкции, они стали задавать вопросы по проведению экзамена, строив при этом несогласованные предложения, и переспрашивали один и тот же вопрос несколько раз. Так же не обошлось без учеников, у которых не проявлялось признаков тревожности.
|
После раздачи КИМов нервное напряжение появилось у всей аудитории. Это проявлялось в нервном постукивании по парте или стульям, быстрым перелистыванием КИМа и проявлении внимания к другим участникам ЕГЭ. Так же несколько учеников, после получения заданий, приняли закрытые позы и приступили к решению. Однако, нервное напряжение исчезло в течении получаса с начала экзамена. После окончания экзамена поведение учеников так же отличалось: одни выходили совершенно спокойные, другие же переживали по поводу правильности решенных заданий, третьи, испытав стресс, плакали, но быстро успокаивались.
Психологический комфорт в аудитории присутствовал в течение всего экзамена на высоком уровне. Все организаторы спокойным громким голосом проводили инструктаж и таким же спокойным голос отвечали на вопросы учеников, повторяя ответы несколько раз. Так же не было подозрений на попытки списывания, поэтому не пришлось делать замечаний или удалять учеников из аудитории. Стоит отметить, что внешний вид организаторов не был ярким и не привлекал внимание выпускников. В целом работа организаторов была сплоченной и скоординированной.
|
Для предупреждения стрессовых ситуаций на экзамене ученикам следует придерживаться следующих рекомендаций при подготовке к экзамену:
1. Сначала подготовь место для занятий.
2. Составь план занятий на каждый день.
3. Активно работай с изучаемым материалом.
4. Пользуйся следующими методами: отмечай главное карандашом, делай заметки, повторяй текст вслух, обсуждай возникшие вопросы с одноклассниками.
5. Для оптимального размещения информации в памяти, пользуйся такими приемами: метод опорных слов, метод ассоциаций.
6. Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв. Если тебя начинает клонить в сон настолько сильно, что ты не можешь сосредоточиться, то лучше ложись спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспи, затем продолжай занятия.
Рекомендуем упражнения на релаксацию:
1. Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив).
2. Дыхательное упражнение: сядьте удобно, сконцентрируйте внимание на дыхании:
Ø 1 фаза (4-6 сек.): глубокий вдох через нос;
Ø 2 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания;
Ø 3 фаза (4-6 сек.): медленный, плавный выдох через нос;
|
Ø 4 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания и т. д.;
Упражнения выполняются 2-3 минуты.
3. Аутогенная тренировка (3-5 минут). Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая». Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!» Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.
В школе должна проводится психологическая поддержка учащихся: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования. ЕГЭ требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач подойдут следующие методические рекомендации.
1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
3. Помогайте избежать ошибок.
4. Поддерживайте выпускника при неудачах.
5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
Так же необходимо привести психологические рекомендации родителям. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.