Технологии сбора информации




Лекция 1

Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которого является получение сведений об интересующем его объекте.

Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).

Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.

Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.

Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе). Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.

В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Каналы получения информации:

Неформальные каналы устанавливаются между отправителем и потребителем информации непосредственно (личные встречи, беседы, телефонные разговоры, переписка и т.п.)

Формальные каналы устанавливаются через специально созданные обществом организации и учреждения (систему печатных изданий, библиотеки информационные службы).

Формальный канал: курьером, по почте, по факсу, телеграфу.

Неформальный канал: телефонная связь, радио-телефонная связь.

Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.

Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них. Любая предметная область рассматривается в виде трех представлений:

· реальное представление предметной области;

· формальное представление предметной области;

· информационное представление предметной области.

При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных:

· поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;

· обнаружение последовательностей событий во времени;

· выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса);

· оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;

· классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;

· кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;

· прогнозирование событий и ситуаций.

Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, задачи обмена информацией (передачи).

Среди методов сбора информации выделяют:

· приобретение документов (оптом, в розницу, по подписке, в дар, через систему обязательного экземпляра);

· выявление документов с исходной информацией;

· мониторинг процессов или явлений;

· методы формирования выборки;

· анкетирование;

· интервьюирование;

· статистическое наблюдение документального или информационного потоков;

· прямые и косвенные методы изучения информационных потребностей;

· метод эксперимента;

· метод панелей;

· ранжирование;

· анализ задач;

· анализ производственных, управленческих и информационных процессов;

· методы прогнозирования и др.

 

Наименование метода Характеристика метода Разновидности Область применения
Опрос Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Позволяет выявить определенные типичные фактические данные, а также понятия и суждения по разным вопросам. Письменные опросы (анкетирование); Устные опросы (интервьюирование); Очные опросы; Заочные опросы (телефонные, почтовые, опросы с помощью Интернета, через прессу); Интерактивные опросы по телевидению или по радио; Выборочные опросы; Сплошные опросы Сбор первичной информации (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг).
Интервьюирование Метод сбора данных, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотрены программой исследования. Является одним из основных видов опроса. Индивидуальные интервью; Парные интервью; Групповые интервью; Массовые интервью; Глубинное интервью; Свободное интервью; Фокусированное интервью; Стандартизованное интервью; Направленное интервью; Ненаправленное интервью; Опосредованное интервью. Сбор данных (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг.
Наблюдение Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного исследования. Систематическое наблюдение; Случайное наблюдение; Непосредственное наблюдение; Опосредованное наблюдение; Лабораторное (экспериментальное) наблюдение; Полевое наблюдение; Кратковременное наблюдение; Длительное наблюдение Сбор первичной информации (например, о реализации технологических процессов и операций, этапах создания и внедрения информационных систем).
Метод экспертных оценок Метод получения информации путем опроса экспертов, являющихся специалистами в заданной предметной области. Сущность метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы. Метод комиссии; Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи); Метод Дельфи; Метод эвристического прогнозирования; Метод обобщения независимых характеристик; Метод простой ранжировки; Метод задания весовых коэффициентов; Метод парных сравнений; Метод последовательных сравнений Используется при определении проблем, целей, объектов, процедур, критериев исследования. Например, при выявлении и обосновании состава задач, подлежащих автоматизации; оценке проектных решений; оценке качества информационных продуктов и услуг.
Анализ документов   Один из основных методов сбора данных, который направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах. Традиционный анализ документов (внешний и внутренний); Формализованный анализ документов (контент-анализ) Используется в качестве основного метода при изучении различных видов документов; может также использоваться как дополнительный метод при уточнении, обогащении или сравнении результатов наблюдения, опроса, их проверки.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: