Источник: газета «Школьный психолог», № 4, 2010 год, стр.40. Ярошук Н. Семафор. Методические рекомендации к диагностической процедуре.




Тест-игра для родителей и педагогов «Семафор»

Цели - диагностика состояния группы и личности, диагностика уровня тревожности, тренировка навыков саморегуляции и релаксации, формирование навыков контроля в ситуации стресса; создание мотивации группы к общей деятельности.

Возможная сфера применения: родительское собрание, мероприятие с педагогами, занятие с детьми.

Материалы, оборудование:

  • Макет светофора (3 круга: красный, желтый, зеленый)
  • 3 круга (желтый, красный, зеленый), каждый из которых укреплен на вертикальной планке
  • Комплекты по числу предполагаемых участников: половина белого листа формата А4 и 3 кружка (ж, кр, зел) с клеящейся обратной стороной. Можно заменить кружки на 3 фломастера.
  • Часы с секундной стрелкой

Условия проведения: упражнение проводится вдвоем с ассистентом. Если в помещении находятся часы с секундной стрелкой (или любое другое устройство, отбивающее ритм), то их необходимо вынести. Мобильные телефоны отключаются (не должно быть звуковых устройств)

Ход упражнения:

  1. Объяснение цели и смысла упражнения. (Например: «Это упражнение поможет нам с вами узнать, насколько легко мы умеем преодолевать стресс. Заодно мы поучимся справляться с ситуацией сильной эмоциональной напряженности. Этот способ настолько прост, что его можно использовать и дома, и в машине, в метро, в очереди, в кабинете начальника. Этому упражнению можно научить детей»).
  2. Инструкция:
    1. Все сидящие в классе закроют глаза и некоторое время будут ждать моей команды. Когда я скажу: «Три – два – один – старт!» - каждый мысленно начнет дожидаться, когда пройдет 30 секунд.
    2. Очень важно: мы не отсчитываем про себя секунды, а пытаемся почувствовать, как течет время! Если вы делаете иначе, то эксперимент не имеет смысла. Считать не надо!
    3. Как только вы интуитивно ощутили, что указанное время истекло, - вы открываете глаза и смотрите, какой сигнал «Светофора» показывает мой ассистент. Вы прикрепляете к своему листку кружок соответствующего цвета.

i. В первый раз – рядом со словом тренировка

ii. Во второй раз – рядом со словом «1 минута»

iii. В третий раз – рядом со словом «1,5 минуты».

    1. Как вы уже поняли, все упражнение займет не более 5 минут.
    2. Все 3 попытки от начала и до конца делаются молча. Заканчивается каждая часть упражнения только тогда, когда последний человек откроет глаза, поднимет руку, показав, что его время уже отсчитано и наклеит на листок кружок соответствующего цвета. Иногда я могу остановить процесс, если вижу, что в целом вся группа справилась. После всех 3 этапов я дам объяснения ко всему упражнению и расскажу, как его использовать.
    3. Если есть вопросы, задайте их, пожалуйста…
    4. А теперь, пожалуйста, поднимите руки те, кто готов начать. Опускаем руки. Закрываем глаза. Сосредоточиваемся.
    5. Сейчас будет тренировка: каждый из нас по команде будет дожидаться, когда пройдет 30 секунд. Итак: 3 – 2 – 1. Начали…
  1. Выполнение:
    1. 1 эксперимент – 30 секунд. Через 30 секунд (ассистент за меряет их по секундомеру), ассистент молча поднимает картинку с зеленым сигналом светофора. Далее ведущие следят за реакциями участников. Можно молча показать рукой на лежащие на столе клейкие листочки, невербально напомнив, что их надо наклеить на лист.
    2. 2 эксперимент – 1 минута.

i. Через 20 секунд ассистент поднимает КРАСНЫЙ сигнал

ii. Через 40 секунд - ЖЕЛТЫЙ сигнал

iii. 60 секунд – ЗЕЛЕНЫЙ сигнал (он сохраняется еще 20 секунд).

    1. Если тренировка и первая попытка прошли гладко и слаженно, то тест можно не продолжать. Если же кто – то не наклеил свои кружочки, нарушал инструкцию (открывал глаза, пытался разговаривать, озирался вокруг и после упражнения пытался комментировать чужую медлительность, то упражнение продолжается). Инструкция повторяется еще раз, рассказывается о всех запретах (мы ругаем детей за насмешки и подсказки, поэтому давайте ощутим на себе, как трудно избегать этих нарушений).
    2. Эксперимент снова повторяется: отсчитывается 1 минута, затем 1,5 минуты.
  1. Анализ результатов. Беседа с родителями (педагогами):
    1. Игра есть игра. Не стоит делать из нее далеко идущие выводы.
    2. Для каждого человека время течет по – своему. Есть люди, которые могут рассчитать свой день по минутам, они сверхчувствительны ко времени и редко опаздывают (соответственно, они могут ждать, что и к ним на встречу вы не опоздаете). Внутренние часы этих людей чрезвычайно точны.
    3. В разных культурах отношение ко времени также различно. Например, немцы очень пунктуальны. Известна поговорка американцев о времени: «Время – деньги». В России также распространена фраза (мы учим этому своих детей): «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», а вот у жителей Канарских островов в ходу другое выражение: «Если что – то можно сделать завтра, то сделай это послезавтра».
    4. Есть люди, для которых проблема времени не является сложной – они вполне способны попадать в точку, просто ощущая, когда надо поторопиться, а когда – притормозить. Они, скорее, разрешают себе опаздывать, нежели стремятся проконтролировать ход времени.
    5. Есть категория людей, которые всегда опаздывают. Даже если они встают заранее, готовят вещи и документы заблаговременно, постоянно смотрят на часы и т.п. - все равно в какой – то момент во временном ритме такого человека происходит сбой, и он снова опаздывает.
    6. Хорошее чувство времени можно развивать и тренировать. Именно для этой цели и служит данное упражнение. Можно попробовать тренировать чувство времени дома (начиная с 30 секунд – 1 минуты – 5 минут – полчаса и т.д.). Если проявить настойчивость, то вы заметите позитивные изменения.
    7. Это упражнение можно использовать как способ отдыха и мобилизации сил перед серьезным мероприятием. Например, перед вызовом к начальнику: если внутренние часы пробегают минуту за 40 – 50 секунд, то можно смело отправляться на аудиенцию, если минута «проходит» за 20 – 30 секунд – вы еще взволнованы и вам стоит расслабиться и успокоиться.
    8. Постепенная гармонизация чувства времени может успокаивать сердцебиение, снизить проявления вегетососудистой дистонии, улучшить эмоциональный фон.
    9. Красные кружки, особенно полученные в 2 пробах (здесь не засчитывается тренировочный эксперимент) означает высокий уровень тревожности. Людям, минута которых проходит за 20 секунд, присуща нетерпеливость, активность (часто – дезорганизующая), неспособность долго усидеть на месте. Если при этом человек способен быстро переключаться, одновременно делать несколько дел, не зацикливаться на чем – то одном, то не исключено, что его деятельность достаточно продуктивна. Можно предположить, что мы имеем дело с активными сангвиниками или взрывными холериками. Но если при этом обследуемый рассеян, забывчив и взвинчен одновременно, то стоит обратить на такие реакции внимание.
    10. Желтые кружки. Встречаются чаще всего. Довольно большой процент людей не ощущает «кожей» шелест каждого мгновения и порой «думает о секундах свысока». Такому человеку можно предложить сделать жизнь размеренной. Но при этом «желтые» - это счастливчики. Здесь не нужна коррекция, речь идет лишь о развитии навыков самоконтроля и данное упражнение можно использовать для релаксации
    11. Зеленые кружки. Если человек укладывается ровно в 60 секунд, то с ритмом жизни дела у него обстоят прекрасно. Он может немного изводить своей пунктуальностью окружающих, но зато умеет идеально организовать свое время. По крайней мере, если ваш шеф таков, то его просьбу зайти через 3 минуты лучше выполнять буквально! Если же минута растягивается на 70 – 90 секунд, то скорее всего перед вами флегматик. Или же это может быть человек, склонный отвлекаться от цели: он уже забыл об упражнении и тихо переключился на планирование ближайших выходных. Когда внутреннее время идет слишком медленно, то зеленая краска чаще всего символизирует предельное спокойствие, уход в свой мир, трудности с переключением. Зеленых надо все время немного тормошить, хотя им это и не нравится! Но именно эти люди могут терпеливо слушать, не заводятся с пол – оборота, могут долго сидеть в очередях, не раздражаясь. Правда, им стоит подумать о развитии чувства времени, чтобы не опаздывать на работу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: