Выполнила Капустина Виктория 17 группа
План:
1. Общая характеристика образования 50-80-х гг. XX в.
2. Образование в 70-е гг. ХХ в.
3. Образование в 80-е гг. ХХ в.
4. Характеристика образования в 80-е гг. ХХ в.
5. Реформа 1984 г.
6. Итог реформы 1984 г.
На протяжении 50-80-х гг. XX в. было предпринято несколько неудачных попыток модернизации школы. Отечественные специалисты единодушно сходятся во мнении, что все попытки реформирования были изначально обречены на неудачу. Каждая последующая реформа вела к тиражированию ошибок и еще большему обострению проблем. С точки зрения Э.Д.Днепрова, малоэффективность, а зачастую безрезультатность проводимых реформ объясняется тем, что они ставили перед школой цели либо заведомо невыполнимые на данном историческом этапе, либо несвойственные ей. П.Г. Щедровицкий причины неудач школьных реформ видит в том, что образование всегда выполняет социально-культурную функцию сохранения и воспроизводства существующей общественной структуры. Попытка реформировать систему образования в стране в отрыве от всего общественного организма, сложившейся системы производственных и общественных отношений, изначально обречена на провал. Практически все реформы отличала непродуманность, слабая научная обоснованность, неудовлетворительный уровень подготовки, поспешность проведения, гонка за показателями охвата, отсутствие необходимого финансового и кадрового обеспечения. Изначально заданный партией и правительством высокий темп реформирования, конкретные сроки реализации, были заведомо невыполнимы.
В 70-е гг. XX в. начинается упадок советской школы, основной причиной которого является отход от прагматизма к прожектерству, постановка нереальных задач и невозможность их решения. Стремясь решить задачи, поставленные партией и правительством, школа пыталась работать в прежнем режиме. Открывались специализированные школы, отдельные педагогические коллективы и учителя разрабатывали и внедряли авторские системы работы. Но, как справедливо указывают ученые-исследователи советского периода реформирования (Э.Д. Днепров, В.А. Кованов, В.И. Стражев и др.), эти оазисы передового педагогического опыта не могли существенно повлиять на общую ситуацию в советском образовании. Создавалась ситуация, при которой страна знала имена педагогов-новаторов, была знакома с их наработками, но передовой опыт существовал сам по себе в отрыве от массовой практики.
|
В 80-е гг. XX в. о кризисе советской школе стали говорить открыто. Никогда еще престиж школы в обществе не падал так катастрофически низко. Ее критиковали со всех сторон и на всех уровнях. Объектом критики были некомпетентность органов управления, процентомания, бюрократизм, сверхцентрализация в управлении и финансировании, нацеленность на формирование заданного типа личности, игнорирование индивидуальности ученика, низкий профессиональный уровень учителей, недостаток государственного финансирования и материально-технического обеспечения. Упадок, который переживала школа, был сродни общему положению в стране. Командно-административный принцип управления школой, ее унификация и огосударствление привели к отрыву национальной школы от процессов, в русле которых развивалась мировая школьная система. В 80-е гг. потенциал советской общеобразовательной системы был исчерпан. В 1983 г. на июньском 11ленуме ЦК КПСС была высказана мысль о необходимости реформы школы. В 1984 г. проект реформы был опубликован и после обсуждения (3 месяца) взят за основу документа подназванием «Основныенаправления реформы общеобразовательной школы». В ходе реформы 1984 г. предлагалось осуществить комплекс мер:
|
• Изменение сроков обучения в школе (введение 11 летней школы) и структуры школьного образования (4+5+2).
• Предоставление учащимся 8-11 классов возможности специализации по таким дисциплинам как физика, математика, химия, биология, гуманитарные науки.
• Введение единого типа профессионального технического училища: СПТУ на базе слияния общеобразовательной и профессиональной подготовки.
• Упорядочение учебной нагрузки учащихся: 1 кл. - 20 часов; 2 кл. - 22; 3-4 кл.-24; 5-8кл.-31; 9-11 кл.-31 час.
• Снижение наполняемости классов до 30 учащихся (1-9 кл.) и до 25 (10-11 кл.).
• Улучшение положения и повышение оплаты труда учителей.
Задуманная в министерских кабинетах, неподготовленная реформа начала практически сразу же буксовать. Реформа была не проработана, задумывалась и реализовывалась в спешке. У нее отсутствовала четкая концепция, стратегия, механизмы реализации. Реформа предусматривала профессионализацию средней школы, слияние общего и профессионального образования, учреждение нового учебного заведения СПТУ - среднего профессионально-технического училища. Как показало время, многие задачи реформы были просто ошибочны.
|
Это было настолько очевидным, что признавалось с высоких трибун. В ходе Пленумов ЦК КПСС 1986-1987 гг. неоднократно раздавалась критика в адрес реформы. В 1988 г. Министерство просвещения, Министерство высшего и среднего образования, государственный комитет по народному образованию были объединены в Госкомитет по народному образованию СССР.
К 1986 г. относится начало общественной дискуссии о будущем школы. В «Учительской газете» (1986-1988 гг.), появляется ряд публикаций, посвященных поиску путей обновления школы, подписанных учителями-новаторами В.Ф. Шаталовым, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильиным, М.П. Щетининым и др. Выступления учителей-новаторов на встречах перед педагогической общественностью, в печати вызвали большой общественный резонанс и ознаменовали появление нового направления в советской педагогике, известного как «педагогика сотрудничества». Именно эта группа учителей, апробировавших новые методики обучения, доказавших свою результативность, стала катализатором общественно-педагогического движения по поиску концепции развития школы в новых социально-экономических условиях. Неприятие новых идей официальной педагогикой только подстегнуло общественный интерес. На волне общественно-педагогического движения большое развитие получили творческие объединения учителей, авторские школы. В целях подготовки реформы были созданы независимые научно-исследовательские коллективы: АПН СССР и ВНИК «Школа», который возглавил Е.Д. Днепров (впоследствии министр образования РФ, I 990-1992 гг.)
В 1988 г. в Москве прошло Всесоюзное совещание работников народного образования, в ходе которого предложения ВНИК «Школа» по школьной реформе получили поддержку. В сентябре 1989 г. Госкомитет по народному образованию СССР одобрил новый учебный план школы, в котором был значительно усилен гуманитарный компонент (с 41 до 50%). В этот период начался отход от унифицированной модели школьного образования. К 1989 г. относится появление первых гимназий и лицеев в СССР.
В БССР первый лицей был создан в 1990 г. (лицей при БГУ). Создававшиеся на базе специализированных школ, они предназначались для углубленного изучения предметов и носили, в основном, гуманитарный характер. С этого периода в системе образования начинается поляризация учебных заведений: наряду с массовой школой в системе образования стали действовать школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи.
Вывод: я считаю, что именно в этот период начинается становление Новой школы, появление различных учебных заведений, что способствовало развитию образования и просвещения в дальнейшем.
Источники:
1. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmegaobuchalka.ru%2F6%2F37361.html