Табличный процессор MS Excel
Познакомимся с основными свойствами табличного процессора MS Excel.
Назначение. С помощью MS Ехсеl создается документ, который называется электронной таблицей. Электронная таблица формируется в оперативной памяти компьютера. В дальнейшем ее можно просматривать, изменять, записывать намагнитный диск для хранения, печатать на принтере.
Файлы, хранящие электронные таблицы, имеют расширение xls. Один файл может хранить многотабличную книгу, содержащую несколько листов-таблиц, а также листов-диаграмм.
Среда. Среда MS Ехсеl представлена На рис. Она имеет традиционный вид окна для приложений MS Windows. Опишем ее элементы в последовательности сверху вниз.
Титульная строка содержит название документа и кнопки управления окном.
Главное меню содержит основные команды управления электронной таблицей; представляет собой иерархическую систему команд. Команды, вызывающие открытие подменю, можно назвать режимами. Исполняемые команды инициируют определенные действия над электронно~ таблицей.
Панель инструментов содержит пиктограммы для вызова наиболее часто выполняемых команд. Среди них есть команды, как характерные для многих приложений Windows, так и специфические для MS Excel.
Строка ввода предназначена для отражения вводимых в текущую ячейку данных. Адрес текущей ячейки отражен в левой части строки (отдельное окошко). в этой строке можно просмотреть и отредактировать хранимую в ячейке формулу; в самой ячейке пользователь при этом может видеть результат вычисления по формуле.
Рабочее поле содержит главную часть электронной таблицы - ячейки.
Табличный курсор (прямоугольная рамочка) выделяет текущую ячейку. На рис. текущей является ячейка В2. В MS Excel максимальный номер строки равен 65536, а последний столбец имеет имя IV (вceгo 256 столбцов).
|
Ярлыки листов позволяют переходить от одного листа рабочей книги к другому.
Строка подсказки отражает текущий режим работы табличного процессора. Здесь же выводятся сообщения пользователю о возможных действиях при данном состоянии таблицы.
Вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки предназначены для перемещения окна по электронной таблице.
Основные режимы работы
Режим готовности (Готово). В этом режиме происходит выбор текущей ячейки или выделение блока ячеек.
Режим ввода данных (Ввод). Происходит посимвольный
ввод данных с клавиатуры в текущую ячейку.
Режим редактирования (Правка). Используется при необходимости отредактировать содержимое ячейки без полной его замены.
Режимы главного меню. Каждый элемент главного меню предоставляет пользователю выбор команд и подрежимов из иерархической системы меню. После выполнения команды происходит возврат к режиму готовности.
Кроме перечисленных основных режимов работы ТП можно говорить о режимах отображения таблицы.
Режимы отображения таблицы. В ячейках, хранящих формулы, могут отображаться результаты вычисления по формулам или сами формулы. Первый режим называется режимом отображения значений, второй - режимом отображения формул. Рабочим состоянием таблицы является режим отображения значений. Режим отображения формул может использоваться при формировании и отладке таблицы. Изменение режима отображения производится по алгоритму: выполнить команду Сервис + Параметры выбрать вкладку Вид, установить переключатель (флажок) Формулы. Галочка в рамке переключателя обозначает режим отображения формул; при отсутствии галочки работает основной режим - режим отображения значений.
|
Система команд
Команды MS Excel организованы в иерархическую систему, верхним уровнем которой является главное меню. Кроме того, выполнение команд может инициироваться через панель инструментов, контекстное меню, «горячие клавиши».
Команды редактирования таблицы (меню) позволяют манипулировать с фрагментами таблицы: удалять, копировать, перемещать, вставлять. Вставка и удаление столбцов или строк приводят к сдвигу других строк или столбцов таблицы. При этом действующая в таблице относительная адресация автоматически модифицирует формулы в соответствии с их изменившимися адресами. Прием копирования позволяет быстро строить большие таблицы, содержащие однотипные элементы.
Команды форматирования (меню) позволяют изменять внешний вид таблицы, ее оформление. К элементам формата относятся:
- вид выравнивания данных относительно границ ячейки;
- высота строки и ширина столбца;
- тип, начертание и размер шрифта;
- формат представления чисел (обычный, экспоненциальный, разрядность);
- вид разлиновки таблицы;
- цвет фона и пр.
В электронной таблице действует некоторый набор стандартных параметров формата «по умолчанию». Командами форматирования его можно изменять как по отношению ко всей таблице, так и в отдельных ее фрагментах.
|
Команды работы файлами (меню) включают в себя стандартный набор команд, позволяющих открывать и сохранять файлы, организовывать вывод на печать полученного документа.
Работать с таблицей как с базой данных позволяет меню Данные. С некоторыми сервисными возможностями MS Ехсеl (меню) вы познакомитесь в последующих параграфах. С помощью меню Вид можно управлять средой табличного процессора.
Данные в ячейках таблицы
Данные для табличных процессоров - это информация, содержащаяся в ячейках таблицы, представленная в символьной форме. Содержимым ячейки электронной таблицы может быть число, формула или текст. Частным случаем формулы является переменная (имя ячейки). Более общим - арифметическое или логическое выражение. Текстовый процессор должен «знать», какого типа данное хранится в конкретной ячейке таблицы для того, чтобы правильно интерпретировать ее содержимое. Так, например, признаком текстовых данных является символ ' (апостроф). Тип данных определяется множеством значении, принимаемых величиной, и совокупностью операций, применимых к величинам. Отсюда, например, следует, что нельзя применять арифметические операции к ячейкам таблицы, в которых хранится текстовая информация. Основной набор типов данных в MS Ехсеl практически тот же, что и в базах данных: он включает числовой; символьный, логический типы и тип «дата».
Текст - любая последовательность символов, введенных после апострофа (одинарной кавычки). Кроме того, в качестве текста воспринимается любая символьная последовательность, которая не может быть воспринята как число или формула. Иначе говоря, если при вводе числа вы допустили ошибку или при вводе формулы пропустили знак «=», то введенная информация воспримется как текст.
Числа разделяются на целые и вещественные. Вещественные числа можно записывать двумя способами: в форме с фиксированной запятой и в экспоненциальной форме (в форме с плавающей запятой).
Запись числовой константы с фиксированной запятой предполагает, что число содержит целую и дробную части, разделенные десятичной запятой. Например, число 3,1415 так и записывается в Excel. При записи числа в экспоненциальной форме сначала записывается мантисса, затем латинская буква Е (прописная или строчная), после нее порядок. Мантисса может быть записана как целая константа или константа с фиксированной запятой, а порядок - только как целая двузначная константа. Числовая константа в экспоненциальной форме трактуется как мантисса, умноженная на 10 в степени, равной порядку. Например, числа0,0001 и 1 000 000 могут быть записаны следующим образом: 1Е-4 или 0,1е-3 и 1е6 или 1Е+6.
В MS Ехсеl при употреблении точки в записи числа это число интерпретируется как дата. Например, 3.05.99 воспринимается как 3 мая 1999 года.
Формулы (выражения). В электронных таблицах используются два вида формул: арифметические и логические. Результатом вычисления по арифметической формуле является число, по логической формуле - логическая величина(истина или ложь). Существуют определенные правила записи формул. Эти правила аналогичны тем, что используются в языках программирования.
Арифметические формулы составляются из констант, переменных, знаков операций, функций, круглых скобок. Ввод формул в MS Excel начинается со знака «=» Примеры формул:
=2,5*(G5+G2) =КОРЕНЬ(В4Л2-4*В3*В5 =СУММ(СI0:С20)
Здесь символ «*» - знак умножения; «^». - знак возведения в степень. Порядок вычисления выражений соответствует традиционным приоритетам выполнения арифметических операций, с учетом расстановки скобок. В русифицированных версиях Excel КОРЕНЬ - функция квадратного корня, СУММ - функция суммирования. В MS Excel заложена очень большая библиотека функций. Вставка функций в формулы производится по команде Вставка + Функция или через соответствующую кнопку на панели нструментов.
Логические выражения строятся с помощью операций отношения «<, >, =, <=, >=,) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины «истина» или «ложь». С логическими выражениями вы уже встречались при работе с базами данных.
Особенность логических выражений для электронных таблиц заключается в том, что логические операции используются как фупкции: сначала записывается имя логической операции: И, ИЛИ, НЕ, а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Например, логическое выражение
И(Аl>0, Аl<l)
соответствует математической системе неравенств: 0 <А1 < 1.
С помощью логических выражений, в частности, задаются условия, проверку которых осуществляет условная функция. Если в ячейку заносится условная функция, то на экране отображается результат ее вычисления, т. е. то или иное значение в зависимости от условия, заданного логическим выражением. Условная функция имеет такую структуру:
ЕСЛИ <условие>; <действие1>; <действие2>.
Если условие истинно, то выполняется <действие 1>, иначе <действие2>.
Пример: пусть в ячейке Е2 электронной таблицы с информацией о сдаче вступительных экзаменов абитуриентом хранится полученная им сумма баллов. Действует следующее правило: если сумма баллов не меньше 13, то он принимается в университет. Тогда в ячейку -F2 заносится формула:
=ЕСЛИ(Е2>=13; "принят"; "не принят")
в режиме отображения значений в этой ячейке появится слово «принят» или «не принят», В зависимости от результата экзаменов.
Условная функция может иметь вложенную структуру. Пусть в этом же вузе действует следующее правило: если абитуриент набрал 12 баллов, то его принимаю т в качестве кандидата (иногда еще встречается такая категория). Тогда в ячейку F2 нужно занести формулу:
=ЕСЛИ(Е2>=13; "принят"; ЕСЛИ(Е2=12,"принят кандидатом"; "не принят"))
О некоторых других возможностях MS Excel вы узнаете в следующих параграфах.
Коротко о главном
Табличный процессор MS Excel входит в состав пакета прикладных программ Мiсrоsоft Office, работающего под управлением операционной системы Windows.
Основные режимы работы: готовность, ввод, правка; в исходном состоянии ЭТ находится в режиме отображения значений; через главное меню реализована иерархическая система команд.
Основные типы данных: числа, тексты, формулы,.дата.,
логические значения.
MS Ехсеl обладает богатой библиотекой функций.