I.Теоретическая часть
Х.Ортега-и-Гассет (1883-1995) – известный испанский философ-экзистенциалист. В центре внимания Х. Ортега-и-Гассета стояли социальные проблемы. В работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) он впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. В массовом обществе складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем навзанной ему роли, частицей безличного начала – толпы. Х. Ортега-и-Гассет критикует такую духовную ситуацию и видит выход в создании новой, аристократической, элиты людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом».
- Что такое элита?
- Чем элита отличается от массы?
Аргументируйте свою точку зрения.
(Максимальное количество баллов - 20)
II. Практическая часть
1. Соотнесите термин и его определение:
1. Свобода | A. Понятие, в котором изначально подчеркива- лось значение образованности и таланта как важнейших проявлений и показателей чело- вечности, самоценности человеческой лич- ности, ее выдвижения и возвеличивания. |
2. Волюнтаризм | Б. Одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. |
3. Фатализм | В. Признание примата воли над всеми проявле- ниями духовной жизни человека, включая мышление, признание произвольности всех человеческих поступков. |
4. Гуманизм | Г. Система взглядов, предопределяющая ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (в христианстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. |
(Максимальное количество баллов - 8)
2. Установите соответствия между функциями, которые выполняет семья, и их внутренним содержанием:
1. Сексуально-репродуктивная | А) формирование устойчивого взаимодействия и благоприятной среды общения на основе родственных чувств, заботы о ближнем, гордости за успехи каждого члена семьи |
2. Воспитательно-регулятивная | Б) организация рационального досуга и отдыха, укрепление и восстановление здоровья |
3. Хозяйственно-экономическая | В) воспроизводство населения через рождение детей |
4. Эмоционально-коммуникативная | Г) первичная социализация и социальный контроль |
5. Рекреативно-досуговая | Д) ведение домашнего хозяйства, обеспечение членов семьи средствами существования |
(Максимальное количество баллов - 10)
Запишите ответ:
3.
Знак, служащий условным обозначением какого-либо образа или идеи, характеризуется в содержании понятия…
_____________________________________________________________
4. Высшая моральная ценность, положительная моральная оценка чего-либо характеризуется в содержании понятия…
_____________________________________________________________
5. Форма саморегуляции личности и общества с помощью понятий о добре и долге характеризуется в содержании понятия…
_____________________________________________________________
6. Философская теория о единстве мира и его развитии характеризуется в содержании понятия…
_____________________________________________________________
7. Система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых или санкционированных государством в целях регулирования общественных отношений, характеризуется в содержании понятия…
_____________________________________________________________
(За каждый правильный ответ – 4 балла)
III. Тестовые задания
(имеют один правильный ответ, за каждый правильный - 1 балл)
А1. Человеку, в отличие от других биологических организмом, свойственны (-о, -а)....
1) саморегуляция
2) обмен веществом и энергией с окружающей средой
3) обмен информацией с окружающей средой
4) развитое мышление
А2. Верно ли, что биологическую сторону жизни человека характеризуют особенности:
А) строения и функционирования его организма;
Б) работа его органов чувств и простейшие психические реакции?
1) верно А) 3) верны оба суждения
2) верно Б) 4) оба суждения неверны
A3. Какое понятие относится к человеку как отдельному, единичному существу, отражает принадлежность к человеческому роду?
1)человек 3)субъект
2) личность 4) индивид
А4. Социальный индивид, включенный в общение с людьми, в систему общественных отношений и деятельности -....
1) человек 3) субъект
2) личность 4) индивид
А5. Верно ли что, понятие «личность» выражает:
А) простую принадлежность к человеческому роду;
Б) наличие у человека качеств, свидетельствующих о его способности жить среди людей?
1) верно А) 3) верны оба суждения
2) верно Б) 4) оба суждения неверны