Технология разрешения конфликтов




Конфликты в нашей жизни и пути их решений

 

В.Г. Коник, методист

Донецкого республиканского

учебно-методического центра

психологической службы

системы образования

Известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери считает, человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение — тончайший и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, получая опыт через ошибки и разочарования.

Сегодня речь пойдет о конфликтах. Конфликты в нашей жизни, как неотъемлемая ее часть - неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями, мировоззрением.

Многие люди негативно относятся к ситуациям, которые сопровождаются конфликтами, и это не случайно, ведь любой конфликт вызывает у них негативные эмоции: им видится агрессия, склоки, войны. Конфликт показывает, что что-то идет не так. Люди, которые избегают настоящий конфликт и неспособные его конструктивно решать, накапливают в себе разрушающие факторы. Но этих негативных последствий можно избежать, если научиться предвидеть конфликтные ситуации и решать проблему у самых ее истоков.

В психологии ссоры называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латыни и означает столкновение.

КОНФЛИКТ – это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностями возникает противоречие.

Профилактика конфликтов - это предупреждение.

Цель профилактики – создание таких объективных условий, которые бы препятствовали возникновению и развитию предконфликтных ситуаций.

Технология разрешения конфликтов

Разрешение конфликтов начинается с установления причин его возникновения. Трудность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, конфликт, который затянулся, притягивает все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Разрешить конфликт - это значит:

- устранить конфликтную ситуацию;

- исчерпать инцидент.

Конфликт между людьми можно уподобить огородному сорняку. Конфликтная ситуация – это корень сорняка, который скрыт под землей, т.е. это та часть, которую мы не видим и не говорим о ней. Инцидент - та часть, которая на поверхности, то есть, что мы видим, то о чем оппонент говорит вслух.

Нет смысла вырывать только часть корня, ведь оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк. Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и возникают в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.

Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Конфликтная ситуация - это диагноз болезни под названием «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на выздоровление и исцеление.

Одним из первых шагов на пути к решению конфликта является факт признания того, что проблема действительно существует. Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его решению.

Ключ к успеху в решении конфликта:

- переключить дискуссию от позиции к потребностям;

- поиск общих целей и интересов;

- снижение отрицательных эмоций оппонента;

- объективное обсуждения проблемы;

- выбор оптимальной стратегии решения конфликта с учетом организационных, исторических, правовых, психологических, культурных факторов.

Непосредственное разрешение конфликта предусматривает:

- анализ и оценку ситуации;

- выбор средств;

- формирование плана действий;

- его реализацию и оценку эффективности.

Последствия конфликта тоже могут быть разными:

Деструктивные – разрыв связей, крах нормальных взаимоотношений;

Конструктивные – конфликт способствует выходу на новый уровень развития личности или межличностных отношений.

Необходимо стремиться именно к конструктивному решению проблемы, так как в данном случае конфликт несет в себе очень важный воспитательный потенциал, который является одним из механизмов развития личности.

Для решения конфликта конструктивным способом перейдите на позицию взаимного уважения и постарайтесь общими усилиями найти выход из конфликтной ситуации.

Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые формальности, именуемые правилами:

- в состоянии «Аффекта» два возбужденных человека не могут прийти к согласию, т.к. в данном состоянии не слышат друг друга, надо сначала успокоиться;

- используйте паузу «Тайм-аут» для детей. Объявите ребенку паузу, оставьте его одного пока он успокоится, в это время вы обдумайте, как построить диалог с ребенком;

- не следует бояться конфликта, надо его решать;

- умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой»;

- уважительно относитесь к личности другого, он имеет право на собственную точку зрения. Дайте возможность выговориться оппоненту.

В разрешении конфликтов помогает:

Юмор – старайтесь увидеть смешное в сложившейся ситуации, переведите все в шутку;

Признание достоинств – найдите положительные качества в другом участнике конфликта;

Компромисс – заключите соглашение на основе взаимных уступок;

Третейский суд – обратитесь к третьему лицу, которое не незаинтересованному в сложившейся ситуации;

Анализ – постарайтесь достичь истоков проблемы и найти способы ее решения.

 

Таким образом, конфликт позволяет решать проблемы по мере их возникновения - не доводя до разрушения.

«Если в вашей жизни нет конфликтов – проверьте, есть ли у вас пульс…»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: