По результатам выполнения практических заданий Вы должны создать отчетный файл в редакторе MS Word. Содержания отчета приведено в каждом задании.




Схема поиска информации

Поиск информации в сети Интернет начинается с того, что пользователь набирает ключевую фразу и активизирует поиск, тем самым получает подборку документов по сформулированному (заданному) запросу.

Полученный список ранжируется по определенным критериям так, чтобы вверху списка оказались те документы, которые наиболее соответствуют запросу пользователя. Каждый поисковый инструмент использует различные критерии ранжирования документов, как при анализе результатов поиска, так и при формировании индекса (наполнении индексной базы данных web-страниц).

Таким образом, если указать в строке поиска каждого поискового инструмента запрос одинаковой конструкции, можно получить различные результаты.

Для пользователя имеет большое значение, какие документы окажутся в первых двух-трех десятках документов по результатам поиска и насколько эти документы соответствуют ожиданиям пользователя.

 

Большинство поисковых инструментов предлагают два способа поиска:

· simple search (простой поиск);

· advanced search (расширенный поиск с использованием специальной формы запроса и без нее).

Возможности данных способов описаны ниже.

Освоение критериев уточнения запроса и приемов расширенного поиска, позволяет увеличивать эффективность поиска информации.

 

Машины web-поиска– это серверы с огромной базой данных URL-адресов, которые автоматически обращаются к страницам WWW, изучают содержимое этих страниц, формируют и прописывают ключевые слова со страниц в свою базу данных (индексирует страницы).
Поисковые машины

 

Роботы поисковых систем переходят по встречаемым на страницах ссылкам и переиндексируют их. Так как почти любая web-страница имеет множество ссылок на другие страницы, то при подобной работе поисковая машина в конечном результате теоретически может обойти все сайты в Интернет.

Именно этот вид поисковых инструментов является наиболее известным и популярным среди всех пользователей сети Интернет. К наиболее популярным поисковым системам русскоязычной информации можно отнести поисковые сервисы Яndex и Google.

Яндекс (www.yandex.ru) — поисковая машина, способная по вашему запросу найти в русскоязычной части Интернета наиболее подходящие веб-страницы, новости, картинки, статьи энциклопедий или товары, дать ответ на вопрос о погоде или культурных событиях (рис. 1).

 

Рисунок 1. Строка запроса поисковой системы Яндекс

 

Независимо от того, в какой форме употребляются слова в запросе, поисковая система будет искать все формы слов. Например, по запросу «дизайн», Яндекс будет искать и «дизайном», и «дизайна» и т.д. Это называется учетом морфологии языка.

Яндекс хорошо понимает как односложные запросы, так и запросы из нескольких слов, и способен самостоятельно их интерпретировать. Он знает, в каких случаях надо искать страницы, в которых слова запроса расположены рядом, а когда словам достаточно встретиться в одном документе, чтобы страница была хорошим ответом на вопрос.

При желании вы можете сами руководить действиями поисковой системы. Для этого существует расширенный поиск и язык запросов, который состоит из команд-операторов. С помощью языка запросов вы можете дать поиску дополнительные указания, что и где нужно искать.

 

Поисковая система Google (www.google.ru) - первая поисковая система во всём мире, стартовая страничка которой не наполнена рекламой и новостными лентами, и выполнена она в стиле полного минимализма (рис. 2). Разработчики этой поисковой системы – студенты стэндфордского университета Ларри Пейдж и Сергей Брин, которые придумали принципиально новый алгоритм поиска информации в сети Интернет.

 

Рисунок 2. Строка запроса поисковой системы Google

 

Основные преимущества поисковой системы Google:

· простота использования (при внесении ключевых слов не требуется использования кавычек, заглавных букв и т.д.;

· обширная база данных;

· быстрая и эффективная работа системы;

· практически мгновенный результат поиска (на страницах с результатами поиска содержится минимальное количество графики, рекламных объявлений, значительно сокращен текст с описанием сайтов);

· наличие дополнительных функций (например, эта поисковая система позволяет пользователям ознакомиться с содержанием некоторых страниц, которые уже были закрыты).

 

Недостатки поисковой системы Google:

· встречаются ссылки на сайты с устаревшими страницами, либо на сайты, находящиеся в стадии разработки;

· при совершении запросов пользователям необходимо проявлять внимательность (например, результаты поиска, содержащие слово «фильм» будут значительно отличаться от результатов поиска, содержащих слово «фильмы»);

· отсутствие возможности указать конкретную грамматическую форму слова, либо ударение также значительно усложняет процесс поиска информации.

 

Конкретных рекомендация по вопросу использования того или иного вида поисковых машин не предусмотрено, так как ее выбор зависит непосредственно от предпочтений пользователя.
Для того чтобы воспользоваться данным видом поискового инструмента, необходимо зайти на него и набрать в строке поиска интересующее Вас ключевое слово. Далее Вы получите выдачу из ссылок, хранящихся в базе поисковой системы, которые наиболее близки Вашему запросу.

 

Наиболее эффективный процесс поиска информации в Интернет можно обеспечить, учитывая моменты, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3. Повышение эффективности поиска информации в Интернет

 

Перейдя по ссылке на определенный сайт, внимательно просмотрите открывшуюся страницу. Как правило, первой страницы достаточно, чтобы понять нашли Вы нужную информацию или нет.

Если да, то дальнейшие ее поиски ведите на выбранном сайте (в разделах сайта), если нет – возвращайтесь к результатам поиска и пробуйте очередную ссылку.

Поисковые системы являются самыми масштабными и ценными, но далеко не единственными источниками информации в сети.

Язык запроса поисковых машин

Все крупные поисковые машины имеют специальный язык запросов, предоставляющий широкие функциональные возможности для детализации поиска и экономии времени. Знание операторов языка запросов поможет находить информацию, добыть которую только с помощью простых запросов практически невозможно.

 

Язык запросов– мощный инструмент, который позволяет искать информацию и документы: • только на определенном сайте (или группе сайтов); • опубликованную в строго заданном временном диапазоне; • опубликованную на каком-либо из языков (например, русском) и др.  

 


Прежде всего, увеличить эффективность поиска можно за счет использования в запросах логических операторов (Or, And, Near, Not), математических и специальных символов. С помощью операторов и/или символов пользователь связывает ключевые слова в нужной последовательности, чтобы получить наиболее адекватный запросу результат поиска.

Простой запрос дает некоторое количество ссылок на документы, т.к. в список попадают документы, содержащие одно из слов, введенных при запросе, или простое словосочетание.

К сожалению, не существует общепринятого стандарта для операторов языка поисковых машин. Даже для основных операций разные поисковики имеют разные обозначения (см. таблицу 1):

 

Таблица 1 – Операторы языка поисковых машин

  Оператор
Логическое «И» Логическое «НЕ» Логическое «ИЛИ»
Описание Оператор обязательного присутствия слова в результатах поиска. Поисковыми машинами выполняется по умолчанию. Оператор отсутствия слова. Найденная страница не должна содержать данное слово. Оператор выбора. Удобно использовать для поиска текста, содержащего слово или его синонимы. Первое слово считается более важным, и в первых строках результатов поиска будут идти строки с первым словом.
Yandex «&» или «+» «» «|»
Google «+» «» «~»
Пример «Пушкин Евгений Онегин»; находит страницы, на которых содержатся все слова запроса. «Пушкин Евгений Онегин заказать – магазин»; вы ищете книгу Пушкина, но желаете получить текст для чтения, а не предложение купить эту книгу в магазине. «Екатеринбург |Свердловск»; «Екатеринбург ~Свердловск»; ищем тексты, содержащие упоминание о городе Екатеринбурге, учитывая, что его предыдущее название Свердловск.

 

Оператор and позволяет указать на то, что в содержании документа должны быть включены все ключевые слова. Тем не менее, количество документов может быть все еще велико, и их просмотр займет достаточно времени.

Поэтому в ряде случаев гораздо удобнее применить контекстный оператор near, указывающий, что слова должны располагаться в документе в достаточной близости. Использование near значительно уменьшает количество найденных документов.

Наличие символа "*" в строке запроса означает, что поиск слова будет осуществляться по его маске. Например, если в строке запроса запишем «прав*», то получим список документов, содержащих слова, начинающиеся на «прав». Это могут быть слова правительство, право, права, правда и т.д.

Круглые скобки можно использовать в запросах для группирования. Например, «(крылатые выражения)|(крылатые фразы)». На рисунке 4 представлен пример результата данного запроса в Google.

 

Рисунок 4. Google – результат запроса с группировкой

 

Другой важный оператор – кавычки «» оператор строгого соответствия. Сочетание слов, которые указаны в кавычках, будет учитываться системой как единое целое, поисковая система будет искать все слова именно в данном порядке и не склоняя их.

Например, попробуем найти в Google фразу «если не я, так кто же». Эта фраза специальная, «трудная» для поисковиков, т.к. содержит многочисленные стоп-слова.

 

 

Стоп-слова– это предлоги, частицы, местоимения, которые настолько часто встречаются в тексте, что поиск по ним выдавал бы миллионы страниц и поэтому они, как правило, поисковыми системами игнорируются.

 


На рисунке 5 представлены результаты поиска Google фразы без кавычек и с кавычками.

Рисунок 5. Результат поиска Google фразы с кавычками и без них

Очевидно, что результат поиска без кавычек нерелевантный, похож на случайный набор страниц, тогда как поиск этой фразы с кавычками отбирает именно необходимое сочетание.


 

Расширенный поиск

С помощью страниц расширенного поиска можно сформировать сложный запрос, даже не имея представления о синтаксисе языка поисковой машины. Страницы расширенного поиска Yandex (https://yandex.ru/search/advanced?&lr=21265) и Google (https://www.google.ru/advanced_search) представлены на рисунках 6 и 7.

Рисунок 6. Расширенный поиск Яндекс

 

В поиске Яндекса работают «умные» алгоритмы, позволяющие определить, на каком расстоянии должны находиться слова запроса:

· подряд – слова должны идти в том же порядке, что и в запросе;

· в одном предложении – слова запроса встречаются в одном предложении;

· не очень далеко – на расстоянии в несколько предложений;

· на одной странице – слова запроса должны встретиться на одной странице.

Также можно регулировать в каких частях страницы нужно вести поиск слов запроса:

· где угодно – поиск слов идет по всей странице;

· в заголовке – поиск ведется в заголовке страницы (поле, которое отображается в заголовке браузера).

Яндекс понимает морфологию слов и ищет по запросу все их формы. Если необходимо найти слова в определенной форме, выберите один из вариантов:

· в любой форме − аналогично действиям Яндекса по умолчанию.

· точно так, как в запросе − слово ищется только в указанной форме.

В Яндекс есть возможность поиска страниц только на определенном языке. Если необходим поиск страниц на разных языках, нужно с помощью мыши выбрать необходимые.

Добавляя к тексту запроса даты, либо сделав по запросу выборку документов, созданных в определенный период, необходимо помнить о том, что далеко не все серверы выдают правильную дату документа. Поэтому, ограничивая документы датами, область поиска сильно сужается.

Яндекс распознает документы, созданные в форматах HTML, PDF (Adobe Acrobat Reader), RTF, DOC (Microsoft Word), XLS (Microsoft Excel), PPT (PowerPoint), SWF (Macromedia Flash).

Рисунок 7. Расширенный поиск Google

 

Поиск Google не ограничивается поиском введенных слов. С помощью расширенного поиска можно искать только те страницы, которые:

· содержат все введенные условия поиска;

· содержат точное словосочетание;

· содержат хотя бы одно из введенных слов;

· написаны на определенном языке;

· созданы в определенном формате;

· были изменены в определенный период времени;

· находятся на определенном домене или веб-сайте;

· не содержат материалов, предназначенных только для взрослых (безопасный поиск).

Улучшить результаты расширенного поиска можно добавив «операторы» к условиям поиска.

Операторы расширенного поиска включают:

· поиск с включением;

· поиск синонимов;

· поиск «OR» (или);

· поиск в домене;

· другие функции расширенного поиска.

В связи с тем, что общие слова и символы на некоторых языках замедляют поиск и не влияют на качество результатов, Google игнорирует их. Например, «такие как», «где», «как», «1», а также отдельные цифры и буквы.

Если общее слово должно быть включено в поисковый запрос, перед ним необходимо поставить пробел и знак «+». Например, чтобы Google включил «1» в поиск по запросу «Война и мир, том 1», введите:

Рисунок 8. Результаты поиска фразы "Война и мир, том+1"

 

Поиск в домене используется в пределах одного web-сайта. Для этого необходимо ввести условия поиска, а после них ввести слово «site», двоеточие и название домена. Например, чтобы найти информацию о поступлении в РГППУ на сайте университета, введите «приемная комиссия site:www.rsvpu.ru» (рисунок 9).

Рисунок 9. Результаты поиска фразы «приемная комиссия site:www.rsvpu.ru»


Каталоги (directories) Интернет-ресурсов

Каталог Интернет-ресурсов– это постоянно обновляющийся и пополняющийся иерархический каталог, содержащий множество категорий и отдельных web-серверов с кратким описанием их содержимого.

 

 


 

Способ поиска по каталогу подразумевает «движение вниз по ступенькам», то есть движение от более общих категорий к более конкретным.

Одним из преимуществ тематических каталогов является то, что пояснения к ссылкам дают создатели каталога и полностью отражают его содержание, что, в свою очередь, дает возможность точнее определить, насколько соответствует содержание сервера цели поиска.

Примером тематического русскоязычного каталога можно назвать ресурс https://list.mail.ru/index.html - каталог@mail.ru (рисунок 10).

Рисунок 10. Тематический каталог «Каталог@mail.ru»

 

На главной странице данного сайта расположен тематический рубрикатор, с помощью которого пользователь попадает в рубрику со ссылками на интересующую его продукцию. В данном каталоге также имеется возможность сортировки сайтов по количеству посещений, по алфавиту, по дате занесения.

Кроме того, некоторые тематические каталоги позволяют выполнять запрос по ключевым словам. Пользователь вводит необходимое ключевое слово в строку поиска и получает список ссылок с описаниями сайтов, которые наиболее полно соответствуют его запросу. Стоит отметить, что этот поиск происходит не в содержимом www-серверов, а в их кратком описании, которые, в свою очередь, хранятся в каталоге.

Другие примеры русскоязычных каталогов: «Улитка» (https://www.ulitka.ru/), Vsego.ru.

Среди англоязычных каталогов можно выделить: dmoz.org, https://www.looksmart.com.


 

Система поиска FTP-файлов– это особый тип средств поиска в Интернет, который позволяет находить файлы, доступные на «анонимных» FTP-серверах (протокол FTP предназначен для передачи файлов по сети).
Система поиска FTP файлов (FTP Search)

 

 

Основным критерием поиска является название файла, задаваемое разными способами (точное соответствие, подстрока, регулярное выражение и т.д.). Данный тип поиска не может соперничать по возможностям с поисковыми машинами, так как содержимое файлов никак не учитывается при поиске, а файлам, как известно, можно давать произвольные имена. Тем не менее, если требуется найти какую-нибудь известную программу или описание стандарта, то с большой долей вероятности файл, его содержащий, будет иметь соответствующее имя, и его можно найти при помощи одного из серверов FTP. Например, FileSearch - https://www.filesearch.ru/ (рисунок 11).

Рисунок 11. Система поиска FTP-файлов - FileSearch

 

FileSearch ищет файлы на FTP-серверах по именам самих файлов и каталогов.


 

Usenet News– система телеконференций сообщества сетей Интернет.
Система поиска в конференциях Usenet News

 

 

С точки зрения абонента телеконференции, Usenet представляют собой доску объявлений, в которой есть разделы, где можно найти статьи на любую тему - от политики до садоводства.

Доска объявлений доступна через компьютер, подобно электронной почте. Не отходя от компьютера, можно читать или помещать статьи в ту или иную конференцию, найти полезный совет или вступать в дискуссии. Периодически статьи уничтожаются, освобождая место для новых публикаций. На сегодняшний день наиболее эффективным сервисом для поиска информации в конференциях Usenet является сервер Google Groups https://groups.google.com/?hl=ru (рисунок 12).

Рисунок 12. Сервер Google Groups

Группы Google – это бесплатное интерактивное сообщество и служба групп обсуждений, которая предлагает самый обширный в Интернете архив сообщений сети Usenet (более миллиарда сообщений).


 

Системы мета-поиска

Для быстрого поиска в базах сразу нескольких поисковых систем можно обратиться к системам мета-поиска.

Системы мета-поиска– это поисковые машины, которые посылают запрос на огромное количество разных поисковых систем, затем обрабатывают полученные результаты, удаляют повторяющиеся адреса ресурсов и представляют более широкий спектр того, что представлено в сети Интернет.


Наиболее популярная в мире система мета-поиска Search.com (рисунок 13). Ее принцип работы заключается в следующем: поисковый запрос посылается на несколько поисковых систем одновременно, результаты поиска объединяются в один список.

Объединенный поисковый сервер Search.com компании CNET, Inc. включает в себя почти два десятка поисковых систем. Например, Google, Ask Jeeves, LookSmart, AltaVista, MSN Search и многих других.

Рисунок 13. Система мета-поиска Search.com

 

В результатах поиска представляется следующая информация (рисунок 14):

· Results – количество найденных источников;

· непосредственно список найденных источников.

· Sponsored Links – ссылки на рекламу;

· Related Searches – список похожих («родственных») запросов.

Рисунок 14. Страница с результатами поиска Search.com

 

Search.com можно использовать для поиска дистрибутивов различного программного обеспечения.

Дистрибутив– это пакет, сборка, изготовленная специально для удобства инсталляции программы в произвольный компьютер.

 

 


Для этого необходимо выбрать ссылку Downloads, дальнейший поиск осуществляется как в обычной поисковой машине. В этом варианте поиска используются Download.com PCWorld, RocketDownload и Simtel.

Также Search.com предлагает возможности использования расширенного поиска.

Отрицательной стороной данных систем можно назвать их нестабильность.


Справочные ресурсы Интернета

К справочным Интернет-ресурсам относятся электронные энциклопедии, справочники и словари, расположенные на web-серверах. Во Всемирной паутине широко представлены как электронные версии авторитетнейших печатных изданий, так и источники, существующие исключительно в сети.

Достоинства справочных ресурсов Интернета - авторитетность размещенных в них сведений (подходят для получения точных фактических сведений об отдельных лицах, событиях, организациях и странах, а также для определения терминологических понятий).

Доступ к значительной части имеющих признание справочных изданий

полностью или частично платный. Однако при возникновении необходимости обратиться к платному ресурсу, в большинстве случаев можно воспользоваться бесплатным пробным доступом, который позволяет работать с материалом в течение ограниченного промежутка времени.

Рубрикон (https://www.rubricon.com) – информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал», в рамках которого пользователь получает одновременно удобный инструмент поиска лучших ресурсов сети Интернет и доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России.

Среди них полное издание Большой советской энциклопедии (1969-1979 гг.), «Иллюстрированный энциклопедический словарь» (1998), «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1906), «Малая медицинская энциклопедия», «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (1863-1866), «Рок-энциклопедию» Сергея Кастальского (1998), Энциклопедический словарь «История Отечества», Энциклопедический словарь «Всемирная история», Всемирный биографический энциклопедический словарь, Популярная художественная энциклопедия, Энциклопедия «Москва» и др.

Внутренние ссылки между статьями превращены в гипертекстовые, что позволяет без труда переходить от статьи к статье, знакомясь со всеми аспектами изучаемой проблематики.

Рубрикон отличают высокая скорость обработки запросов и комфортный пользовательский интерфейс (рисунок 15).

Рисунок 15. Рубикон

 

Энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (https://www.megabook.ru) – ведущий разработчик электронных изданий, создатель самой обширной русскоязычной коллекции энциклопедий и научно-познавательных, обучающих мультимедиа-продуктов.

«Мегаэнциклопедия «Кирилла и Мефодия» (рисунок 16) содержит обширные сведения по всем областям науки, техники, литературе и искусству; всю важнейшую историческую, социально-экономическую, географическую информацию по всем странам мира; все крупнейшие персоналии всех времен и народов; все значительные события общественной и культурной жизни России и мира.

Одно из основных достоинств «Мегаэнциклопедии» — ее мультимедийность, обеспечивающая совершенно новый уровень подачи информации: текст, фото, интерактивные таблицы, схемы, анимации, аудио-, видео-иллюстрации плюс современная эффективная поисковая система.

Рисунок 16 «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»


 

Библиографические ресурсы Интернета

Термин «библиографические ресурсы»обозначается весь спектр источников, отражающих сведения о всех видах печатных изданий (книгах, статьях, рукописях, карт, нот, изоизданий и т.п.), а также компьютерные носители информации (компакт-диски, сайты и т.п).

 

 

Библиографические ресурсы сети Интернет обширны и разнообразны. Они включают многочисленные списки литературы на персональных страницах, списки новых поступлений или тематические указатели на сайтах библиотек, перечни источников в различных электронных публикациях и еще многие подобные материалы.

Главные составляющие библиографических ресурсов сети Интернет представленные на рисунке 17.

ак

Рисунок 17. Основной состав библиографических ресурсов

 

В большей степени в глобальной сети распространены электронные каталоги библиотек.

Требования к характеристикам электронных каталогов библиотек:

· осуществление поиска по всем значимым полям;

· возможность ограничения поиска по формальным критериям (годы издания, вид издания, место издания, язык документа и т.д.);

· наличие словарей с возможностью автоматического переноса термина словаря в форму запроса (поисковое предписание);

· возможность формирования списка уместных записей из общего перечня результатов поиска;

· возможность отправки отобранных результатов поиска по электронной почте или сохранения на локальном диске пользователя;

· наличие гипертекстовых ссылок на такие элементы библиографической записи, как авторы (индивидуальные или коллективные), предметные рубрики и название серии.

Рассмотрим возможности виртуальной библиотеки имени Белинского (https://book.uraic.ru/el_library). Недостаток серьезных научных книг и периодики достаточно успешно возмещен полнотекстовыми электронными ресурсами, доступ к которым для читателей является бесплатным.

Исключительно популярна электронная библиотека диссертаций РГБ (150 000 диссертаций, ежегодное пополнение – 30 000). Аспиранты и преподаватели вузов активно пользуются базой данных EastView, где представлена научная периодика по общественным и гуманитарным дисциплинам.

Для инженерно-технических работников, рационализаторов, изобретателей имеется возможность доступа к документам Роспатента (1,5 млн. документов с 1924 года).

Рисунок 18. Виртуальная библиотека им. Белинского

 

Виртуальная среда, обеспечивающая быстрый и надежный доступ к ресурсам из любой точки планеты, стала катализатором развития различных форм электронного бизнеса. Для поставщиков информационных продуктов сеть стала идеальной средой ведения бизнеса: информационные корпорации обрели возможность вести круглосуточное обслуживание клиентов вне зависимости от их местонахождения. При этом появилась возможность оказывать информационные услуги клиентам напрямую, обходясь в большинстве случаев без привлечения посредников (библиотек).

Из всего перечня представленных в сети коммерческих информационных продуктов для профессиональной деятельности наиболее интересны полнотекстовые базы данных. В них содержатся тексты книг, статей из журналов, газет и сборников, сообщения информационных агентств, аналитические отчеты различных учреждений и другие документы.

Полнотекстовые базы данных пополняются двумя способами:

1. сканирование печатных оригиналов и получении электронных копий документов, выполненных в формате PDF (Adobe Acrobat Reader);

2. покупка электронных копий книг, газет или журналов непосредственно в издательствах.

Сегодня стоимость доступа к полнотекстовым базам данных весьма высока.

В настоящее время к наиболее значимым коммерческим полнотекстовым проектам относятся следующие:

• Dialog (www.dialog.com);

• LexisNexis (www.lexis7nexis.com);

• ProQuest (www.proquest.com);

• Questel Orbit (www.questel.orbit.com);

• ScienceDirect (www.sciencedirect.com);

• EBSCO Information Services (www7ru.ebsco.com);

• Ovid (www.ovid.com);

• STN International (stnweb.fiz7karlsruhe.de);

• NetLibrary (www.netLibrary.com);

• Научная Электронная Библиотека (elibrary.ru);

• Интегрум$Техно (www.integrum.ru или www.integrum.com);

• Публичная библиотека (www.public.ru).


 

Практические задания

По результатам выполнения практических заданий Вы должны создать отчетный файл в редакторе MS Word. Содержания отчета приведено в каждом задании.

Задание 1.

1.1. На сайтах основных поисковых систем (Yandex, Rambler, Bing, Google, Yahoo, DuckDuckGo) ознакомиться с правилами их применения, а именно выяснить какие особенности поиска есть у каждой системы. Ответ оформить в виде таблицы 2 и занести ее в файл отчета.

Таблица 2

№ п/п Название поисковой системы Особенности
     

 

1.2. Создать любой поисковый запрос одинаковый для всех поисковых систем. Результаты поиска (количество ссылок) поместить в таблице 3 и занести ее в файл отчета.

Таблица 3

Запрос (фраза)  
Yandex  
Google  
Yahoo  
DuckDuckGo  

 

1.3. По результатам поиска создать уточняющие поисковые запросы (с учетом правил работы в конкретной поисковой системе), чтобы уменьшить количество нерелевантных ссылок. Уточняющие запросы создавать до тех пор, пока количество ссылок не будет превышать 100. Результаты уточняющего поиска (количество ссылок) поместить в таблице аналогичной таблице 3. Таблицу занесите в отчет.

1.5. Проанализировать 30 первых найденных ссылок. В скобках в предыдущей таблице указать, сколько (на ваш взгляд) имеется релевантных ссылок.

1.6. Сделать вывод о качестве поиска каждой поисковой системой и поставить оценку каждой поисковой системе по пятибальной шкале. Выводы занести в отчет в свободной форме.

 

Задание 2.

2.1. Используя язык запросов, найти следующую информацию и описать каким образом вы ее нашли. На каждую фразу написать несколько запросов. В отчете внести запросы и скриншоты результатов на первой странице. Поисковую систему выбрать самостоятельно.

· автономный автомат (теоретические основы информатики);

· авторская теория Шаталова;

· информация о консульствах США в России;

· корпоративная компьютерная сеть банк, но не рефератов;

· архитектура, но не здания;

· информационных сетей (только в этой форме).

 

2.2. Найти информацию по запросу. В отчете внести запросы и скриншоты результатов на первой странице. Поисковую систему выбрать самостоятельно.

· меценат | спонсор | благодетель |

· корпоративная компьютерная сеть

· тенденции развития информатики в Екатеринбурге

· компьютерная /3 система

· компьютерные /+2 сети

Задание 3.

3.1. Определить количество библиотек Свердловской области, имеющих сайт с доступом к электронному каталогу 15 шт. Отчет оформить в виде таблицы 4.

Таблица 4

№ п/п Название библиотеки Юридический адрес Электронный адрес
       

3.2. Привести адреса самых крупных библиотек в г. Екатеринбурге. Отчет оформить в виде таблицы 4.

Задание 4.

4.1. На главной странице сайта Российской национальной библиотеки https://www.nlr.ru/ найти ссылку на электронные каталоги. Выберите Генеральный каталог.

4.2. В появившемся окне с формой для ввода информации введите в поле разделитель Пушкин. Найденные ссылки содержат заданный разделитель и ближайшие записи.

4.3. В полученном списке найденных разделителей выберите любой. Ознакомьтесь с тем, какую информацию получает пользователь системы, выходя на эту ссылку.

4.4. Самостоятельно задайте поиск какого-нибудь автора и какой-нибудь книги.

В отчет поместите информацию о поиске каталожных карточек - листовое карточное библиографическое издание, предназначенное для карточных каталогов общественных и частных библиотек.

Задание 5.

5.1. На странице Электронные каталоги найдите ссылку Электронные копии документов из фондов РНБ.

5.2. Перейдите по гиперссылке Коллекция открыток с видами Петербурга - Петрограда – Ленинграда (1900-1941).

5.3. Рассмотрите, каким образом представлена перед пользователем информация.

5.4. В отчете представьте все открытки по одной из выбранных тематик:

· Вокзалы;

· Исаакиевский собор;

· Казанский собор;

· Набережные и мосты;

· Невский проспект;

· Памятники Екатерины;

· Памятники Петру 1;

· Ростральные колонны;

· Стрелка Васильевского острова;

· Эрмитаж.

Задание 6.

6.1. Выберите ссылку Электронные копии документов из фондов. Найдите информацию об авторефератах диссертации.

6.2. Задайте в ключевых словах:

· информационные технологии;

· информационные ресурсы;

· мультимедиа.

6.3. Отчет оформить в виде таблицы 5.

Таблица 5

№ п/п Ф.И.О. автора Тема Город Год Ключевые слова
           

 

Задание 7.

7.1. Самостоятельно ознакомиться с сайтом Свердловской областной библиотеки Белинского (ответы внесите в отчет):

· история;

· электронные ресурсы, доступные из библиотеки;

· правила пользования ресурсами библиотеки.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности поисковых систем?

2. Что такое расширенный поиск?

3. Какие поисковые системы используют расширенный поиск, а какие нет?

4. Какие символы языка запросов вы знаете?

5. Каковы правила оформления простого, сложного запроса?

6. Какие библиотеки называются электронными?

7. В чем состоят особенности электронных библиотек?

8. Какие библиотеки Свердловской области имеют сайт с доступом к электронному каталогу?

9. Какова структура сайта Российской национальной библиотеки?

10. Какие ресурсы содержит Российская национальная библиотека?


 

Заключение

Рассмотрев основные технологии поиска информации в Интернет, представив в общих чертах поисковые инструменты, а также структуру поисковых запросов для наиболее популярных русскоязычных и англоязычных поисковых систем, можно сделать вывод, что единой оптимальной схемы поиска информации в Интернет не существует.

В зависимости от специфики нужной Вам информации, нужно использовать соответствующие поисковые инструменты и службы. А от того, как грамотно будут подобраны поисковые службы, зависит качество результатов поиска.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: