ОСНОВЫЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Оценка текущего состояния систем электронного бизнеса с точки зрения этапов развития.
5 этапов развития систем ЭБ,характерных для сектора B2C:
1) Появление электронного бизнеса характеризуется ажиотажным интересом к высокотехничным новшествам и завышенными ожиданиями потенциальных потребителей.
2) Резкий рост электронных торговых систем: при этом привлекаются крупные инвестиции и достигается пик покупательской активности.
3) Спад: появляются первые негативные отклики, вызванные несоответствием ожиданий качеству обслуживания, на которое основное влияние оказал низкий уровень инфраструктуры электронного бизнеса.
4) Построение инфраструктуры рынка: участники начинают прикладывать значительные усилия к созданию эффективных платёжных систем собственной логистической службы, либо к объединению с Offline'овым поставщиком, имеющим развитую транспортную и складскую системы.
5) Рост, подкреплённый реальной экономической базой. Появляются системы электронных денег и чеков, смарт-карты.
Задача.
Построить график и обозначить на нём этапы развития систем электронного бизнеса.
Годы | |||||||||
Объёмы сделок, млрд. $ |
Оценка состояния ЭБа в разрезе стран.
Оценить состояние рынка ЭБа по странам, объяснить произошедшие изменения.
Группы стран | Оборот рынка, млрд. дол. | Темп динамики, раз | Структура, % | ||
1999г. | 2004г. | 1999г. | 2004г. | ||
Северная Америка | ![]() | ![]() | ![]() | ||
Латинская Америка | ![]() | ![]() | ![]() | ||
Азия | 9,2 | ![]() | ![]() | ![]() | |
Европа | ![]() | ![]() | ![]() | ||
Другие страны | ![]() | ![]() | ![]() | ||
Общий объём | 145,2 | ![]() |
Вывод:
Структура рынка ЭБа изменилась.
В 1999г. рынок ЭБа был сосредоточен в странах Северной Америки (≈62%), на Европу приходилось порядка 22%, а доля стран Латинской Америки была минимальной (≈0,7%).
В 2004 г. ситуация изменилась, т.к. за счёт уменьшения доли стран Северной Америки (≈40%) выросла доля оборота в странах Европы (≈33%) и Азии (≈13%), доля других стран составила ≈12%.
Наибольшие темпы динамики наблюдаются в странах Латинской Америки и Азии, за счёт того, что ЭБ только развивается в этих странах. В странах Северной Америки просматривается небольшой темп роста, который ниже общего объёма, за счёт того, что рынок ЭБа здесь уже довольно развит.
=
(Q – объём продаж), Qit и Qit-1 – объем продаж i-го сектора модели в t-м и t-1 году.
=
(Доля каждой конкретной модели в общей сумме)
3) Оценка состояния ЭБа по моделям.
Такая оценка включает в себя анализ динамики объёмов продаж или доходов ЭБа в целом или по моделям, а также определение структуры продаж или доходов.
Для оценки динамики объёмов продаж необходимо рассчитать темпы изменения продаж по каждому сектору (модели) в целом:
(Q – объём продаж), Qit и Qit-1 – объем продаж i-го сектора модели в t-м и t-1 году.
Структура доходов ЭБа определяется по следующей формуле:
(Доля каждой конкретной модели в общей сумме)
Прогнозирование объёма продаж на 2хлетний период может осуществляться на основе среднегодовых темпов роста:
Qi n,Qi n-2 – объем продаж i-го сектора в n-ом году (последнем) и n-2 году
Определив можно рассчитать предполагаемый объём продаж по секторам на будущий период:
Задача
Сегмент | Объёмы продаж | Прогнозирование объёмов продаж | ||||||
![]() | ||||||||
B2C | 218,3 | 317,5 | 480,4 | 662,0 | 1000,0 | ![]() | 1440,0 | 2073,6 |
B2B | 99,0 | 189,0 | 316,2 | 442,0 | 1300,0 | ![]() | 2639,0 | 5357,2 |
B2G | - | 10,8 | 141,0 | 2130,0 | 2174,0 | ![]() | 8543,8 | 33577,1 |
Итого | 317,3 | 517,3 | 937,6 | 3234,0 | 4474,0 | 12622,8 | 41007,9 |
Динамика объёмов продаж:
Сегмент | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
B2C | ![]() | 151,3 | 137,8 | 151,1 |
B2B | 190,9 | 167,3 | 139,8 | 294,1 |
B2G | - | 1305,5 | 1510,6 | 102,1 |
Итого | 163,0 | 181,2 | 344,9 | 138,3 |
Структура доходов:
Сегмент | |||||
B2C | 68,8 | 61,4 | 51,2 | 20,5 | 22,3 |
B2B | 31,2 | 36,5 | 33,7 | 13,6 | 29,1 |
B2G | - | 2,1 | 15,1 | 65,9 | 48,6 |