Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.
Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.
Протокол занятия
Испытуемый__________________________________ Дата____
Экспериментатор______________________________ Время опыта____
Номер | Предъявленные | Ответ | Кол-во правильно |
предъявления | стимулы | испытуемого | воспроизведенных букв |
Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.
Набор 1.
РОПМЬУЛД | ЭВОЕРАПВ | ||
ЛАЕПГЗИЯ | ОТАСЯМТЛ | ||
ЛЧЮБВУИТ | ДЮЯИДРНМ | ||
ЫВБСБЛОМ | ХОВАСТРО | ||
ЭЕБЯКНОБ | РВЕЖАЛИМ |
АРОПЦДАТ | ЦЗУБКОПА | ||
ЦУПМСТВО | БИБПЛПЬИ | ||
БОАДЫКРС | БМББСМПР | ||
ДБАВЕЗЖН | ПАОАОМПЕ | ||
ЭЦХАВЦОЛ | ОРАШЦУЗЖ |
Набор 2.
1. | Я иду домой | 11. | Давай пойдем гулять |
2. | Передайте мне чай | 12. | Спят усталые игрушки |
Солнце уже высоко | Старушка присела отдохнуть | ||
Море сегодня холодное | Сегодня очень холодно | ||
Позвони мне, пожалуйста | Птичка вьет гнездо | ||
6. | Пора учить уроки | Мне все надоело | |
Собака поджала лапу | Подари мне луну | ||
8. | Пора ложиться спать | Мальчик рисует ракету | |
Очень интересная книга | Ты записался добровольцем? | ||
10. | Не хочу учиться | 20. | Девочке очень весело |
Обработка и анализ результатов.
|
1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.
По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.
Узнавание фигур.
Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.
Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.
Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).
|
Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».
Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
где «М» - число правильно узнанных фигур,
«N» - число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
4. Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):
Инструкция. В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты. Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».
Тестовый материал.:
бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтодж ебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукен дшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэ ипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэпри лаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщ нруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
|
Обработка результатов. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Ключ. Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.
Интерпретация. 1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи. 2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту. 3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.