G Теория и технология организации детского праздника




Когда Сергею Образцову журналисты задали вопрос: «Как Вы готовите спектакль для детей?» – он ответил: «Сначала я отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль (определение адреса и возраста), потом отвечаю на вопрос, как надо делать спектакль (определение методики)».

Именно этот алгоритм должен составлять основу написания сценария – литературного описания событий в их художественно-образном видении. Можно выделить композиции, которые требуют сценарных разработок:

- художественно-документальные (этапы Великой отечественной войны);

- литературно-музыкальные (творчество поэтов, писателей, музыкантов, художников);

- интеллектуально-познавательные (углубление знаний по какому-либо предмету);

- театрализованные (Новый год, 1 сентября);

- игровые (любой тип программ с использованием соревновательного момента).

Для композиции очень важно выбрать в рамках большой макротемы (общая направленность мероприятия) свою конкретную микротему. Так, например, макротема «День Победы» может быть представлена большим количеством микротем: поэты, погибшие в годы Великой Отечественной войны; юные герои; женщины в тылу и на войне; солдатские письма и др. После выбора микротемы определяются название (например, для первой микротемы может быть использовано название «Строка, оборванная пулей») и возраст детей, для которых готовится композиция. Затем ставится цель, ориентирующая на конечный результат, например, познакомить с биографией погибших поэтов и их лирическими произведениями. Под выбранную микротему и цель подбирается соответствующий материал.

Собранный материал помогает выстраивать сюжетную канву. Сюжет, т.е. совокупность действий, событий, которые развиваются в ходе повествования, составляет содержание того или иного мероприятия. Композицию же, т.е. последовательность функций, диктуемых имеющимся материалом, можно отнести к области формы. Единая композиционная схема, диктуемая сюжетом, реализуется в различных формах, она лежит в основе сюжетов и представляет собой скелет, каркас мероприятия.

Множество сюжетов имеют приблизительно одну и ту же композицию. Можно сказать, сюжет – величина переменная, а композиция – величина стабильная.

Структуру композиции определяет функция, под которой понимается поступок действующего лица или событие, определяемые с точки зрения их значений для хода действия. Наиболее четко разработаны функции в русских народных сказках, и не случайно при написании сценариев для детей многие организаторы берут за основу сказочные сюжеты, ведь по форме сказка представляет собой идеальное произведение – она пластична, подвижна, динамична, рельефна.

По содержанию сказка не только забавляет и развлекает, она воспитывает чувство справедливости и любовь к добру, она приучает к смелости мысли и дерзости воображения, она заставляет думать, действовать.

Сказочные функции-поступки распадаются на пары:

а) трудная задача влечет за собой ее разрешение;

б) бой ведет к победе;

в) погоня предполагает спасение.

Парные функции выполняются разными лицами, но динамизм один – действия проходят последовательно во времени, выстраиваясь одно за другим. Джанни Родари, обучая детей и взрослых сочинению сказок, свел количество элементов (для упрощения процесса сочинений) к двадцати:

1. Предписание или запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство или недостаток. 4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9. Сверхъестественные свойства противника. 10. Борьба. 11. Победа. 12. Возвращение. 13. Прибытие домой. 14. Ложный герой. 15. Трудные испытания. 16. Беда ликвидируется. 17. Узнавание. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание. 20. Свадьба.

Очень важно изначально сформулировать замысел сценария. За основу можно взять уже известную сказку с заданным количеством героев, но наделять их обратными качествами (Золушка – капризная, ничего не делающая и болтливая. Мачеха – добрая, заботливая, внимательная. Сестры увлекаются домашним хозяйством, и бал их совсем не интересует. Король ведет на новогодний бал от каждого семейства хотя бы по одному представителю, и мачеха провожает на бал Золушку, и т.д.).

Либо за основу берется сказка, герои которой живут в наше время. (Внучка вырастила на пришкольном участке репку, одноклассники отказываются ей помочь и т.д.).

Рассмотрим драматургическую канву сценария.

В сценарии принято выделять следующие структурные единицы: исходное событие, завязочное событие, событие l эпизода, событие ll эпизода… поворотное событие, кульминационное событие, финальное событие. Проследим, к примеру, как развиваются события в русской сказке «Колобок».

Исходное событие. Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: «Спеки мне, старая, колобок».

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- По амбару помети, по сусечкам поскреби – вот и наберется.

Завязочное событие. Старушка так и сделала. Намела, наскребла, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно. Надоело колобку лежать, он покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к двери, с крыльца на двор за ворота и покатился дальше…

l эпизод. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц…

ll эпизод. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк…

lll эпизод. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет…

lV эпизод. Катится колобок, а навстречу ему лиса… (поворотное событие).

V эпизод (кульминационное событие). – Славная песенка, да то беда, голубчик, что стара я стала – плохо слышу, сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Финальное событие. Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел… А лиса его – гам! – и съела.

Исходное событие и завязка называются экспозицией, развязка – финалом, а разделенный на эпизоды сценарий представляет композицию. Первые два компонента сценария всегда неизменны, композиция же, в зависимости от имеющегося материала, может быть разной. В ней могут присутствовать 3, 4, 5 эпизодов, а поворотное событие, когда появляются новые герои или ситуации, видоизменяющие русло сценария, произойдет после первого эпизода либо в середине – это зависит от логики сюжета. Данная структура характерна для любого художественного произведения.

В драматургическую канву сценария для детей целесообразно включать разнообразные приемы активизации аудитории: речевки, загадки с хоровыми ответами, физминутки, песни, танцы сидя и др.

основные пожелания к разработке детского сценария:

- количество эпизодов основной части может колебаться от 2 до 5, но не более, чтобы основное действие воспринималось как единое целое;

- не следует дробить сценарий на мелкие эпизоды, это затрудняет восприятие и нарушает целостность действия;

- внутренняя структура эпизода делится на те же части, что и весь сценарий (завязка, развитие действия, кульминация, развязка);

- продолжительность действия на сцене не должна превышать 40-45 мин.;

- не следует вводить очень много героев из различных сказок, лучше более выпукло и глубоко проработать характерологические особенности немногих действующих лиц, чтобы каждый герой имел «свой» неповторимый характер;

- В клубной драматургии для детей вместо копирования хорошо известных сказок лучше провести поиск собственного варианта конфликта, вскрывающего реальную педагогическую ситуацию;

- не перегружать сценарий шумовыми и музыкальными эффектами;

- избегать использования одних и тех же героев.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: