Методика экспертизы образовательной среды (автор В.А. Ясвин)
Пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность.
Параметры оцениваются по схеме, приведенной ниже. Затем по каждому блоку баллы суммируются (сумма не может превышать 10 баллов), и записываются в строку «Итоговый балл». Затем, используя значения коэффициентов модальности, определяется соответствующий коэффициент для каждого параметра.
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Широта – качественно-содержательная характеристика, показывающая какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.
Итоговый балл | |||
Коэффициент модальности | |||
1. Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте) | |||
1.1 | Практически не проводятся | ||
1.2 | Проводятся, но не для всех учащихся | 0,2 | |
1.3 | Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0,5 | |
1.4 | Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0,7 | |
1.5 | Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
2. Путешествия | |||
2.1 | Практически не бывает | ||
2.2 | Не для всех учащихся | 0,2 | |
2.3 | Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0,5 | |
2.4 | Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0,7 | |
2.5 | Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
3. Обмен педагогами | |||
3.1 | Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится | ||
3.2 | Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер | 0,1 | |
3.3 | Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях | 0,3 | |
3.4 | Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) | 0,7 | |
3.5 | Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
4. Обмен учащимися | |||
4.1 | Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится | ||
4.2 | Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер | 0,1 | |
4.3 | Производится систематический прием школьников из других учебных заведений | 0,3 | |
4.4 | Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) | 0,7 | |
4.5 | Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
5. Широта материальной базы | |||
5.1 | Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные | ||
5.2 | Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает | 0,3 | |
5.3 | Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений | 0,8 | |
5.4 | Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.). | ||
5.5 | Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (Интернет) | 1,25 | |
5.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла) | ||
6. Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.) | |||
6.1 | Практически не бывает | ||
6.2 | Не для всех учащихся | 0,2 | |
6.3 | Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения | 0,5 | |
6.4 | Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения | 0,7 | |
6.5 | Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
6.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла) | ||
7. Гости | |||
7.1 | Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко | ||
7.2 | Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами | + 0,1 | |
7.3 | Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) | +0,2 | |
7.4 | Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. | +0,4 | |
7.5 | Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей | +0,55 | |
7.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
8. Возможности выбора образовательных микросред | |||
8.1 | Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей | ||
8.2 | Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам | 0,1 | |
8.3 | Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам | 0,2 | |
8.4 | Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников) | +0,4 | |
8.5 | Учащиеся имеют возможности выбора учителей | +0,55 | |
8.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||