Часть 1. БЛОК-СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА СТАТЕЙ
М. Хайдеггер «ОТРЕШЕННОСТЬ».
Блок-схема представляет собой первый этап письменного анализа статей в виде краткого освещения наиболее значимых авторских идей схематично отражающей концепцию работы.
Автор выделяет два вида мышления, причем по его мнению существование каждого из них оправдано и необходимо для определенных целей: вычисляющее исчисление и осмысляющее раздумье |
Этим занимается философия. Но успешно может идти по пути изучения мира посредством прислушивания к нему лишь новая философия, которая не должна быть связана ни с прежней “научной философией”, ни с наукой. В развитии последней Хайдеггер видит тревожный симптом разрастания в ней значения исчисляющего мышления и угасания осмысливающего мышления. Выделение в работе “Отрешенность” (1959) этих двух типов мышления и их анализ составляют основу теории познания общественных явлений М. Хайдеггера. По его мнению, вычисляющее или рассчитывающее мышление планирует и исследует, оно калькулирует возможности, не анализируя последствия их реализации. Этот тип мышления эмпиричен и неспособен “подумать о смысле, царящем во всем, что есть”. Что касается осмысливающего мышления, то оно в своих крайностях отрывается от действительности. Но при наличии и специальной подготовки, и упражнений осмысливающее мышление в состоянии избежать этой крайности и достичь истины бытия. Это, по Хайдеггеру, возможно посредством феноменологии, выступающей в качестве “знания толкования”, или герменевтики.
Часть 2. ТАБЛИЦЫ-ВОПРОСНИКИ
К РАЗДЕЛУ «АНАЛИЗ СТАТЕЙ»
Заполнение таблицы (в правом столбце) представляет собойпредставляет собой второй этап письменного анализа статей. Это «нарезка» смысловых частей текста статьи соответственно ключевым формулировкам в левом столбце. Задача: расширить, «распаковать», конкретизировать смысл ключевых формулировок, можно добавлять свои размышления (но обязательно в формат таблицы).
|
1. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге. М.: 1991 | ||
| Не надо дурачить себя. Все мы, включая и тех, кто думает по долгу службы, достаточно часто бедны мыслью, мы слишком легко становимся бездумными. С данными мыслями автора я полностью согласна. Бездумность — зловещий гость, которого встретишь повсюду в сегодняшнем мире, поскольку сегодня познание всего и вся доступно так быстро и дешево, что в следующее мгновение, полученное так же поспешно, и забывается. Таким образом, одно собрание сменяется другим. Памятные празднества становятся все беднее и беднее мыслью, так что теперь памятные собрания и бездумность уже неразлучны | |
| Это рассчитывание является отличительной чертой мышления, которое планирует и исследует. Такое мышление будет калькуляцией даже тогда, когда оно не оперирует цифрами и не пользуется калькулятором или компьютером. Рассчитывающее мышление калькулирует. Оно беспрерывно калькулирует новые, все более многообещающие и выгодные возможности. Вычисляющее мышление “загоняет” одну возможность за другой. Оно не может успокоиться и одуматься, прийти в себя. Вычисляющее мышление — это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть. | |
| Сейчас под угрозой находится сама укорененность сегодняшнего человека. Более того: потеря корней не вызвана лишь внешними обстоятельствами и судьбой, она не происходит лишь от небрежности и поверхностности образа жизни человека. Утрата укорененности исходит из самого духа века, в котором мы рождены. | |
| Страшно на самом деле не то, что мир становится полностью технизированным. Гораздо более жутким является то, что человек не подготовлен к этому изменению мира, что мы еще не способны встретить осмысляющее, мысля то, что в сущности лишь начинается в этом веке атома. Полагаю, данное суждение автора актуально и в наше время. | |
| Это отношение позволяет увидеть вещи не только технически, оно даст нам прозреть то, что производство и использование машин требует от нас другого отношения к вещам, которое не бес-смысленно. Например, мы поймем, что земледелие и сельское хозяйство превратились в механизированную пищевую промышленность, что и здесь, как и в других областях происходит глубочайшее изменение в отношении человека к природе и к миру перед ним. Но смысл того, что правит этим изменением, по-прежнему темен. | |
| В каком смысле верно это утверждение? А в том, что подкатывающая техническая революция атомного века сможет захватить, околдовать, ослепить и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется единственным действительным и практикуемым способом мышления. | |
| Но если мы скажем так одновременно “да” и “нет” техническим приспособлениям, то разве не станет наше отношение к миру техники двусмысленным и неопределенным? Напротив. Наше отношение к миру техники будет чудесно простым и спокойным. Мы впустим технические приспособления в нашу повседневную жизнь и в то же время оставим их снаружи, т. е. оставим их как вещи, которые не абсолютны, но зависят от чего-то высшего. Я бы назвал это отношение одновременно “да” и “нет” миру техники старым словом — “отрешенность от вещей. | |
|
|
2. Бодрийяр Ж. Ксерокс и бесконечность// Прозрачность зла <https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_01.php>C.75-88 | |
| Если люди мечтают об оригинальных и «гениальных» машинах, то это потому, что они разочаровались в своей самобытности или же предпочитают от нее отказаться и пользоваться машинами, которые встают между ними. |
| Ибо то, что предлагают машины, есть манифестация мысли, и люди, управляя ими, отдаются этой манифестации больше, чем самой мысли. |
| Человек Виртуальный, неподвижно сидящий перед вычислительной машиной, занимается любовью посредством экрана и приучается слушать лекции по телевизору. Он начинает страдать от дефектов двигательной системы, несомненно связанных с мозговой деятельностью. Полностью согласна с данным утверждением автора. |
| Машины не обладают теми смешными излишествами, тем избытком жизни, который у людей является источником наслаждения или страдания, благодаря которому люди способны выйти из очерченных рамок и приблизиться к цели. Машина же, к своему несчастью, некогда не превзойдет свою собственную операцию, и, не исключено, что этим можно объяснить глубокую печаль компьютеров. |
| Поскольку ни удаленность, ни близость не проявляются телом по отношению к тому, что его окружает, и экран с изображениями, и интерактивный экран, и телематический экран ≈ все они расположены слишком близко и в то же время слишком удалены: они слишком близко, чтобы быть настоящими, ибо не обладают драматической напряженностью сцены, и слишком далеко, чтобы быть вымышленными, ибо не обладают свойствами, граничащими с искусственностью |
| Машина делает лишь то, чего от нее требует человек, но взамен человек выполняет то, на что запрограммирована машина. Он - оператор виртуального мира, и, хотя с виду его действия состоят в приеме информации и связи, на самом деле он пытается изучать виртуальную среду программы подобно тому, как игрок стремится постичь виртуальный мир игры. |
| Можно предположить, что фантастический успех искусственного разума вызван тем, что этот разум освобождает нас от разума природного; гипертрофируя операционный процесс мышления, искусственный разум освобождает нас от двусмысленности мысли и от неразрешимой загадки ее отношений с миром. |
3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3: | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
4. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма // Вопросы философии. 1999. №10: | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
5.Сухачёв В. Ю.Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой<https://www.anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html> | |
| |
2. Я как вопрошание, как подвергнутое сомнению и допросу; | |
3. «собранность Я из фрагментов», существование «Я в зеркалах», «Я, играющего по чужим сценариям»; | |
| |
5. «осознание как свидетельствование», самопознание как «основа познания только в опыте существования, связь с этим произнесение «Я мыслю, следовательно, существую», и с тем, что «когда я говорю, я осознаю себя»; | |
| |
7. «отказ от знания вещей открывает пространство для знания Я» как пространство самопознания. |
6. Мамардашвили М.К. Идея преемственности и философская традиция // В кн.: Как я понимаю философию. – М.190. С.91-99 | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
7. Козлова М.С. Был ли Л.Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманию природы философии)<https://iph.ras.ru/page50370753.htm> | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
8.Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга Слова и вещи//В кн.: Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук <https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000550/index.shtml> | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
9.Хайдеггер М. Вещь <https://philosophy.ru/library/heideg/th.html> | |
1. существо близости, близость как устранение дали, близость как выражение не через предметность вещи, а через выявление ее сущности; | |
2. вещественность вещи как «вещи в себе», «вещи как вещи»: как не созданная изготовлением, как высвобожденная изготовлением; | |
3. пустота как вмещающее в емкости, как приемлющая емкость; | |
4. Принудительность научного знания как недопущениесуществования вещи самой по себе в качестве определяющей действительности, как уничтожение вещи и как забвение вещественности вещи; | |
5. неявленность вещи как вещи: пустота в физическом смысле как не-пустота вещи, как впускающая пустота, как приемлющая емкость, как двоякость пустоты; | |
6. веществование вещи как собирание, подношение (существо) полной чаши (вещи) как многосложное простоесобирание; | |
7. при-ближение как само веществование вещи, как отражение осуществляюще-высвечивающей зеркальности мира, как «мирение», в еществование как при-ближение мира; |
Фуко М. Герменевтика субъекта<https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000553/> | |
1. забота о себе (концепция epimeleia/curasui) в античной философии; забота о самом себе как эгоизм или уход в себя акцент картезианства вновь самопознании как основного пути постижения истины. | |
2. духовность как философский поиск; познание как единственный способ постижения истины; забота о себе как практика в общественно-политическом контексте; | |
3. формы самореализации субъекта: виды деятельности, внешне напоминающие заботу о себе; основные линии эволюции понятия заботы: диететика, экономика и эротика; | |
4. забота о себе как божественное самопознание, движение к божественному самопознанию через тройное отношение «заботы о себе» в политической, педагогической и эротической деятельности; | |
5. забота о себе как врачевание души: исправление, освобождение знания; самореализация как акт врачевания, как терапевтическое средство; | |
6. необходимость другого в процессе самореализации: типы мастерства и умения, невежество и память как игра; глупость (Stultitia) как иной полюс самореализации; | |
7. забота о себе как спасение: значения понятия «спасение», спасение как приятие самого себя; постижение истины как забота о себе: необходимость трансформаций и модификаций, которые делают человека способным к восприятию истины. |