Видящий – это Пуруша, обладающий рефлексивным знанием Буддхи (разума). Видимое – все свойства, взращенные в озаряющей сущности разума. И так это видимое, действующее, словно магнит, благодаря одной лишь своей близости, становится в силу свойства быть видимым принадлежностью Пуруши, господина, сущность которого-видение. Оно, это видимое, обретает свойство быть объектом опыта, поскольку оно как бы наделяется внутренней сущностью другого. И хотя по своей природе оно независимо, то есть лишь самозависимо, выступает оно как зависимое от другого, поскольку служит его цели.
Безначальная во времени и обусловленная упомянутым целеполаганием связь этих двух – способности видеть и способности быть инструментом видения и есть причина того, что должно быть устранено, т.е. причина страдания, - таков смысл приводимого автором объяснения. Как сказано в этой связи, "безусловное избавление от страдания возможно только в результате устранения причины такого соединения".
- Почему?
- В силу знания противоядия, с помощью которого можно избавиться от причины страдания. Так, свойство быть уколотой принадлежит стопе, способность уколоть – колючке, избавление от укола – в том, чтобы не наступать ногой на колючку или наступать на нее ногой защищенной обувью. Кто в обыденной жизни знает эту тройную связь, тот обеспечивает себе защиту и не страдает от уколов.
- Отчего?
- В силу способности понимать эти три стороны ситуации. Так же в данном случае: именно саттва (чистота) испытывает боль от страдания, причиняемого раджасом?
- Потому что она выступает пассивным объектом по отношению к действию, причиняющему страдание. Причинение страдания есть воздействие на саттву как на объект действия; оно не распространяется на не подверженного изменению, бездеятельного "знатока поля", ввиду того что объекты "показываются" ему. Но когда саттва испытывает боль, то Пуруша –
наблюдатель, соотносящийся с ее формой существования, также предстает как бы испытывающим эту отраженную боль.
Далее говорится о собственной форме видимого: видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, он по своей сути – "великие элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
Саттва обладает природой ясности света.
Раджас-деятельности. - ГУНЫ
Тамас-инерции (покоя).
Эти гуны, как отдельные сущности подвержены взаимному воздействию, они непрерывно изменяются и характеризуются соединением и разъединением, они обретают формы проявления благодаря опоре друг на друга и имеют различные потенции, которые не смешиваются между собой, даже когда находятся в отношении господства и подчинения, они выступают следствием различия потенций, принадлежащих к одному и тому же или к разным классам. Они полностью обнаруживают свое присутствие в тех случаях, когда им принадлежит главная роль; даже при их подчиненном положении реальность других гун может быть логически выведена на основании их деятельности, включенной в действие доминирующей гуны; их функция состоит в том, чтобы быть использованным для осуществления цели Пуруши, они выполняют вспомогательную роль в силу одного лишь факта нахождения рядом, подобно тому как это происходит в случае с магнитом; они функционируют без какой-либо внешней причины, следуя развертыванию одной из гун, в совокупности они обозначаются словом "прадхана" (т.е. первопричина). Она-то и получает название "видимое".
Итак, это видимое по своей сути "великие элементы" и органы чувств. Как "великие элементы" – земля и прочее, - оно развивается в тонких и грубых формах. Как органы чувств – слух и прочее, - но тоже развивается в тонких и грубых формах.
Это видимое никогда не существует без применения; напротив, он развертывается целенаправленно, а именно служит цели наслаждения и освобождения Пуруши.
Здесь наслаждение, то есть опыт, есть установление собственной природы желаемых и нежелаемых качеств вне разделения Пуруши и саттвы.
Освобождение – установление истинной природы наслаждающегося, то есть Пуруши. Помимо этих двух определений нет иного знания. Так в этой связи было сказано: "Поистине, тот не подозревает, что есть иное знание, кто в трех гунах как деятелях и в Пуруше как не-деятеле, но таком, который того же и одновременно не того же рода, видит все возникшие формы существования представленными кому-то четвертому – наблюдателю их деятельности".
- Никаким образом эти два – опыт и освобождение, созданные разумом (буддхи) и связанные именно с разумом, приписываются Пуруше?
- Подобно тому как победа или поражение, достигаемые лишь благодаря воинам, приписываются их господину, ибо именно он есть тот, кто вкушает их плод, так и привязанность к круговороту бытия и освобождение от него, сопряжение только с разумом, приписываются Пуруше. Именно он и есть тот, кто наслаждается их плодом.
Сам разум пребывает в оковах, пока не осуществлена цель рассуждать, отрицание, знание истинной сущности жажда жизни, развертывающиеся в сознании, приписываются Пуруше. Именно он и есть тот, кто наслаждается их плодом.
Следующая сутра имеет целью определение различий во внутренней форме "видимого", т.е. гун.