ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
/. Подготовительный этап работы | |||
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 6-8 | |
Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1-2 | |
Гласные и согласные звуки | Знакомство с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1-2 | |
//. Основной этап работы | |||
Дифференциация гласных I—II ряда | Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме | 1-2 | |
Дифференциация гласных А — Я | Знакомство с гласной Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Я. Дифференциация гласных А — Я в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | ||
Дифференциация гласных У — Ю | Знакомство с гласной Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация гласных У — Ю в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте |
Перспективное планирование занятий
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
Дифференциация гласных 0 — Ё | Знакомство с гласной Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Ё. Дифференциация гласных 0 — Ё в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | ||
Дифференциация гласных Ы— И | Знакомство с гласной И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной И. Дифференциация гласных Ы— И в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | ||
Дифференциация гласных Э — Е | Знакомство с гласной Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Е. Дифференциация гласных Э — Е в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | ||
Мягкий знак | Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения | ||
Звонкие и глухие согласные | Знакомство со звонкими и глухими согласными. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | ||
12I | Звуки Б — Б', П — П' | Знакомство со звуками Б — Б', П — П’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и |
Перспективное планирование занятий 11
|
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
«опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||
Звуки В – В’, Ф -Ф' | Знакомство со звуками В — В', Ф — Ф’ Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки Г – Г’, К -К', X - X' | Знакомство со звуками Г — Г’, К — К'. Дифференциация звуков Г — Г’, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | ||
1Ь | Звуки Д-Д', Т –Т’ | Знакомство со звуками Д — Д', Т — Т’. Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т" изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |
Звуки 3 — 3', С — С’ | Знакомство со звуками 3 — 3', С — С\ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опора- |
|
Перспективное планирование занятий
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | ||
ми» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||||
Звуки Ж - Ш | Знакомство со звуками Ж — Ш. Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | ||||
Лабиализованые гласные. Звуки 0 ~ У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и кооординации движений | 1-2 | |||
Лабиализованые гласные. Буквы Ё — Ю | Знакомство с буквами Ё — Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза | 1-2 | |||
Дифференциация соноров. Звуки Р — Р' - Л - Л' | Знакомство со звуками Р — Р’, Л — Л'. Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 3-4 |
Перспективное планирование занятий
|
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | |
Звуки Л - Л' - Й | Знакомство со звуками Й, Л — Л'. Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 3-4 | ||
Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме | 2-3 | ||
Звуки С - С, Ш | Знакомство со звуками С — С, Ш. Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||
Звуки 3 - 3', Ж | Знакомство со звуками 3 — 3', Ж. Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||
Звуки С — С, Ц | Знакомство со звуками С — С, Ц. Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» |
1 А Перспективное планирование занятий
Перспективное планирование занятий I '>
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||
Звуки С — Ц (на усмотрение логопеда) | Знакомство со звуками 1 С— Ц. Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | ||
Звуки Ч-Щ | Знакомство со звуками Ч — Щ. Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза | ||
Звуки Ч —ТЬ | Знакомство со звуками ТЬ — Ч. Дифференциация звуков Ч — ТЬ в | ||
слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | ». | ||
Звуки Ч-Ш | Знакомство со звуками Ч — Ш. Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок | ||
Звуки Ч — Ц (на усмотрение логопеда) | Знакомство со звуками Ч — Ц. Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в | ||
тексте |
№ | Тема занятий | Содержание работы | Часы |
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | |||
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста | |||
проводится на основном этапе работы во время дифференциации | |||
оппозиционных пар звуков | |||
///. Заключительный этап | |||
Развитие связной | В коррекционной работе используют- | 6- | |
речи | ся различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ
Символ | Обозначение |
Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука | |
Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, гласного и в начале слова (зеленый + красный) | |
Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука | |
% | Зеленый звонок — символ для обозначения звонкого мягкого согласного; на письме зеленый, не закрашенный кружок |
² | Зеленые наушники — символ для обозначения глухого мягкого согласного; на письме — зеленый закрашенный кружок |
Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного | |
% | Звонок синего цвета — символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий не закрашенный кружок |
² | Наушники синего цвета — символ для обозначения глухого твердого согласного; на письме синий закрашенный кружок |