Диаграмма 1
Если строго считать за единицу статистики не упоминание, а публикацию (сколько бы разных БКИ в ней не присутствовало), то соотношение информационных потоков сообщений о «конкретных» и «обезличенных» бюро для Интернет СМИ и теле-радио эфира будет равным приблизительно 50/50. В информагентствах, где, как правило, особое внимание уделяется конкретным информационным поводам, доля сообщений с упоминанием названий БКИ больше, а в прессе – наоборот, чаще пишут о «кредитных бюро» в целом.
Помимо НБКИ, довольно часто упоминаются названия еще шести бюро (диаграмма 2):
- БКИ «Экспириан-Интерфакс»
- БКИ Инфокредит
- БКИ Global Payment Credit Servise
- Кредитное бюро «Русский стандарт»
- Объединенное бюро кредитных историй
- Национальное кредитное бюро
Достаточно часто встречающееся в прессе название «Центральный каталог кредитных историй» связано с именованием структурного подразделение ЦБ РФ.
Диаграмма 2
Всего отмечено около 380 упоминаний конкретных БКИ (около 330 упоминаний наиболее известных БКИ и около 50 – малоизвестных).
Наибольшее количество упоминаний приходится на март и апрель 2006 года (примерно по 70-80 упоминаний; за январь-февраль – примерно по 45, диаграмма 3). Связано это с фактическим началом работы многих кредитных бюро именно в этот период. В марте-апреле большинство бюро были зарегистрированы в ФСФР.
Также СМИ отмечали заключение договоров между кредитными бюро и банками, компаниями сотовой связи, другими организациями. Особенное внимание привлек договор между Национальным бюро кредитных историй и Сбербанком об обмене информацией. Это наиболее заметное событие, вызвавшее наибольшее внимание СМИ, в истории кредитных бюро на сегодня.
В мае отмечено резкое снижение количества упоминаний – до 30, по всей видимости, это связано с тем, что поток информационных поводов, интересных для СМИ, закончился, и началась рутинная работа БКИ.
Диаграмма 3
Наибольшее количество упоминаний БКИ (как с названиями, так и без названий) приходится, что вполне естественно, либо на популярные массовые СМИ, либо на СМИ деловой направленности:
Название СМИ | Количество упоминаний БКИ |
Информационные агентства | |
РИА-НОВОСТИ | |
Агентство финансовой информации «М3-медиа» | |
РосБизнесКонсалтинг | |
Интерфакс | |
AK&M | |
Интернет-порталы | |
Банкир.Ру | |
Клерк.Ру | |
Банки.ру | |
Печатные издания | |
Коммерсантъ | |
Профиль | |
Банковское обозрение | |
Финанс. | |
Ведомости | |
Газета |
Среди печатных СМИ, помимо общеполитических или деловых изданий, выделяются группы специализированных финансовых и банковских изданий и группа изданий о недвижимости, в которых довольно часто упоминаются БКИ.
Специализированные издания (экономика, финансы, банки)[4] | Издания о недвижимости |
Банковское дело | Квартирный ряд |
Бизнес и банки | Квадратный метр |
Деньги и кредит | Building Life |
Прямые инВЕСТИции | Квартира.Дача.Офис |
Денежка (приложение к журналу Спрос) | Недвижимость и цены |
Секрет фирмы. Light. Личные деньги | Элитная недвижимость |
Консультант | |
Финансовая газета | |
Финансы и кредит | |
Инвестиции в России | |
Финансовый контроль | |
Экономическая и философская газета | |
Экономические стратегии |
События, вызвавшие наибольший интерес СМИ (выраженный в количестве упоминаний) – это:
· подписание договора об обмене информацией между Национальным бюро кредитных историй и Сберегательным банком РФ и
· заключение договоров об обмене информацией между БКИ и системой D-Telecom (в которой собираются сведения о неплатежеспособных клиентах сотовых операторов). С этой системой сотрудничают, помимо НБКИ (с 2005 года), кредитные бюро Experian-Interfax и Global Payments Credit Services.
Абсолютный лидер по количеству упоминаний на сегодня – это Национальное бюро кредитных историй. Общее количество упоминаний НБКИ более чем в два раза превышает ближайшего информационного конкурента – БКИ «Экспириан-Интерфакс».
НБКИ упоминается в связи с разными информационными поводами. Помимо традиционных (регистрация в ФСФР, заключение договоров с банками и другими структурами об обмене информацией), генеральный директор НБКИ Александр Викулин комментирует различные аспекты работы системы бюро кредитных историй в целом.
Генеральный директор НБКИ А. Викулин – единственное хорошо известное СМИ лицо в системе БКИ. С начала 2006 года он упоминается в СМИ 66 раз (ближайший информационный конкурент – генеральный директор кредитного бюро «Экспириан-Интерфакс» Николай Димченко – 16 раз). Помимо небольших комментариев различных аспектов работы НБКИ и бюро кредитных историй вообще, появилось 3 интервью А. Викулина в изданиях «Огонек» (10 апреля), «Комсомольская правда» (18 апреля) и «Коммерсантъ» (20 апреля).
Самостоятельный информационный образ сложился у кредитного бюро «Экспириан-Интерфакс» прежде всего в силу того, что это кредитное бюро не аффилировано ни с одним российским банком.
БКИ Global Payment Credit Servise, Инфокредит и «Русский стандарт» в основном упоминаются в привязке к «материнским» банкам. Причем, нередко название бюро не фигурирует, говорится лишь о том, что у банков-крупных игроков на кредитном рынке, есть собственные кредитные бюро.
Объединенное бюро кредитных историй попало в список наиболее упоминаемых за счет того, что было первым зарегистрировано в ФСФР. Это единственный информационный повод, в связи с которым упоминается это кредитное бюро. Национальное кредитное бюро упоминается в основном постольку, поскольку оно создано при участии Торгово-промышленной палаты.
Характерные упоминания наиболее известных названий кредитных бюро:
- «Крупнейшими в России являются Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), созданное при участии Ассоциации российских банков (АРБ) и международной корпорации Transunion CR1F; Национальное кредитное бюро, образованное Торгово-промышленной палатой, Госкомстатом и международным кредитным агентством Dun & Brad-street; «Экспириан-Интерфакс», учрежденное одним из крупнейших мировых кредитных бюро Experian совместно с группой «Интерфакс»«(Коммерсантъ, 20.1.2006).
- «Уже заявившие о себе бюро (Национальное бюро кредитных историй, Experian-Interfax и др.)» (Профиль, 30.1.2006)
- «…появилось и множество вполне рыночных структур, в том числе и самое масштабное Национальное бюро кредитных историй, созданное при Ассоциации российских банков (его акционерами стало около сотни банков, в том числе и крупных), а также Национальное кредитное бюро, Experian Interfax и т.д. - всего порядка сорока операторов» (ВusinеssWееk Россия, 6.2.2006).
- «…два лидера уже определились: это бюро, созданные при участии Сбербанка и Ассоциации российских банков. Кроме того, работает кредитное бюро Experian Interfax, созданное на паритетных началах информационной группой «Интерфакс» и компанией Experian. Это единственное кредитное бюро с участием иностранного капитала, которое не аффилировано ни с одним российским банком» (Бизнес, 20.1.2006).
- «Основными из них [БКИ] эксперты называют Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), созданное под эгидой Ассоциации российских банков, «Экспириан Интерфакс» и три аффилированных бюро, учрежденных крупнейшими игроками рынка розничного кредитования - «БКИ Инфокредит» (Сбербанк), «Кредитное бюро Русский Стандарт» и Global Payments Credit Services «Хоум Кредит Финанс Банк» (ХКФ Банк)» (Известия, 22.2.2006).
- «Помимо Национального бюро кредитных историй (НБКИ), созданного под эгидой Ассоциации российских банков и «Экспириан-Интерфакс» (им эксперты пророчат ведущую роль на этом рынке), банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, решили создать свои, «карманные», бюро. Так, Сбербанк учредил «БКИ Инфокредит», банк «Русский стандарт» - «Кредитное бюро Русский стандарт», а «Хоум Кредит Финанс Банк» - Global Payments Credit Services» (Комсомольская правда, 28.2.2006).
- «В стране зарегистрировано пока 13 бюро кредитных историй, крупнейшими из них являются Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и «Экспириан-Интерфакс». Свои бюро есть у ведущих игроков рынка потребительского кредитования - Сбербанка, банков «Русский стандарт» и «Хоум Кредит» (Время новостей, 4.4.2006).
Замеры выполнены по фондам ЗАО Публичная Библиотека
r ЗАО Публичная Библиотека – это передовые технологии поиска и анализа информации для профессионалов на одном из ведущих информационных ресурсов России
r Интернет-библиотека СМИ Public – это полные тексты публикаций более 2000 русскоязычных СМИ России и Зарубежья с 1990 года по настоящее время; оперативное пополнение фондов – 15 000 статей ежедневно; современные поисковые технологии для эффективной работы с большими информационными массивами
r Аналитический центр ЗАО Публичная Библиотека проводит исследования информационного поля, отражающие присутствие компании, ее партнеров и конкурентов в медиа-пространстве, и осуществляет мониторинг открытых источников в соответствии с индивидуальными потребностями заказчиков
[1] Исследование проводилось на основе материалов электронной библиотеки Public.ru за период с 1 января по 28 мая 2006 года.
[2] Число упоминаний может не совпадать с количеством сообщений СМИ, поскольку, в одном и том же материале может упоминаться несколько кредитных бюро.
[3] Учитывались сообщения теле и радиоканалов, информационных агентств, Интернет-порталов, а также публикации печатных СМИ (только московские издания).
[4] Опубликованные законы, постановления, официальные разъяснения правовых аспектов деятельности не учитывались.