Психология безопасности деятельности




Психология безопасности деятельности. Методы повышения безопасности.

Психология безопасности деятельности

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Необходимо учитывать еще и психологическую деятельность.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат организационно- психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления и других психических состояниях, снижающих надежность деятельности специалиста.Опыт свидетельствует, что от 60% до 90% травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов:

1) психические процессы,

2) свойства,

3) состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые процессы (ощущение, восприятие, память и др.)

Психические свойства (качества личности) – это существенные особенности личности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент времени и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психологических процессов.

Исходя из задач психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие особое значение в организации профилактики аварийности производственного травматизма.

Эффективность деятельности (трудоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения (стресса).

Продуктивность (работоспособность) действий человека зависит от степени эмоциональной активации.

Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40-60% максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Запредельные формы психического напряжения ведут к уменьшению индивидуальной психической работоспособности, утрачивается живость и координация движений, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью. Специалист не способен с прежней ловкостью производить продуктивные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие признаки, не свойственные человеку в спокойном состоянию.

Возбудимый тип – проявляется гиперактивностью, многословием, дрожжанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими раздражительны, вспыльчивы, проявляют несвойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга – эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека и судорожные движения тела и конечностей.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте.

Современные средства психофизического исследования позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой склонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения настроения и апатия, вызываемые психическим воздействием, могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных или близких, после конфликтов. При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления.

Ухудшение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффектные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение об'ема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивность, разрушительные действия.

Лица, склонные к аффектным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

Современная медицина располагает большим арсеналом психофармакологических средств, оказывающих влияние на психическую деятельность и состояние людей.

Прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может повысить работоспособность на короткий период.

Однако прием активных стимуляторов (первитин и др.) на ответственных видах работ способен вызвать отрицательный эффект – ухудшается самочувствие, снижается подвижность и скорость реакций. Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) оказывает выраженное успокоение и предупреждает развитие неврозов. Но эти препараты могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость.

Пьянство и алкоголизм – серьезная проблема для БЖД. По данным статистики автомобильный травматизм в 40-60% случаев связан с употреблением алкоголя. Имеется сообщение, что смертность на производстве в 64% связана с приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших.

Посталкогольная астения (похмелье) ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Длительное употребление алкоголя (алкоголизм) ведет к деградации личности, утрачивается точность и аккуратность в работе, учащаются ошибки, утрачивается способность к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормативных ситуациях.

Поэтому за организаторами производительности особая ответственность по совершенствованию системы, контроля за психическим состоянием оператора. Для этого разработаны спецтесты...

В действиях человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечёт за собой нарушение действия в целом.

Человек нарушает требования безопасности по следующим причинам: 1) по незнанию этих требований; 2) по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности; 3) в связи с неумением выполнить требования; 4) в связи с невозможностью выполнить требования.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определённые действия.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.Нарушение исполнительной части действий проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм), вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Одно из основных звеньев в профилактике производственного травматизма – обучение и закрепление навыков и умений.

Формирование навыка происходит в 4 этапа: 1) ознакомительный, 2) подготовительный (аналитический), 3) стандартизирующий (синтетический),4) варьирующий (ситуативный).

На ознакомительном этапе происходит осмысление действий; на подготовительном – сознательное, но неумелое их выполнение; на синтетическом – автоматизация действий и на ситуативном – пластичное приспособление к изменяющимся условиям.

Наибольшее число несчастных случаев отмечается на подготовительном этапе. На синтетическом этапе происходит вторичный скачок числа несчастных случаев из-за излишней адаптации. На ситуативном этапе для психологии безопасности труда представляет интерес интерференция навыков, т.е. отрицательный их перенос (при замене пульта управления машиной, изменение правил дорожного движения).

Сейчас взамен 4 этапов обучения выделяют три следующих этапа: 1) первоначальное овладение действиями, 2) уточнение и объединение действий, 3) закрепление действий вплоть до автоматизма.

Заключение:таким образом,рассмотрев факторы влияющие на безопасность жизнедеятельности человека можно сделать вывод, что психофизиологические аспекты безопасной деятельности зависят от множества психофизиологических процессов самого организма, так и внешнего воздействия окружающей среды на человека и знание этих аспектов поможет успешно решать вопросы по предупреждению травматизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: