Раздел 2. Опасности социального характера и защита от них.




В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с опасностями и чрезвычайными ситуациями, которые весьма разнообразны и связаны с природными, техногенными, экологическими, социальными и иными явлениями и процессами.

Практика происходящих опасных и чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что до 80% всех случаев их возникновения связаны с деятельностью человека и происходят по причинам социального характера.

Опасности, экстремальные и чрезвычайные ситуации весьма разнообразны. Их источниками могут быть природные катаклизмы, вызывающие стихийные бедствия; экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды; техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций; социальные, связанные с противоречиями в сфере общественных отношений, и иные. Направлены эти крайне опасные явления и процессы на социум, т. е. на конкретных людей, общественные и государственные структуры и окружающую их среду (природную, производственную, социальную и проч.), вне которой социум просто не может существовать. В силу этого их нужно не только знать, уметь идентифицировать, прогнозировать, но и защищаться от них – предупреждать, локализовать, нейтрализовать, пресекать, а если есть такая необходимость, то и ликвидировать.

В социальной сфере опасная ситуация, как и в других сферах жизнедеятельности, – это возможное или реальное событие, процесс, способный нанести вред человеку, обществу и государству, а также нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности. Социальная угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного его состояния нередко приобретает конкретную правовую характеристику, которая чаще всего и фиксируется в нормативных и правовых актах.

Защита от социальных опасностей является важнейшей функцией государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера, многократно превышающие по своим последствиям чрезвычайные ситуации иного происхождения (природные, техногенные, экологические и т. д.).

Условия возникновения опасностей социального характера

Чрезвычайные ситуации социального происхождения – это определенная обстановка на ограниченной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности социума.

В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежат нарушения в силу различных причин равновесия общественных отношений – экономических, политических, межэтнических, конфессиональных. Катализаторами этих нарушений могут быть различные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психологическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию на общественные процессы активным участием в социально-политических и военных конфликтах.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и проч.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, курение), суициды и проч., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.

Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами.

Особое место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие как уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи, нравы, поведенческие предпочтения, нравственные и эмоциональные характеристики. Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности.

Одним из важнейших аспектов является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства).

Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин. Это происходит вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения и в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и проч.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).

Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.

Практика показывает, что человек и социальная среда представляют собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности имеет социальную направленность, так как связана с обеспечением защиты социума от различных опасностей, в том числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и собственно социальный аспект, связанный с опасностями, получившими широкое распространение в обществе и угрожающими жизни и здоровью людей.

Основные направления в организации безопасности при чрезвычайных ситуациях социального характера.

В соответствии с действующим законодательством функции безопасности, в том числе и в социальной сфере, возложены на исполнительные и законодательные органы власти всех уровней.

Исходя из этого, территориальные органы федеральных органов и органов субъекта исполнительной власти РФ решают задачи комплексной безопасности в соответствии со своим предназначением на основе существующей законодательной базы, а также определяют направления, пути и способы повышения безопасности личности и населения на определенной территории в целом.

Эти органы принимают меры для совершенствования и развития нормативной правовой, методической базы, регулирующей деятельность в области безопасности, в том числе и в социальной сфере. Также ими создаются, совершенствуются и задействуются экономические, правовые, административные и прочие механизмы, обеспечивающие деятельность в области безопасности, обеспечивается руководство и координация деятельности подведомственных органов, сил и средств в области безопасности.

В целях подготовки сил и средств к обеспечению безопасности утверждаются объемы ассигнований и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации мер безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения защиты населения и экономики населенных пунктов. Принимаются необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Устанавливаются санкции, штрафы и иные виды ответственности граждан, должностных лиц, предприятий, организаций и учреждений за нарушения законодательства в области безопасности.

Кроме этого организуется и координируется деятельность специальных органов управления в целях обеспечения комплексной безопасности – в том числе координация работы Антитеррористической и Антинаркотической комиссий, а также Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной, информационной безопасности и др. Оказывается помощь в проведении указанных мероприятий на других объектах, расположенных на территории населенных пунктов независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Организуется работа по разработке, утверждению и реализации целевых и научно-технических программ в области безопасности, а также принимаются меры по повышению безопасности населения и экономики отдельных территорий и населенных пунктов в процессе разработки и реализации проектов и программ, направленных на решение экономических и социальных проблем.

При возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров государственными и муниципальными органами осуществляется управление силами и средствами безопасности, создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организуется и обеспечивается подготовка органов управления, сил и средств системы комплексного обеспечения безопасности, координируется и направляется работа территориальных подразделений специальных служб и инспекций в области безопасности.

В пределах своей компетенции ими разрабатываются нормативные акты по вопросам безопасности, обеспечивается разработка и реализация мероприятий по укреплению безопасности на подведомственных предприятиях и учреждениях, а также организация и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах.

Руководитель организует разработку, создание и обеспечивает функционирование систем обеспечения безопасности организации, в том числе физической охраны, обеспечения установленного режима, инженерно-технических систем безопасности, систем связи, аварийной и тревожной сигнализации, систем контроля за штатным протеканием технологических процессов, противопожарной безопасностью и др. Кроме этого на руководителя возлагаются обязанности по созданию, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждениюи ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организации способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В организациях, в которых расположены потенциально опасные объекты, разрабатываются и реализуются программы безопасности на всех этапах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объектов, а также разрабатываются и реализуются меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды. Принимаются меры по поддержанию на должном уровне квалификации работающего персонала, осуществляется подбор и подготовка личного состава аварийно-спасательных служб и формирований.

Наиболее сложными и опасными по своему характеру чрезвычайными ситуациями социального характера являются террористические акты.

Рассмотрим основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти по обеспечению безопасности при подготовке и при возникновении чрезвычайной ситуации данного вида.

Это работа заключается в следующем:

• выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, а также идеологическое, информационное, административное и организационное противодействие терроризму;

• создание и развитие системы антитеррористической деятельности отдельного региона и населенного пункта, а также проведение на всех уровнях информационного и воспитательного влияния на население, отдельные его группы, являющиеся объектом экстремистской пропаганды террористических и иных экстремистских структур;

• привлечение необходимых сил и средств для осуществления правового, информационного, административного и оперативного противодействия возникновению и деятельности террористических групп и организаций, а также разработка и принятие мер по пресечению проникновения в регион (населенный пункт) террористов и террористических групп, ввоза средств террористической деятельности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ и др.);

 

• подготовка населения, работников предприятий, учреждений и организаций к рациональным действиям в условиях возникновения террористической угрозы и совершения террористического акта, а также проведение комплекса специальных мер по антитеррористической защите потенциально опасных и особо важных объектов. Особое внимание в этих условиях уделяется организациям с массовым пребыванием людей (учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и др.).

При непосредственной угрозе или при возникновении ЧС антитеррористической направленности органы государственной и муниципальной власти во взаимодействии со специальными службами осуществляют управление на период ликвидации угрозы террористического акта, его совершения и ликвидации последствий.

Таким образом, практика свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Их взаимная безопасность невозможна без профилактики опасностей и угроз, а также готовности всех составляющих системы “человек – социальная среда” к действиям в опасных ситуациях. Наиболее значительную роль играет подготовка человека как объекта и субъекта обеспечения безопасности, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях. Эта подготовка должна иметь различную направленность – информационную, юридическую, психологическую и силовую, а также включать моделирование поведения людей в конкретной опасной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: