Содержание
Введение
Глава I. Становление и развитие военной психологии в России до Великой Отечественной войны
1.1 Становление и развитие военной психологии в Российской империи до 1917 г.
1.2 Развитие советской военной психологии в довоенный период
Глава II. История становления и развития военной психологии в России
2.1 Развитие советской военной психологии в годы войны и послевоенное время
2.2 Современная военная психология: состояние и перспективы развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность рассмотрения таких вопросов как вопросы становления и развития военной психологии в нашей стране обусловлена прежде всего важностью самой военной психологии в системе знаний будущего офицера Внутренних Войск. Необходимость исследования проблем и истории военной психологии состоит в следующем:
1. Во - первых, опыт участия частей и подразделений российской армии в боевых действиях в последние годы выявил настоятельную необходимость разработки реальных, а не надуманных проблем психологического обеспечения боевой деятельности. Характер современных боевых операций, в которых принимали участие российские военнослужащие, оказывался принципиально отличным от того, к чему их готовили. Отсюда необходимость оперативного решения основных психологических проблем повышения эффективности боевой деятельности войск в процессе локальных и эпизодических военных конфликтов.
2. Во-вторых, целый комплекс важнейших психологических вопросов ставит процесс реформирования Вооруженных Сил. Как повысить позитивные и блокировать негативные последствия непрерывных и радикальных преобразований на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях управления? Как обеспечить принятие руководителями всех рангов оптимальных решений, связанных с реорганизацией Вооруженных Сил в современных условиях? В поисках ответов на эти и другие актуальные вопросы современного строительства российских Вооруженных Сил самое активное участие должны принять военные психологи.
|
3. В-третьих, изменение системы идеологических и, как следствие, ценностных основ проведения научных изысканий всех уровней по-новому ставит проблему содержания военно-психологических исследований, корректировки научных стандартов их организации и оценки результатов. Для военных психологов данное требование реализуется во внедряемых гуманистически ориентированных подходах в их работе с военнослужащими и воинскими коллективами, оптимизации прежних методов исследования и творческом поиске новых.Все эти факторы показываю важность рассмотрения выбранной мной темы.
Цель исследования - рассмотреть процесс становления и развития военной психологии в нашей стране, а также основные закономерности присущие данному процессу. Достичь цели целесообразно решением следующих исследовательских задач:
· Дать понятие, назвать предмет, метод и задачи военной психологии.
· Рассмотреть поэтапно процесс становления и развития военной психологии в России.
· Упомянуть тенденции и перспективы развития данной науки в современный период
· Систематизировать знания и сделать вывод.
Метод. В процессе исследования использовались конкретно-исторический, структурно логический методы исследования, а также общелогические методы: анализ синтез, дедукция, индукция
|
Объект исследования - исторический процесс становления и развития психологического знания в военной области.
Предмет - конкретные вехи и этапы развития военной психологии в России, а также закономерности им присущие.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Также приведены приложения.
Глава I. Становление и развитие военной психологии в России до Великой Отечественной войны
Становление и развитие военной психологии в Российской империи до 1917 г.
Прежде чем непосредственно приступать к рассмотрению вопросов становления и развития военной психологии в России необходимо определиться, что же такое военная психология, что входит в предмет ее изучения, какие ее основные задачи.
Военная психология как наука нацелена на военнослужащего и воинский коллектив. Они являются её объектом. Но военнослужащие и воинские коллективы интересуют и другие виды науки: военную историю, тактику и др. Специфичным же для каждой из этих наук является предмет исследования, т.е. те закономерности, на изучение которых нацелена та или иная наука. В этом плане военная психология имеет предметов, во-первых, закономерности формирования и проявления личности, психики воина в условиях службы, учебы и боевой деятельности.
Во-вторых, военная психология как наука имеет предметом закономерности проявления психологии воинского коллектива и его развитие. Таким образом, военная психология-это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития (проявления) психологии личности и проявление психологии воинского коллектива в условиях службы и был в целях выработки практических рекомендаций и обобщений, позволяющих офицеру в обучении и воспитании подчиненных Абдурахимов Р.А. « Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.ст 24..
|
Военная психология решает комплекс задач, основными среди них являются следующие: изучение влияния воинского труда на воинский коллектив, психологический анализ деятельности воинов и воинских коллективов в различных условиях, определение психологической характеристики личности воина, исследование психологических закономерностей подготовки воина к боевой деятельности. разработка психологических основ обеспечения высокой готовности и поддержания постоянной военной и политической бдительности; характеристика психологических возможностей воинов при конструировании новой техники
Наука начинается с того момента, когда метафизическое, описательное, а тем более мифическое объяснение явлений уступают место естественно-историческому их объяснению, исследованию естественных и социальных причин их происхождения и развития. Военная психология в России в своем развитии прошла этап эмпирического развития (IX -- начало XIX века) и научного развития (середина XIX -- начало XX века Абдурахимов Р.А. « Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.ст 123).
С созданием регулярной армии в России потребность в психологических обобщениях приобретает практический характер. Поэтому военно-психологическая мысль начинает развиваться как система обобщений, непосредственно вплетаясь в практику обучения, руководства и боевой деятельности войск. Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. - М.: ВПА., 1966. - С.9. Это были военно-психологические идеи передовых полководцев. Так, у Петра I подробно говорится о системе качеств, которыми должен обладать солдат: честь, товарищество, патриотизм, сообразительность, безконцузство. Для Румянцева П.П. характерно требование к офицерам как руководителям и воспитателям подчиненных: знать индивидуальные особенности подчиненных. А.В.Суворов создает и подтверждает практикой систему военно-психологических обобщений, в котором раскрываются требования боя к солдату, его облик как патриота и профессионала, процесс подготовки к бою и управление действиями личного состава в бою. Суворовская система получила развитие в трудах его последователей. М.И.Кутузов обобщенно представил облик русского солдата-освободителя, те его качества, которые создают превосходство на поле боя и обеспечивают победу. В частности, основываясь на опыте Отечественной войны, он утверждал: «Не численность войск, а именно их храбрость, рвение, дух по большей части решают успех «Кутузов М.И. Сборник документов. - М.: Воениздат, 1952. - Т.2, С.57.. Нахимов П.С. приближался к пониманию общественной сущности природы личности воина, он считал матроса «главным двигателем на корабле" Нахимов П.С. Документы и материалы. - М.: Воениздат, 1954. - C.613..
Период начала в середине XIX века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Этот опыт позволил нашим передовым военным теоретикам и практикам в развитии военно-психологической мысли выйти на такой уровень обобщений, что можно говорить о разработке военно- психологических систем, где наравне с выделением широкого круга психологических проблем они представляются уже системно. Здесь в первую очередь следует назвать Л.Н.Толстого, которого некоторые зарубежные специалисты называют отцом военной психологии. Целостные системы получают закладку в трудах Бутовского Н.Д., Маслова И, Драгомирова М.И. и др.
Формирование военной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки характеризовалось определенными условиями и предпосылками:
1. Получает развитие мысль необходимости самостоятельного развития военной психологии, что связано со спецификой психических явлений, происходящих на поле боя, в период обучения и воспитания военнослужащих.
2. Научные идеи, теории не являются спонтанным творением ума, а зарождаются и преобразуются под воздействием социальной практики, материальных потребностей общества, на базе ранее достигнутых знаний. См.: Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений. - СПб., 1905. - С.11.
Все эти изменения исходили из серьезных изменений базисного порядка. Ведь рост производства, железнодорожного транспорта изменили экономическую структуру общества. Они привели к изменениям в государственной и правовой системе. Это отмена крепостного права, земская, городская, судебная, военная и другие реформы 60-70-х гг. XIX века. Важнейшими составными военной реформы были: введение всеобщей воинской повинности и новых сроков службы, улучшение системы подготовки офицерских кадров, совершенствование боевой подготовки.
К 1914 году Россия имела армию численностью свыше 1,4 млн. человек. На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов, 263 самолетов, 4000 автомобилей. Главным родом войск была пехота. Ее удельный вес в сухопутных войсках составляют 70%, артиллерии 15%, кавалерии 8%. Большая Советская энциклопедия.- т.22. - Ст.Русская армия.
В России во второй половине XIX века, наряду с общественно-историческими, экономическими и военными, сложились и научные предпосылки оформления военной психологии как науки. Эти предпосылки выразились в высоком уровне развития общей психологии, дифференциальной, прикладной отраслей, таких как педагогическая психология, психология мышления, юридическая, медицинская, инженерная
На такой базе военная психология в России в период середины XIX - начала XX века превратилась в динамическую систему знаний о психологии воинской деятельности, личности воина, воинских групп и массовых явлений и приобрела самостоятельный статус. Развитие военной психологии как системы знаний, исследований, поисков и навыков можно представить на следующих уровнях: Асмолов А.Г. Психология личности.: Учебник. - М.,: Изд-во МГУ, 1990. - С.10.
1. Методологии;
2. Общенаучных принципов исследований;
3. Конкретно-научной методологии;
4. Методик и техник исследований.
Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль науки характеризовалось вычленением и определением своего предмета, методов и задач и воплощением раскрытых закономерностей в практике военного дела. Такое воплощение выразилось:
- в появлении первых программ построения военной психологии (Корф Н.А., Нечаев А.П.., Шумков Г.Е.);
- в создании специальных психологических научно-исследовательских учреждений: экспериментальной лаборатории в военно-медицинской академии, экспериментальной психологической лаборатории на педагогических курсах управления военно- учебных заведений; лаборатории в кадетских корпусах;
- в образовании Отдела военной психологии в Обществе ревнителей военных знаний;
- во введении военной психологии в журналах «Военный сборник", газетах «Русский инвалид", «Разведчик «, появление статей о военной психологии в «Военно- медицинском журнале", «Психиатрической газете»;
- в преподавании психологии на педагогических курсах при педагогическом музее военно- учебных заведений как учебной дисциплины, основ знаний военной психологии в военных училищах и академиях, в курсе тактики, военной администрации и военной гигиены;
- в росте публикаций, посвященных проблемам военной психологии См. Приложение
- в поведении интереса к военной психологии среди офицеров, о чем свидетельствовало значительное число заявлений, сделанных в 1908-1909 годах о желательности преподавания в академии Генерального штаба нового предмета - «военная психология».
В целом факторы обусловившие развитие военной психологии в даны период можно рассмотреть в Приложении № 1.
Одновременно с накоплением знаний шло конституционное закрепление военной психологии и признание ее. Об этом свидетельствуют материалы отдела военной психологии Общества ревнителей военных знаний. Отдел был создан в 1908 году. Направление работы отдела характеризует первый параграф «Правил отдела «, который гласил: «Отдел военной психологии имеет целью разработку военной психологии как отрасли общих и военных наук, исследующей духовную сторону явлений войны и наилучшую подготовку и использование психической стороны -- сил, средств и способов вооруженной борьбы Вестник общества ревнителей военных знаний. М., 1913. - N 241. - С.2.».
Таким образом, военная психология в России во второй половине XIX - начале XX веков выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свой предмет, принципы, метод и структуру знаний. С самого начала истории военной психологии личность воина стала предметом военной психологии. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.