Методологические основы сравнительной педагогики (общие методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).




Лекция 1.

Введение в сравнительную педагогику (педагогическую компаративистику)

Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции, понятие национальной системы образования, основные категории сравнительной педагогики).

Методологические основы сравнительной педагогики. (Методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).

Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знания и науки.

Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции; понятие национальной системы образования).

Понятие сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.

В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus - сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «to compare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика», хотя, с нашей точки зрения,точнее было бы обозначение «педагогическая компаративистика».

Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогикаимеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.

В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле - это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта. С равнительная педагогика в более конкретном смысле определяется как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта» [3, стр.376].Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания. Во-первых, это определенная область педагогической науки. Во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и практики в разных странах и регионах мира. В-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт. В-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем.

Национальная система образования. В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализу социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:

  1. государственные органы управления образованием (министерство образования, управления и отделы образования и т.д.);
  2. участников образовательного процесса (преподаватели, студенты, учителя, школьники, воспитатели и т.д.);
  3. образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
  4. учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы (школы, университеты, колледжи, детские сады, учреждения дополнительного образования и др.).

В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, послевузовского образования.

Как определенная область педагогической науки и учебная дисциплина сравнительная педагогика связана с историей педагогики и образования, этнопедагогикой и этнопсихологией, дидактикой, теорией воспитания, психологий, этнографией, социологией, философией, а также другими науками и направлениями исследований. В то же время сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Большое значение для сравнительной педагогики имеет история педагогики, философия и история образования, поскольку именно в рамках данных курсов наиболее полно и комплексно рассматриваются проблемы развития педагогической мысли в различных странах. В то же время история педагогики, философия и история образования не дублируют содержание сравнительной педагогики, которая нацелена на выявление общих тенденций развития образования с учетом специфики цивилизационных возможностей той или иной культуры, в контексте которой изучается образование.

Объект, предмет, задачи и функции сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика, являясь определенной областью педагогической науки (наряду с социальной педагогикой, дидактикой, теорией воспитания, истории педагогики и др.) имеет вполне конкретный объект и предмет исследования, определяющие главные задачи данной науки и учебной дисциплины. Объект сравнительной педагогики - образование в глобальном, региональном и национальном масштабах. Предмет сравнительной педагогики – сравнительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития зарубежного и отечественного педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.

Основные задачи сравнительной педагогики:

  • анализ и описание фактов, отображающих процесс развития образования в различных странах;
  • классификация, систематизация, сравнительный анализ количественных и качественных данных о развитии образования в различных странах;
  • выявление закономерностей и тенденций развития образования в различных странах;
  • прогнозирование возможных путей развития образования в различных странах;
  • сравнение и сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.
  • общий анализ систем образования в разных странах.

Основные функции сравнительной педагогики:

  • унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами;
  • сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования;
  • прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем;
  • разработка планов развития образования.

Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.

Основные категории и понятия сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика использует общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д. Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация и др.

Методологические основы сравнительной педагогики (общие методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).

Методологические подходы в сравнительной педагогике. В рамках одного курса невозможно изучить и сопоставить разнообразие информации по образованию во всех странах мира, тем более что в 2012 г. было зафиксировано 257 стран только с определенным статусом [12]. Существуют страны, которые не имеют четко определенного в мире государственного статуса (н-р, Абхазия). Несмотря на это вполне можно выделить некоторые региональные особенности развития образования и его современного состояния для стран, которые имеют некие общие существенные основания для сравнения по культурной и социально-экономической идентичности исторического развития. Решение этой сложной задачи потребует необходимости придерживаться совокупности различных методологических подходов.

Для научных исследований в области сравнительной педагогики методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.

Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.

Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимым для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.

Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиции как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.

Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.

Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.

Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране.

Методы сравнительной педагогики. Методы сравнительной педагогики непосредственно связаны с методологическими подходами и во многом определяются ими. Сравнительная педагогика применяет методы смежных наук и не только. Большое значение для компаративистики имеют несколько методов: описательный, исторический, социологический, статистический, сравнительный и некоторые другие. Научные исследования, которые проводятся в рамках сравнительной педагогики (сравнительно-педагогические исследования), позволяют увидеть достоинства и недостатки отдельных систем образования, явления и процессы, требующие особого внимания и даже реформирования.

Очевидно, что главным методом сравнительно-педагогическогоисследования является сравнительно - сопоставительный анализ. Причем сравнение применимо для анализа схожих образовательных систем, которые имеют существенные общие основания для анализа.

Так, вполне можно сравнивать образование в современных Европейских странах, культура которых еще во времена Римской империи была связана с латинским языком, являющимся сегодня «мертвым языком», но, тем не менее, явившимся базовым основанием для развития английского, французского, немецкого и некоторых других европейских языков. Кроме того, во многих европейских странах существуют схожие традиции развития образования (например, развитие европейских университетов).

Сопоставление чаще используется для анализа образовательных систем, которые не имеют достаточного количества общих существенных оснований для сравнения, т.е. базируются на разных культурных традициях. Так, например, очевидна возможность сравнения образовательных систем Китая и Японии, но целесообразнее использовать сопоставление об разовательных систем данных стран с образовательными системами Европы.

Описательный метод требует поиска и накопления необходимой и достаточной информации для анализа, интерпретации определенных фактов, объективности, группировки, систематизации и классификации, предусматривает определение единичного и типичного в системе образования. Нередко описательный метод дает яркие иллюстрации процесса воспитания и обучения в разных странах, что можно найти как в научной литературе, так и в художественных произведениях.

Например, в публицистических произведениях известного российского журналиста и писателя В.В.Овчинникова «Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)», «Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)» мы найдем великолепные описания, иллюстрирующие особенности воспитания и социализации детей в Великобритании и Японии. А в знаменитой книге философа-моралиста XVIII в. Честерфильда «Письма к сыну» обнаружим, не утратившие своей значимости для многих современников, ценностные ориентиры для воспитания представителей светской молодежи Англии того времени.

Исторический метод предполагает анализ процесса и особенностей развития проблем образования в разных странах, нацелен на более глубокое понимание актуального состояния изучаемых педагогических явлений. Историко-педагогическая интерпретация фактической информации является очень важным методом для понимания и исследования современных проблем сравнительного образования.

Социологический метод базируется на оценке того, насколькосовременное образование соответствует потребностям развития данного общества. Так, например, при анализе инновационных процессов в современном образовании важно определить соотношение между традициями и инновациями, то, насколько соответствуют или не соответствуют инновации традициям, существует ли между ними преемственность, каковы противоречия и как они разрешаются в различных национальных системах образования.

Статистический метод связан с анализом и интерпретацией количественных показателей образования.

Метод сравнения позволяет определить общее и особенное в системах образования, черты сходства и различия педагогической теории и практики, фиксирует универсальные и специфические проявления тенденций и закономерностей.

Теоретический, сравнительно-сопоставительный и сравнительно - исторический анализ литературных, архивных источников, материалов педагогической печати, позволяет использовать значительное количество фактического материала для его качественного анализа. Для обучающихся анализ источников представляет собой важнейший метод изучения и исследования. К источникам можно отнести, прежде всего, произведения педагогов прошлого и настоящего, нормативно-правовые документы, касающиеся образования, исследования ученых, архивные материалы, статистические данные, учебные планы и программы и др.

Использование любого метода предполагает решение главного методологического вопроса сравнительной педагогики, который состоит в том, какими средствами и в каких формах возможно наиболее эффективно использовать достижения современного зарубежного образовательного опыта в отечественной теоретической и практической педагогике.

  1. 3. Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знания и науки.

С учетом использования совокупности методологических подходов к анализу сравнительной педагогики, мы выделили пять основных этапов её развития: донаучный этап, этап становления, этап развития, кризисный этап и интеграционный этап.

1 этап (донаучный) - с древнейших времен по начало ХIХв.

2 этап (становления) - с начала ХIХ в. до начала ХХ в.

3 этап (развития) – с начала ХХ в. по 60-е годы ХХ в.

4 этап (кризисный) - с 60-х годов ХХ в. по 80-е годы ХХ в.

5 этап (интеграционный) - с 80-х г.г. ХХ в. по наше время

Первый этап развития сравнительной педагогики – донаучный (с древнейших времен до начала ХIХ века). Иначе его можно назвать философским, поскольку все проблемы образования, воспитания и обучения подрастающего поколения в сравнительном аспекте рассматривались в рамках философии. Воспитание и обучение детей в различных странах интересовало многих еще в глубокой древности. Нередко ставилась цель воспользоваться опытом соседей для улучшения воспитания молодежи в своих странах. Например, древнегреческий философ Платон описывал возможности использования методов спартанского воспитания для развития детей в его родных Афинах, а древнеримский историк Тацит в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» раскрывал особенности воспитания и обучения детей и молодежи в германских племенах того времени.

Практически все философы мира в той или иной степени затрагивали проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, нередко сравнивая обычаи и традиции воспитания и обучения в разных странах. Некоторые имели сами непосредственное отношение к образованию и воспитанию, как, например, Д.Локк (Англия) или Конфуций (Китай). Примеры сравнительного, описания образования в разных странах можно найти в трудах Я. А. Коменского и других знаменитых педагогов. Можно также найти интересные материалы в литературно-философских работах, например М. Монтеня (Франция) или Честерфилда (Великобритания). М.Монтень описывал в своих «Опытах» нравы и особенности воспитания во Франции в эпоху возрождения. А его взгляды на воспитание как развитие всех сфер личности ребенка и высокая оценка воспитательной среды для развивающего обучения позднее повлияли на педагогические теории Д.Локка, Ж.Ж.Руссо и других мыслителей, которые внесли заметный вклад в развитие педагогики.

Несмотря на то, что истоки научной дидактики восходят именно к работам Я.А.Коменского, мы, тем не менее, не можем обозначить период его деятельности как начало научной сравнительной педагогики, поскольку сравнительная педагогика как наука системно стала развиваться только в ХIХ веке, чему способствовал ряд социально-экономических, политических и культурных обстоятельств.

Второй этап развития сравнительной педагогики – становление научной сравнительной педагогики (с начала ХIХ в. до начала ХХ в.). Это был этап становления и выделения сравнительной педагогики в отдельную область научной педагогики. По сути, это первый этап развития научной сравнительной педагогики, которая уже становится самостоятельным направлением изучения и анализа педагогических явлений. В данный период начинается осознание закономерностей и тенденций развития образования в разных странах. Делаются первые научные попытки их сравнительно-сопоставительного анализа.

ХIХ век характеризуется высокими темпами развития науки и образования на фоне промышленной революции, роста производительности труда и урбанизации. Именно в это время наука становится профессиональной. Появляются первые научные журналы с периодическим изданием, широкое распространение получает сам процесс систематизации знаний, активно издаются энциклопедии во многих странах мира. Несмотря на то, что энциклопедические труды известны с древнейших времен (в виде различных сводов, летописей и др.),

В эпоху развития промышленности расширяется охват детей школьным образованием, делаются первые шаги по организации профессионального обучения, в ряде стран закладываются основы государственных систем просвещения. Именно в этот период начинается переход многих стран к обязательному школьному образованию: США (1852), Великобритания (1870), Франция (1882). Появляются первые центры сравнительной педагогики и сравнительного образования, которыми стали различные национальные и международные информационные учреждения, проводящие постоянный подбор и обработку материалов о состоянии образования в разных странах (Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879) и др.).

В ХIХ веке происходят многочисленные реформы различных национальных систем образования, во многом связанные с тремя обстоятельствами. Во-первых, с необходимостью введения или совершенствования начального школьного образования, которое в развитых индустриальных странах становится обязательным для всех детей определенного возраста, вне зависимости от их происхождения, социального статуса и материального обеспечения (т.е. государственная система начального образования). Во-вторых, существенными изменениями, которые в содержательном и организационно-методическом планах стали проходить во многих школахразличных стран. Во-третьих, потребностями общества в быстрых темпах развития профессионального образования, связанного с ускоренной динамикой экономического потенциала общества.

Кроме того, именно в ХIХ веке происходит расцвет европейской педагогической мысли. Педагогика Песталоцци (Швейцария), свободное воспитание Руссо (Франция), философские и педагогические положения Канта о нравственном воспитании (Германия) получили широкий общественный резонанс во многих странах Западной Европы и всего мира. В России все это усиливало интерес к зарубежному педагогическому опытуи его сопоставлению с отечественными проблемами образования. Так создавались объективные предпосылки для возникновения новой научной дисциплины – сравнительной педагогики.

Основателем научной сравнительной педагогики считается французский публицист и исследователь Марк АнтуанЖульен (1775-1848), который впервые поставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как особом направлении научных исследований. Он первый употребил в 1817г. термин «Сравнительная педагогика» для обозначения процесса изучения содержания и способов воспитания и обучения, а также теории, которая явилась бы результатом аналитического сопоставления практики образования в различных странах. Марк Антуан Жульен опубликовал свою статью «Набросок и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике», в которой представил сопоставительный анализ педагогического опыта в школах Швейцарии и Франции.

Позднее, его стали называть Жульен Парижский – имя, под которым он вошел в историю сравнительной педагогики. По его мнению, главная задача сравнительной педагогики – это изучение педагогического опыта в разных странах с целью создания наиболее рациональной системы образования в мировом масштабе. Поскольку Жульен Парижский был активным публицистом и сторонником Робеспьера, естественно, что его образовательные ценности совпадали с ценностями самой революции. Для него ключевой идеей развития сравнительной педагогики стала идея способствования прогрессу общества и сплочению народов на этой основе. Идея прогресса, как поступательного развития общества, его восхождения от низших форм существования к высшим формам (любыми средствами, в том числе и через революцию) явилась важным постулатом французских просветителей (Вольтер, Монтескье и др.), которые стояли у истоков Французской буржуазной революции. Именно просвещение, образование в широком смысле - «царство разума» считалось необходимым и основным условием для ускорения общественного прогресса, и именно поэтому педагогические реалии в разных странах стали интересовать в первую очередь идеологов французской революции.

В то время это была относительно новая идея выработки общей для всех европейских стран теории образования, которая бы способствовала культурному прогрессу. Она была связана с главным лозунгом французской буржуазной революции, провозгласившей свободу, равенство и братство основополагающими ценностями развития общества. Свобода, равенство, братство (фр. Liberté, Égalité, Fraternité) — девиз Великой французской революции, широко известный левый лозунг, который и в наше время является государственным девизом Франции. В тот период этот лозунг стал своеобразной идеологической основой реформирования французского образования.

Жульен Парижский призывал создать международный исследовательский орган для классификации и сравнения содержания и методов обучения в воспитательных учреждениях различных стран Европы. Кроме того, он считал необходимым создать международный педагогический журнал. С его точки зрения, для того, чтобы педагогика была эффективной наукой, необходимо, чтобы она основывалась на анализе фактического материала разных стран; содержала некую систематизацию разнообразных фактов и определяла способы их анализа, интерпретации. Без такого подхода образовательная деятельность и ее результаты остаются зависимыми от субъективных взглядов, от индивидуальной позиции тех, кто занимается обучением.

М.Л.Родионов указывает, что в России первые сравнительные педагогические исследования появились в конце ХIХ - начале ХХ в.в. К ним можно отнести некоторые работы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого [родионов]. Они оба, анализируя европейские системы воспитания, достаточно критично характеризовали их применительно к российскому образовательному опыту. Ушинский, подчёркивая приоритет национальной системы воспитания, предлагал использовать лишь отдельные элементы зарубежного опыта в русской школе. Толстой как убеждённый сторонник народной школы резко выступал против заимствования иностранных систем воспитания, кроме лишь отдельных элементов, которые могли быть применимы и для России. Он советовал, прежде всего, отличать, что в них основано на вечных законах разума, а что родилось только вследствие исторических условий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: