Стилистическое значение наречия определяется его грамматической природой как слова, обозначающего признак действия, состояния, качества и выступающего в роли обстоятельства, примыкающего к глаголу, прилагательному, наречию, предикативному слову и - реже – к имени существительному. Указывая на признак признака, эта часть речи выполняет изобразительную роль, предоставляя в распоряжение писателя богатую палитру языковых красок. Наречия могут усиливать выразительность речи, выполняя изобразительную функцию. С помощью наречий-эпитетов писатели создают яркие картины природы или изображают поведение героев: Все кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка. (Л. Толстой) Взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали (Л. Андреев).
Стилистические функции наречий зависят от их принадлежности к тому или иному разряду по значению. Наибольшей стилистической активностью отличаются определительные наречия и в их составе – качественные, в самой природе которых заложена образность, поскольку они определяют качественные признаки действий, состояний, свойств. Эта группа наречий преобладает над другими в количественном отношении и занимает ведущее место с точки зрения стилистической значимости, выступая в речи как яркий источник экспрессии.
Стилистическая роль определительных наречий подобна стилистической роли имен прилагательных с той лишь разницей, что наречия определяют обычно не имена существительные, а глаголы, ср.: описание интересно – прилагательное, описал (описано) интересно – наречие.
При всем богатстве и многообразии определительных наречий в русском языке их выразительно-изобразительные возможности так же широки, как и у соответствующих имен прилагательных. С помощью наречий-эпитетов литераторы создают яркие картины природы: Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка (И. Тургенев); изображают поведение героев, дают оценку их действий, движений:
Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором (Л. Толстой);
Все это делает наречия важным звеном в процессе предметно-образной конкретизации при описании, повествовании, рассуждении. В то же время эстетическое значение определительных наречий вторично в сравнении с именами существительными, прилагательными, которые несут основную стилистическую нагрузку и преобладают в количественном отношении.
Иную функцию в речи выполняют обстоятельственные наречия: их назначение информативное, а не эстетическое. Слова около, поблизости, рядом, вчера, утром, нарочно и др., как правило, нейтральны в стилистическом отношении, и лишь в контексте обстоятельственные наречия могут обретать экспрессию, а в особых случаях даже становиться источником эмоциональности речи.
например, у А. С. Пушкина:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
Среди обстоятельственных наречий в художественной речи часто экспрессивны те, которые обозначают всеохватность, имеют предельное значение: всегда, везде, постоянно, неотлучно.
Экспрессия наречий лишь дополняет изобразительность других частей речи, прежде всего имен существительных и прилагательных. Однако писатели придают немаловажное значение употреблению определительных наречий в художественном тексте, о чем можно судить на основании изучения примеров авторского редактирования выдающихся стилистов. А. С. Пушкин вносил уточнения в употребление наречий: Всех строже (первоначально: лучше) оценить умеешь ты свой труд.
В составе определительных наречий как наиболее выразительные выделяются:
а) наречия способа и образа действия:
Над прудом реют ласточки;
Какие-то комарики,
Проворные и тощие,
Вприпрыжку, словно посуху
б) сравнительно-уподобительные:
Мягкий ветер, как бы тоже очищенный прошедшими ливнями, колыхал всю эту по-весеннему шуршащую массу зелени (М. Казакевич);...я бы вам посоветовал отечески или, если больше любите, дружески и забыть о господине Рогожине (Ф. Достоевский).
В меньшей степени изобразительны наречия совместности действия:
Но зато как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! (К. Паустовский).
Как и прилагательные, наречия образуют степени сравнения, а также степени качества, всегда являющиеся экспрессивными. Степени сравнения образуют только качественные наречия.
Спасибо за внимание!!!