детектив повседневность английскость




 


Заключение

 

Эта работа направлена на выявление срезов структур повседневности жизни британского общества через призму восприятия избранных произведений Леди Агаты Кристи, таких как: «Убийство Роджера Экройта» (1926), «Убийство в доме викария» (1930), «Загадка Листердейла» (1934), «Рождество Эркюля Пуаро» (1938).

Считается, что хороший детектив развивает не только мышление и воображение, но и воспитывает вкус и стиль восприятия окружающего мира.

На протяжении всей своей жизни А. Кристи творила в рамках «английскости» - отличительной черты англичан, заставляла их по-особенному гордиться своей страной с хорошо отлаженным бытом и старой демократической структурой. Идеалы викторианства, на которых выросла А. Кристи, не потеряли своей ценности для неё на протяжении всей жизни. Поэтому викторианский идеал патриархальной семейственности занимает прочное положение в её романах. Чрезвычайное внимание её романы уделяют отношению героев к семье как основе этого общества, тому «дому», который англичанин привык считать своей крепостью. Девиз «мой дом - моя крепость» предстаёт в её романах как обнадёживающий и общедоступный принцип жизнеустройства.

Дом представляет собой основополагающую категорию повседневной жизни людей. Он является ближайшей «жилой зоной» человека. Понятие дома в большинстве текстов культуры интерпретируется как некое миромоделирующее ядро, организующее начало, в котором сходятся существеннейшие показатели самоощущения человека в мире. Дом непосредственно связан с телесностью человека, аутентично воссоздает ее структуру, продлевая, достраивая и защищая ее. Домашнее пространство является промежуточным между человеком и внешней, природной средой его обитания. Традиционный дом четко выдерживал разделение на свое и чужое, двор вокруг дома выступал промежуточным пространством между своим и чужим.

Особенно характерно отношение А. Кристи к поместному дворянству, которое во все времена стояло на страже стабильности общественных устоев. А. Кристи с болью в сердце наблюдала, как образ жизни старой земельной аристократии как привилегия избранных, бывший в викторианской Англии непререкаемым идеалом, - теперь был уничтожен, как на каждом шагу обедневшее дворянство поступается своими принципами, превращая свои родовые усадьбы и поместные дома в доходные гостиницы. Именно из этого слоя разорившейся викторианской буржуазии нарож-дался новый класс - люди, которым впервые в истории своей семьи пришлось рабо-тать ради куска хлеба и наблюдать закат прежде могущественной британской империи. К таким людям принадлежала и сама писательница. Она, несомненно, хорошо понимала неизбежность ухода в прошлое «сельской Англии» и «виктори-анской семьи», но, вместе с тем, искренне сожалела о происходящих в мире переменах.

Влияние викторианского миропонимания с его оптимизмом и верой в человека в полной мере проявилось в детективных произведениях А. Кристи. Хотя повсеместно в её детективах читателя подстерегает зловещая реальность с обязательным убийством, и А. Кристи предупреждает, что мы живём в опасном мире непрео-долённых современным человеком «диких инстинктов», её мир не является совершенно беспросветным. В художественном мире произведений А. Кристи проявилась собственная эстетическая позиция автора, заключающаяся в оптимистической организации художественного пространства большинства ее романов, реализующаяся в финалах романов с надеждой на лучшее будущее. Замечая недостатки людей, пороки общества, А. Кристи обнаруживает склонность идеализировать «английскую традицию». Отлично зная быт и нравы людей, которых изображает, не закрывая глаза на теневые стороны жизни, А. Кристи не призывает к перестройке общества, а наоборот демонстрирует убеждение в возможности добиться перемен, не ломая устоев общественной системы.

В своих детективах А. Кристи всегда даёт логическое объяснение преступлениям, однако никогда не посягает на самое существо изображаемого ею обществен-ного строя. Убийство - это ни в коем случае не знак упадка, деградации ценностей среднего класса. После того как преступление раскрыто и преступник наказан, жизнь вновь течёт по старому руслу.

Характерно, что Кристи выписывает образы в контексте самой действительности, не помещая их в фантастическую обстановку, все события в её романах происходят в контексте реального времени, в контексте современности. Сфера интересов автора - это повседневный, обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека. Мир нашего непосредственного опыта или мир здравого смысла - это и есть единственно реальный мир для писательницы, мир подлинных ценностей, если ценностями называть всё то, к чему человек стремится, чем дорожит и что хотел бы сохранить и закрепить в своей жизни.

Для ее романов характерны: простая формула сюжета, замкнутость действия, ограниченный круг подозреваемых лиц и рационально сконструированная фабула. Единство этих компонентов в романах Агаты воспроизводят исторически характерное географическое единство - «мирное» настроение 20-х, 30-х гг., английскую провинцию со всей ее скукой, сплетнями, суевериями, древними замками с каминами в них, пятичасовым чаем, библиотечными комнатами, семейными тайнами, написанными и ненаписанными завещаниями. В романах Агаты Кристи показан классический вариант английской жизни, без посторонних декораций извне.

Использование дуальной пары «свой» - «чужой» в создании главных героев своих произведений позволило Леди Агате глубже отобразить концепты британского сознания через призму их восприятия.

Пуаро глядит на английскую жизнь с любопытством, со стороны, он лишь фиксирует внешние проявления, непонятные, необычные и в то же время интересные для него, как представителя другой культуры. Совершенно иной механизм использует автор для создания образа мисс Марпл: эта героиня глядит на Британию «изнутри».

А. Кристи свойственно пристальное внимание к среде, в которой живут герои, потому что писательница считала, что национальные черты, как и любые человеческие свойства, проявляются прежде всего в мелочах. Внимание автора сосредоточено на быте, благодаря, чему становится возможным детальное отражение английской действительности. А. Кристи изображает ежедневную жизнь не «великих» людей, которая предстает внешне спокойной, где все чисто и ухожено, но постепенно, шаг за шагом с нее слетает налет благопристойности и перед читателями она предстает несправедливой, пропитанной обманом и горем. Источниками трагедий зачастую, по мнению автора, является стремление следовать эталону успешности, что слабых людей толкает на преступления.

В работах Агаты Кристи аристократия изображена как очень закрытая узкая прослойка общества, куда не могли попасть даже самые богатые люди, если они не имели благородного происхождения. Глубоко сочувствуя «классу обедневших дворян - классу, который не умеет просить и который страдает молча» лишь немногие из аристократов, подобно лорду Листердейлу из рассказа «Тайна лорда Листердейла» решается на взимопомощь и взаимовыручку представителям своего класса.

В романе Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» отражены типичные для ее времени пространственные характеристики дома, позволяющие более подробно рассмотреть его как одну из основных сфер повседневности человека. Эти характеристики выполняют в романе следующие функции: они служат материальным выражением общих национальных приоритетов, отдельных человеческих типов и жизненного уклада персонажей; участвуют в изображении места детективного действия; акцентируют контраст между нормой (мирная повседневность) и ее нарушением (преступление).

Неформальные главы деревенского сообщества - как правило самые богатые люди деревни, люди, сделавшие себя сами, владельцы фабрик как Роджер Экройд или карьеру на военной службе как полковник Протего отличаются благотворительностью и стремлению к контролю всего, что касается общественной жизни деревни, оказываются скупцами и «домаш-ними тиранами» по отношению к своим семьям.

Врачи и викарии будучи образованными людьми пользуются заслуженным уважением среди односельчан, являются своего рода «центрами информации» о тонких мирах и образе жизни своих подопечных, не имея права на распространение их тайн, уважая право людей на частную жизнь.

Женские образы представлены в виде молодых (почти независимых) женщин, заботливых матерей и жен в традиционных ролях в семье, скандальных женщин среднего возраста и старых дев на примере знаменитой “сыщицы” Мисс Марпл.

Молодые девушки, подобно Флоре Экройд и Летиции Протего, будучи далёкими от деревенских сплетен и пересудов среднего и старшего поколения свойственно их юношескому максимализму стремятся вылететь из семейного гнезда, с некоторой долей наивности, характерной их возрасту, полагая, что счастье - в деньгах. Лишь находя цель в жизни: уход за матерью, перспектива создания семьи с порядочным человеком, они прекращают бунтовать и становятся более удовлетворенными жизнью.

Домашняя прислуга выполняет типичные дела по дому, такие как приготовление пищи, глажка, стирка, уборка дома, покупка продуктов питания и напитков, сопровождение женщин-руководителей семьи в продуктовые магазины, выгул собак и забота о детях. Численность домашней прислуги при большом доме определяла богатство семьи.

Социальный критицизм Агаты Кристи не ограничивался высмеиванием нелепых и комичных черт многих персонажей. Она последовательно обличала неизменные пороки капиталистического общества, с которыми боролась и, так сказать, большая литература. Скупость и корыстолюбие, алчность, стремление завладеть богатством любой ценой - все эти качества, типичные для общества, где о человеке судят исходя из размеров его состояния, находят в книгах писательницы решительное и однозначное осуждение. Писательница откровенно никогда не любила богачей: Роджер Экройд, полковник Протеро вызывают у нее непреодолимую антипатию. Стремление к богатству и обладание им всегда составляет питательную почву для преступления - такова была неколебимая позиция Кристи.

Она резко отрицательно относилась к тем детективным произведениям, авторы которых преступали моральные нормы: Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости, - пишет она в автобиографии.

 


Литература

 

Первичные источники:

Агата Кристи. Полное собрание сочинений в 40 т.: тт. 2,19, 20, 21. Рига: Полярис,1995

Вторичные источники:

1. Анджапаридзе Г. Мир Агаты Кристи // Кристи А. Загадка Ситтафорда [: романы, пьеса, рассказы ] / Сост. и послесл. Г. Анджапаридзе. Л.: Лениздат, 1986. С.659-671.

2. Белозёрова И.В. Жанр детектива как отражение национальной ментальности // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2006. - № 2.

3. Белозёрова И.В. Национальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч.П. Сноу, Д. Френсиса: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.03 / Воронеж, гос. ун-т Воронеж, 2006.-24с.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М., 1995.

5. Бессмертный Ю. Л. Это странное, странное прошлое... // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории / под ред. Л. П. Репиной и В. И. Уколовой. М.: Эдиториал УРСС, 2000. Вып. 3.

6. Борхес Хорхе Луи «Детектив» // Как сделать детектив, М.: «Радуга», Пер. с

англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. С. 264

7. Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное / Ф. Бродель // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В: 3-х т. Т.1 - М., 1986.

8. Брюсов В.Я. Miscellanea. Замечания, мысли о искусстве, о литературе, о критиках, о самом себе // Брюсов В.Я. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1987. Т. 2. Статьи и рецензии: 1893 - 1924.Из книги «Далекие и близкие». Miscellanea. 575 с.

9. Бушардо Ю. Агата Кристи как она есть М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001.

10. Н.Н. Вольский Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006 г.

11. Гвоздева А.В. Лингвокультурный образ детектива: дис.... канд. филос. наук / Гвоздева Анна Вячеславовна. - Челябинск, 2009. - 188 с.

12. Георгиева Т.С. Культура повседневности:В 3 кн. Кн.1. Частная жизнь и быт древних обществ: учеб. пособие для.вузов /Т.С. Георгиева.- М. Высшая школа, 2005

13. Диттрич Т.В. Повседневная жизнь викторинской Англии - М.:2007

14. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словобразовательный.-М., 2000.

15. Климова С.В. Дом и мир: проблема приватного и публичного /С.В. Климова // Антропология: Веб-кафедра философской анторпологии [Электронный ресурс]. - 2006.

16. Кристи А. Автобиография. СПБ., 1997.

17. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре - Санкт- Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. -СПб., 2002.

18. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство - СПб, 1994.

19. Любутин К. Н., Кондрашов П. Н. Диалектика повседневности: методологический подход. Екатеринбург: УрГУ;ИФиП УрО РАН; РФО, 2007.

20. Марков Б.В. Культура повседневности. СПб.: Питер, 2008 - с.221

21. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Ермак, 2005

22. Разова Е.Л. В поисках дома / Е.Л. Разова // Антропология: Веб-кафедра философской анторпологии [Электронный ресурс]. - 2006.

23. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов.- М., 1953.

24. Социологический словарь/отв.ред Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев,- М.: Норма, 2008

25. Т.Г. Струкова Давняя привязанность (о книге С.Н. Филюшкиной «Детектив и проблема культурной памяти. Атаки новаций и упрямство жанра») // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2013, №2

26. Тусина Н.В. Традиции викторианства в системе взглядов А. Кристи на человека и общество // Проблемы истории, филологии, культуры. - М. и др., 2008. - Вып. 19.

27. С.Н. Филюшкина Детектив и проблема культурной памяти. Атаки новаций и упрямство жанра. - Воронеж, 2012.

28. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - СПб., 1997

29. Хьюитт. Понять Британию. Ижевск, 1992.

30. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» - СПб.: Симпозиум, 2005

31. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - СПб: ТОО ТК "Петрополис". 1998

32. LIGHT, Alison. Forever England: Femininity, literature, and conservatism between the wars. New York: Routledge, 1991, 281 p

33. Maida P.D. Murder she wrote: a study of Agatha Christie's detective fiction / Patricia D.

Maida, Nicholas B. Spornick. - Bowling Green: Popular Press, 1982.

34. McDowall, David, An Illustrated History of Great Britain. Harlow: Longman, 1989

35. Porter, Valerie. English Villagers. London: Bounty Books, 2004

36. Robson, W., 20th Century Britain. Oxford: Oxford University Press, 1983

37. Rowland, Susan, From Agatha Christie to Ruth Rendell. Houndmills: Palgrave 2001

38. Zemboy J. The detective novels of Agatha Christie: a reader's guide - Jefferson, N.C.: McFarland & Co., 2008

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: