Изменение роли сервисной деятельности в экономическом и общественном развитии




За последние 25-30 лет в мировой экономике, а также в хо­зяйственной практике разных стран роль и значение третичного сектора заметно трансформировались. Современное промышленное произ­водство сталкивается с целым рядом сложных проблем и страдает от:

♦ истощения многих природных ресурсов, не подлежащих вос­становлению, которые выступают основой промышленного про­изводства;

♦ общего снижения темпов экономического роста сельскохо­зяйственного производства и замедления некоторых видов мате­риального производства;

♦ обострения конкуренции на внутренних и мировых рынках промышленных товаров, стимулирующего искать нетривиальные источники развития производства;

♦ повышения уровня безработицы, которая приобретает хро­нический характер;

♦ отставания уровня заработной платы персонала промышлен­ных предприятий от роста производительности труда с использо­ванием высоких технологий и инноваций.

Представители крупного бизнеса развитых стран Запада в по­исках преодоления указанных проблем находили выход в переводе некоторых наиболее трудозатратных и экологически опасных производств в развивающиеся страны Азии, Латинской Америки. Вместо этого в самих развитых странах начи­нается широкое внедрение наукоемких производств с использова­ние информационно-компьютерных технологий, что сообщает их экономике постиндустриальный характер.

Подобные перемены в экономике вызвали радикальные изме­нения в социальной структуре, а также в культурных ориентациях и потребительских запросах населения развитых стран. Население переходит от удовлетворения потребностей первого порядка (связанных с жизнеобеспечением) к потребнос­тям второго порядка (социальные, оздоровительные, духовные запросы). Особую ценность в общественном сознании приобретает необходимость совершенствования всех сторон повседневной жиз­ни, оптимизация быта, гуманизация процессов воспитания де­тей, полноценная рекреация человека в свободное время.

Субъекты сервисной деятельности оперативно откликаются и стимулируют указанные общественные запросы. В результате в пос­ледние десятилетия во многих странах мира интенсивно шли про­цессы экстернализации услуг. Под экстернализацией услуг понима­ется масштабное появление новых видов и форм сервисной дея­тельности, берущих на себя те функции по удовлетворению общественных потребностей, которые до этого являлись состав­ной частью промышленного производства или самообслуживания в рамках семьи и самодеятельных видов активности населения.

О новом качестве производства услуг в экономике последней трети XX столетия свидетельствуют такие данные, как увеличение доли услуг в валовом национальном продукте развитых индустри­альных стран. Сегодня третичный сектор обеспечивает основную часть валового национального продукта во многих странах. В стра­нах Европейского сообщества доля услуг в ВНП составляет 63%, в США - 73%.

Если говорить о числе занятых в сфере обслуживания, то сле­дует учесть, что в нее входят не только работники индустрии ус­луг, но и те, кто выполняет сервисные функции в других секторах экономики. Так, на предприятиях, которые относятся к добываю­щей, сельскохозяйственной, обрабатывающей промышленности, существуют специалисты сервисного профиля - юристы, кадры по перевозкам, работники, ответственные за подбор кадров и тру­довые ресурсы, и др. В данном случае речь идет о «внутренних» услугах.

Еще одна особенность развития сервиса в постиндустриальную эпоху связана с динамичной и масштабной трансформацией внут­ренней структуры самого третичного сектора. За последние 30 лет особенно впечатляющим был рост сегментов, связанных с произ­водственными услугами

Производственные услуги связаны с обеспечением рыночного спроса на продукцию однопрофильных предприятий, со снабже­нием (поставками), с выполнением посреднической роли между производителем и его партнерами и потребителями. В последнем случае выполняются информационные, телекоммуникационные, транспортные, компьютерные услуги, совершенствуется предпри­нимательская среда и т.п. Таким образом, производственные ус­луги становятся саморазвивающимися отраслями, которые все в большей степени определяют, что, где и как должно произво­диться.

Особо следует выделить производственные услуги, связанные с поставками и постпродажным обслуживанием продукции промыш­ленного производства. Любое производство, особенно высокотех­нологичное, производящее технику и товары длительного пользо­вания, нуждается в сервисе особого рода. Этот сервис нацеливает­ся на транспортировку и складирование сырья, комплектующих, готовых изделий, на установку и монтаж готовой техники, а так-же на заправку ее горючим, техническое обслуживание, ремонт, поддерживание ее внешнего вида, а позже и на ее утилизацию.

Наряду с производственным сервисом активно развивается тес­но соприкасающиеся (но не сливающиеся) с ним распределитель­ные услуги, связанные с торговлей, транспортом, связью. Особенно заметные трансформации переживают те сегменты услуг связи, которые связаны с новыми видами комму­никации, - новые способы телефонной связи, компьютерные сети и др. Новый этап коммуникационных услуг (освоение оптоволо­конных кабелей, связи через спутники, компьютерной связи) ве­дет к замещению, хотя и частичному, транспортных услуг.

Динамика развития и высокий спрос характерны и для деловых услуг. Его сердцевину составляют банковские и страховые услуги и посредническо-предпринимательская деятельность, транспортно-эксплуатационные, организацион­но-информационные, консультационные и другие услуги.

Наконец, серьезные сдвиги во внутренней структуре третич­ного сектора характеризуются возрастанием роли услуг, нацелен­ных на рекреацию и развитие человека. Эти услуги связаны с социо­культурными, рекреационными, духовными потребностями, а так­же с индивидуальными потребностями любого человека. В этом направлении следует выделить следующие виды услуг: обучающие и образовательные, информационно-познавательные, рекреационно-досуговые (включая, культурно-валеологические, туристи­ческие, спортивно-оздоровительные), развлекательные, художе­ственно-эстетические, религиозно-теософские, социально-поли­тические и другие услуги. В то же время доля личных услуг, связан­ных с потреблением материальных благ, в последние десятилетия оставалась сравнительно стабильной (см. табл. 4).

Таким образом, экономика развитых стран становится сервис­ной или, точнее, информационно-сервисной. Данное повышение роли сервиса как в экономике, так и в общественной практике свидетельствует о том, что от состояния сервисной деятельнос­ти - ее организации, содержания, эффективности - в немалой степени зависят все стороны жизни современного общества, а также его будущее развитие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: