Причины возникновения речи.18
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.)
Основные причины нарушения речевого развития
· Внутриутробная патология (перинатальная) в период внутриутробного развития.
· Повреждение при родах (натальная).
· Постнатальная патология, воздействие различных вредных факторов после рождения.
Причины речевых нарушений- слайд 4
Функциональные
· Ограничение общения
· Искаженная форма общения
· Двуязычие в семье
· Дефектное речевое окружение
· Неблагоприятные социально-бытовые условия
· Неблагоприятные воздействия на организм ребенка.
Критические периоды в развитии речевой функции
1-2 года, 3года и критический 6-7 лет.
Родовая травма и асфиксия
Различные заболевания в первые годы жизни
Основные виды речевых нарушений
1. Нарушение звукопроизношения;
2. Нарушение ритма и темпа речи;
3. Расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
4.Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией.
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.