Политические учения Джона Роулза




Джон Ролз (1921–2002) – американский философ, один из самых цитируемых мыслителей современости. Ролз окончил Пристонский университет в 1943 г., служил в армии, в 1950 г. получил степень доктора философии. Главная концепция Ролза «справедливость как честность» продолжает либералистскую традицию Локка, Руссо и Канта и опирается на вечные идеалы свободы, равенства, братства. Под честностью Ролз понимает добровольное стремление к взаимовыгодной кооперации. Основной целью концепции справедливости как честности является организация хорошо организованного общества. Хорошо организованное общество – «это такое общество, в котором каждый принимает принципы справедливости и знает, что Другие принимают те же самые принципы, а основные социальные институты удовлетворяют этим принципам, и всем известно, что они им удовлетворяют» [14, 397]. Хорошо организованное общество предназначается для блага своих членов и «эффективно управляется публичной концепцией справедливости»

Ролз провозглашает: «Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же, как истина – первая добродетель систем мысли [выд. Л.Г.]. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным жеобразом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы. Каждая личность обладает основанной на справедливости неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже процветающим обществом» [14, 19-20].

Ролз предлагает следующие принципы справедливости.

Первый принцип. Принцип свободы. «Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей».

Второй принцип. Принцип справедливости.«Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших... и (b) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей» [14, 66].

Ролз утверждает приоритет принципа свободы. «Под приоритетом свободы я понимаю первенство принципа равной свободы над вторым принципом справедливости. Эти два принципа располагаются в лексическом порядке, и следовательно, требования свободы должны удовлетворяться в первую очередь. Пока это не достигнуто, другой принцип не вступает в действие» [14, 217]. «Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований» [14, 196]. Философ считает, что «свобода может быть ограничена только во имя самой свободы» [14, 218]. Свободы должны защищаться правлением закона. «Первый принцип равной свободы является первичным стандартом для конституционного собрания. Его главные требования – защита фундаментальных личных свобод, свободы совести и свободы мысли, а также и в том, чтобы политический процесс в целом был справедливой процедурой» [14, 180].

Принцип справедливости Ролза делится на две части, имеющие соответствующие названия: (1) принцип распределения ресурсов в пользу бедных, или принцип различия; (2) принцип равных возможностей.

Самые большие нарекания со стороны многих либералов вызывает принцип различия. В ответ на критику Ролз утверждает, что «…у нас есть естественные обязанности не быть жестокими, помогать другим» [14, 108]. Ролз высказывает предположение, что рациональный человек способен осознать идеи братства, вид лишений других у него не вызывает удовольствия, самоуважения. К тому же «разделение преимуществ должно быть таким, чтобы вызвать желание к сотрудничеству у каждого, включая тех, чье положение ниже» [14, 28-29]. Добровольное перераспределение ресурсов в пользу наименее преуспевших, по Ролзу, будет способствовать социальной кооперации, возникновению ощущения единства, сплоченности общества. Следует выделять ресурсы в образование, скажем, для того, чтобы улучшить положение наименее преуспевших и имеющих меньшие природные дарования. Примером соблюдения принципа различия является распространенная во многих странах практика прогрессивного налогообложения, когда те, кто больше зарабатывает, платят более высокие налоги.

Ролз отмечает, что принятие и соблюдение предложенных им принципов справедливости дает постоянный рост уверенности в себе, «надежное чувство своего собственного достоинства, которое служит основой человеческой любви».

Ролз считает, что «разумной и эффективной формой несогласия» в обществе, в значительной степени регулируемом чувством справедливости, является гражданское неповиновение.

«Прибегая к гражданскому неповиновению, индивид, таким образом, намеревается обратиться к чувству справедливости большинства и честно уведомить его о том, что, по его искреннему и обдуманному мнению, условия свободной кооперации нарушаются. Мы апеллируем к другим людям с просьбой пересмотреть свои убеждения, поставить себя на наше место и признать, что они не могут ожидать от нас бесконечной готовности соглашаться на условия, которые они нам навязывают».

Хорошо организованное общество должно быть построено без насилия, согласно договоренностям. Изначальный договор необходим, чтобы в дальнейшем при распределении благ не было насилия. Рациональные и свободные индивиды, преследующие свои интересы, объединяясь, должны принять фундаментальное соглашение относительно основных принципов справедливости, из которых могут быть дедуцированы остальные соглашения. Концепция справедливость как честность предлагает участникам предстоящего договора поместиться в ситуацию неведения относительно того, в каком месте, в какой семье, с какими способностями и с каким здоровьем мог бы родиться этот участник договора. Рациональные индивиды, полагает Ролз, в ситуации такого неведения должны признать предлагаемые им принципы справедливости и строить на их основе хорошо организованное общество.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: