Экспериментирование в работе с детьми раннего возраста.




Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества (Большая Советская Энциклопедия).

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.

В процессе эксперимента обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома является такие материалы как песок и вода.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь   1 неделя   Мониторинг
  2 неделя
  3 неделя   «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
  4 неделя   «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.
Октябрь   1 неделя   «СОРЕВНОВАНИЕ» Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.
  2 неделя   «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
  3 неделя   «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»   Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
    4 неделя   «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»     Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Ноябрь   1 неделя     2 неделя   «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»   «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫФОРМА?».   Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму.Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
  3неделя   «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»   Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
  4 неделя   «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» .   Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами
Декабрь   1 неделя   «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»   Совершенствовать знания детей о снеге.
  2 неделя   «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
  3 неделя   «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания
  4 неделя   «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»   Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.    
Январь   1 неделя   «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
  2 неделя   «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
  3 неделя   «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.
  4 неделя   «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.  
Февраль   1 неделя «ДРУЗЬЯ» .   Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность
  2 неделя «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»     Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.  
  3 неделя «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».     Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.  
  4 неделя «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»     Дать детям представление об очистке воды.    
Март   1 неделя «ПРОКАТИ ШАРИК»   Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.  
  2 неделя   «ТАНЕЦ ГОРОШИН»     Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
  3 неделя «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»     Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
  4 неделя «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.
Апрель   1 неделя «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»   Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.  
  2 неделя «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»   Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.  
  3 неделя   «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»   Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.  
  4 неделя   «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.
Май   1 неделя   «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»     Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.    
  2 неделя «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»   Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.  
  3 неделя «РАДУГА В КОМНАТЕ»   Познакомить детей с природным явлением – радуга.
  4 неделя   «ЭФФЕКТ РАДУГИ» Воспитывать бережное отношение к природе.
         

 

После проведенных мероприятий у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как «мокрый, сухой, сыпать, рыхлый, тяжелый, липкий, полная, песочная и др.». В адаптационный период игра с песком благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции, дети могут длительное время перебирать пальцами песок. При игре с песком с легковозбудимыми детьми по моим наблюдениям было замечено, что дети во время игры более спокойные, пассивные дети становятся раскрепощенными. Эти игры насыщают ребенка радостью. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что заметно на занятиях и в повседневной жизни. Дети обыгрывают свои постройки, пытаются сами создать домик. Дети добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: