Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества (Большая Советская Энциклопедия).
Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.
В процессе эксперимента обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома является такие материалы как песок и вода.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.
Месяц | Неделя | Тема | Цель | |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг | ||
2 неделя | ||||
3 неделя | «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. | ||
4 неделя | «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» | Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. | ||
Октябрь | 1 неделя | «СОРЕВНОВАНИЕ» | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. | |
2 неделя | «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | ||
3 неделя | «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | ||
4 неделя | «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ» | Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | ||
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫФОРМА?». | Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса | |
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму.Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. | ||||
3неделя | «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» | Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | ||
4 неделя | «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами | ||
Декабрь | 1 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» | Совершенствовать знания детей о снеге. | |
2 неделя | «ГДЕ ЛУЧИКИ» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. | ||
3 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания | ||
4 неделя | «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ» | Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | ||
Январь | 1 неделя | «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» | Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. | |
2 неделя | «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | ||
3 неделя | «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. | ||
4 неделя | «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | ||
Февраль | 1 неделя | «ДРУЗЬЯ» . | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность | |
2 неделя | «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?» | Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | ||
3 неделя | «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ». | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | ||
4 неделя | «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» | Дать детям представление об очистке воды. | ||
Март | 1 неделя | «ПРОКАТИ ШАРИК» | Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. | |
2 неделя | «ТАНЕЦ ГОРОШИН» | Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | ||
3 неделя | «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» | Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | ||
4 неделя | «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. | ||
Апрель | 1 неделя | «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. | |
2 неделя | «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК» | Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | ||
3 неделя | «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | ||
4 неделя | «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | ||
Май | 1 неделя | «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» | Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. | |
2 неделя | «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ» | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | ||
3 неделя | «РАДУГА В КОМНАТЕ» | Познакомить детей с природным явлением – радуга. | ||
4 неделя | «ЭФФЕКТ РАДУГИ» | Воспитывать бережное отношение к природе. | ||
|
|
|
После проведенных мероприятий у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как «мокрый, сухой, сыпать, рыхлый, тяжелый, липкий, полная, песочная и др.». В адаптационный период игра с песком благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции, дети могут длительное время перебирать пальцами песок. При игре с песком с легковозбудимыми детьми по моим наблюдениям было замечено, что дети во время игры более спокойные, пассивные дети становятся раскрепощенными. Эти игры насыщают ребенка радостью. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что заметно на занятиях и в повседневной жизни. Дети обыгрывают свои постройки, пытаются сами создать домик. Дети добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.