https://russia-impuls.ru/uploads/s/r/d/l/rdlgzgkze4bq/file/FEtHKXdt.pdf




Проектная группа «Адаптивный налоговый курс»

Санкт-Петербург

Предложения для включения в повестку очередного заседания Рабочей группы

«Нормативное регулирование малого и среднего предпринимательства»

комиссии Государственного Совета Российской Федерации

по направлению «Малое и среднее предпринимательство»

 

Члены Рабочей группы Н.Б. Покровский, Н.Н. Кухарчик, Н.В. Иванов.

При участии С.Л. Поповой – инженер-экономист, главный бухгалтер со стажем более 30 лет, в настоящее время руководитель бухгалтерско-юридической компании ООО «Аудит-Консультант», Екатеринбург.

 

 

Принимая во внимание Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию в 2021 году в части: «... к концу текущего года восстановить рынок труда. Но надо постараться решить её раньше, чтобы люди быстрее стали получать стабильный заработок. Для поддержки создания новых рабочих мест государство будет поощрять предпринимательскую инициативу, стимулировать частные инвестиции», «Поручаю Правительству в течение месяца представить дополнительные предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства, включая меры налогового стимулирования, доступные кредиты, расширение сбыта продукции, в том числе за счёт закупок со стороны крупных госкомпаний. », «Первое – мы уже списали в утиль многие архаичные нормы и требования в строительстве и в других областях, отказались от массы ненужных контрольных проверок, но нужно наращивать набранный темп, и результат в улучшении делового климата должен быть предметным, понятным, осязаемым. Второе: талант предпринимателя – это в первую очередь талант созидателя, стремление менять жизнь к лучшему вокруг себя, создавать новые рабочие места. Такой настрой государство обязательно будет поддерживать. » предлагается:

1. В рамках проекта последовательной модернизации налоговой системы «Адаптивный налоговый курс», учитывая главную его цель – гармоничное сочетание возможностей капитала и задач госбюджета, опираясь на 30-летний опыт работы научных, экспертных, бухгалтерских организаций, рассмотреть возможность реализации следующих инициатив.

1.1. Отмена НДС и налога на прибыль для субъектов МСП. Обоснование: уплата НДС в малом и среднем бизнесе после расчетов выручки и вычетов составляет в среднем 5–7% от выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг (данные представлены соавтором настоящих предложений С.Л. Поповой на основании 30-летней практики бухгалтерского сопровождения более чем 100 организаций МСП), в связи с чем считаем возможным избавить малый и средний бизнес от НДС. При этом ожидается, что отпадет огромный криминальный пласт создания бизнеса на вычетах и необходимость в существенной части проверок, запросов и пояснений со стороны налоговых органов. Также, согласно расчетам, в среднем, прибыль малого бизнеса составляет 1–2% от выручки, либо вовсе отсутствует. Заполнение декларации по налогу на прибыль, как правило, вызывает сложности, а наличие обширной законодательной базы по этому налогу делает ее труднодоступной для практического применения. Ожидается, что отмена налога на прибыль для субъектов МСП или замена на более простой исключит указанные сложности. Также ожидается, что эта мера уменьшит криминальную составляющую в составе расходов.

1.2. Согласно сообщению интернет-издания «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/29/863705-minekonomrazvitiya-biznesa Минэкономразвития перезапустит нацпроект по поддержке малого бизнеса. Теперь главной его целью будет рост занятости, сообщается на сайте. Главный целевой показатель – увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых) до 25 млн человек. При этом была изменена методика подсчета показателя: вместо данных о среднесписочной численности сотрудников будут учитываться сведения по застрахованным работникам, которые субъекты МСП представляют ежеквартально в налоговый орган.

В связи с этим предлагается рассмотреть возможность исключения тех норм закона, в которых объектом налогообложения является заработная плата. Цель – устранить зависимость страховых взносов от размера заработной платы. Обоснование: практика показывает, что многие работодатели с целью снижения затрат выплачивают минимальный размер заработной платы, а оставшуюся часть выплачивают другими способами. В свою очередь ПФР и ФНС пытаются решить эту проблему, вводя различные отчеты, ведомости и декларации, направляют множество запросов на сходимость показателей. При этом на практике указанные меры не дают нужного эффекта. Под эти требования отсутствует законодательная база, а ее внедрение будет противоречить нормам Конституции РФ. Так, например, в настоящее время отсутствует возможность обязать участника(ков) организации заключить с самим собой трудовой договор, поскольку принуждение к заключению трудового договора противоречит нормам Конституции РФ. Аналогичным образом обстоят дела с наемными работниками. При отсутствии трудового или иного договора не может быть и заработной платы и, как следствие, страховых взносов. Ожидается, что, благодаря освобождению заработной платы от страховых взносов напрямую (для начала применительно к сфере МСП), будут получены реальные цифры заработной платы и рост официальной занятости, что будет способствовать достижению главного целевого показателя нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса и полностью отвечает установкам Президента РФ.

Другой возможной мерой стимулирования создания рабочих мест в МСП является возврат части уплаченных налогов и сборов субъекту МСП за создание и содержание рабочего места в течение определенного времени. При этом могут быть введены дополнительные условия, такие как размер заработной платы относительно прожиточного минимума в субъекте РФ.

1.3. Глава ФНС Даниил Егоров сообщил о том, что ФНС планирует к концу 2022 года внедрить единый налоговый платеж для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На практике это означает, что плательщику нужно внести сумму на единый счет, а налоговый орган распределит ее по соответствующим налогам и сборам.

В развитие указанной инициативы предлагается рассмотреть возможность введения Единого налога на субъекты МСП (отличающийся от единого налогового платежа), который будет включать в себя все необходимые бюджету налоги, сборы и взносы, в том числе взносы застрахованных работников, которые затем налоговый орган распределяет самостоятельно, не привлекая к этому процессу налогоплательщиков.

1.4. Для реализации предложений по пп. 1.1–1.3 предлагается привлечь на договорной основе Рабочую группу социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского Союза ученых по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" Государственный Совет и его рабочие органы вправе организовывать проведение научных исследований по вопросам, касающимся взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства, и иным вопросам, относящимся к компетенции Государственного Совета, а также привлекать в установленном порядке для осуществления аналитических и экспертных работ ученых и специалистов.

Письмом Минфина России от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417, опубликованным на официальном сайте Министерства финансов Российской федерации, были доведены методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – методические рекомендации).

Согласно методическим рекомендациям повышение эффективности уже предпринимаемых мер по обеспечению ускоренного роста доходной базы бюджетов должно базироваться на системном и научно-обоснованном подходах к оценке эффективности. Кроме того, немаловажным представляется развитие и становление на прочный научный фундамент системы оценки эффективности мероприятий по поддержке бизнеса, а также распространение практики проведения предварительной оценки эффективности предлагаемых мер поддержки бизнеса, отмечается в методических рекомендациях.

Предлагается также принять во внимание письмо Агентства стратегических инициатив (далее – АСИ) от 28 июня 2021 экспертам АСИ: «Счетная палата Российской Федерации проводит сбор и подготовку сведений о рисках, которые сопровождают достижение стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации, на основе мнения экспертного сообщества. В связи с этим коллеги из Счетной палаты обратились в Агентство. Просим Вас выразить экспертное мнение о существующих рисках недостижения к 2030 году целевого ориентира по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.»

Возможные риски: Отсутствие научного обоснования принимаемых решений в области МСП.

Источники риска: В настоящее время для практики более типичны двухкомпонентные варианты: бизнес-власть, наука-власть, бизнес-наука. Из многокомпонентных систем наиболее устойчивыми являются двухкомпонентные. Однако, они склонны к стагнации. В отличие от них трехкомпонентные более динамичны, и стагнация для них маловероятна. В то же время четырехкомпонентные системы гораздо менее устойчивы. На этих основаниях можно считать, что для развития МСП необходима трехкомпонентная система. По институциональному признаку такой системой является «бизнес-наука-власть».

Последствия наступления рискового события: В настоящее время в России доля МСП в числе занятых и величине ВВП – менее 30%. При этом темп изменения этих показателей таков, что для достижения конечной величины может потребоваться не менее 40–70 лет, а с учетом эффекта затухания процесса на конечной фазе и других неблагоприятных факторов – и более того.

Такую ситуацию нельзя считать приемлемой и необходимо привлекать все возможные ресурсы для развития МСП. Напомним, что МСП – системообразующий фактор для страны, что требует сведения рисков к минимуму. Этого требуют и установки Президента РФ: «Ни в коем случае мы не можем действовать и работать как обычно, мы должны осознать, где мы находимся и перед решением каких задач мы стоим».

2. Предлагается обеспечить формирование положительного образа предпринимателя путем организации информационной поддержки через средства массовой информации (Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, принята Госсоветом в 2001 году, см. https://www.au92.ru/msg/20020829_i6q99i8.html).

3. При реализации указанных предложений (п.п. 1–2) могут быть использованы Научно-практические основания развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (Методические рекомендации), разработанные Рабочей группой социально-экономического проектирования СПб Союза Ученых, электронная версия доступна по адресу в сети Интернет:

https://russia-impuls.ru/uploads/s/r/d/l/rdlgzgkze4bq/file/FEtHKXdt.pdf

 

Августа 2021

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: