Класс
С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.
Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая.
Может, начать разговор с того, какая Россия – разная? Это – и безлесая, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири. Это – горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани, Волги. Это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка. (По Кроткову. 78 сл.)
Правописание собственных имен существительных, не с причастиями; знаки препинания при причастных оборотах, однородных членах предложения.
1. К какому стилю принадлежит текст? Докажите свою точку зрения.
2. Какой тип речи выбрал автор для того, чтобы поделиться своими размышлениями?
3. Какие языковые средства и какое построение предложений использовал автор, чтобы воздействовать на читателя или слушателя?
4. Творческое задание. В первом предложении диктанта ставится вопрос: «С чего начать разговор о России?» Может ли быть только один ответ на этот вопрос? Какие ответы дает автор? Какие можете дать вы?
1-й вариант. Напишите свой ответ на поставленный вопрос так, чтобы ваш текст был продолжением диктанта.
2-й вариант. Представьте, что вы пишете письмо другу по переписке, живущему в другой стране и просящему рассказать о нашей стране.
3-й вариант. После записи диктанта напишите сочинение-рассуждение. Поделитесь своими размышлениями, почему непросто и даже трудно дать ответ на вопрос: «С чего начать разговор о России?» Почему у каждого из нас может быть свой ответ на этот вопрос?
VIII класс
1. Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо. (Бунин. 30 сл.)
Правописание не с причастиями, н и нн в причастиях; знаки препинания при однородных членах предложения, согласованных определениях; авторская пунктуация.
1. Каким настроением пронизаны эти строки? Как создается поэтическая картина зимнего утра?
2. Какие слова, синтаксические конструкции придают описанию особую лиричность и торжественность?
3. Какую роль играют в отрывке односоставные предложения?
4. Творческое задание. Продолжите описание. Подумайте, что еще можно увидеть, если смотреть «в кусочек окна». Какие предложения вы включите в текст, чтобы сохранить ощущение торжественности, восхищения красотой зимней природы, заданное началом описания? Помните о том, что ваше продолжение могут украсить определения-эпитеты.
5. Сравните свое продолжение с текстом рассказа И.А. Бунина.
2. Вхожу прямо в жужжащую темноту леса. Иду на звук, осторожно ступая и разгребая кусты. Чьи-то крылья порхают вокруг, легкий ветерок щекочет щеки и шевелит волосы. Что происходит в лесу? Что за летуны роятся вокруг? Почему тут возбуждение, шум, переполох, когда вокруг в лесу полная тишина?
Нащупываю фонарик: сейчас пролью свет на это темное дело!
Включать или не включать? Включу и разом разгадаю загадку — со скоростью света. А помедлю — и побуду с тайной наедине, продлю волнение неизвестности. Включу — и загадка превратится в отгадку.
Конечно, это не плохо, — превращать загадки в отгадки. Но вот сверну ли я потом на такой же шум в ночной темноте, если буду знать, что там такое?
Включать или не включать? (По Сладкову. 119 сл.)
Знаки препинания в простых и сложных предложениях, при однородных членах предложения; обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами; вводных словах.
1. О чем этот текст?
2. Как вы думаете, почему в тексте так много вопросительных предложений?
3. Какое впечатление вызывает у вас отсутствие в тексте личного местоимения я? Какова роль односоставных предложений в создании эмоционального напряжения и лаконичности повествования?
4. Творческое задание. Отвечая на вопрос текста, напишите его продолжение. Поразмышляйте о том, хорошо ли разгадывать тайны леса, видеть, как живет ночью лес, или лучше оставить все в тайне, не тревожить ночных жителей леса: насекомых, бабочек, ежей, не «освещать» тайну ночного леса.
Если вам сложно начать сочинение, воспользуйтесь подсказкой. В авторском тексте после вопроса следует предложение: Свет фонаря пронзил ночь.
3. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел таким алым и влажным огнем, что даже ранний солнечный свет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя. В зарослях шиповника озабоченно гудели шмели, черные с золотыми полосками на спине. — Георгиевские кавалеры, — заметил летчик.
Действительно, шмели были похожи на коротенькие ленты от георгиевских медалей. И вели себя бесстрашно, как старые бойцы, не обращая внимания на людей и даже сердясь на них. (По Паустовскому. 94 сл.)
Знаки препинания при согласованных определениях; обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами; сравнительных оборотах.
1. Какой словесный образ, созданный в тексте, вам понравился, показался необычным?
2. Найдите сравнительные обороты. Какова их роль в создании образной
картины?
3. Что вы знаете о георгиевских кавалерах, георгиевских орденах? Почему в тексте появляется сравнение старые бойцы!
4. Творческое задание. Видели ли вы шмелей близко? С чем (кем)
их можно сравнить? Удачен ли словесный образ, найденный К. Г. Паустовским? Выскажите свое мнение.
IX класс
1. Дорога — удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружа ющей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости. (По Аксакову. 72 сл.)
Правописание безударных гласных; знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1. Какова роль в этом отрывке первого предложения? Какие еще типы зачинов вы знаете2?
2. Творческое задание. Каждый из нас оказывался в дороге, когда путешествовал или ехал в гости к родным, знакомым и друзьям. Эти поездки могли проходить на поезде, автобусе, автомобиле, на велосипеде и т.д. Вспомните, о чем вы думали, видя сменяющиеся картины природы, о чем мечтали, когда смотрели в окно или из окна вагона, машины. Почему дорога способствует сосредоточению на себе, на своих мыслях?
Какую форму сочинения вы изберете: эссе, путевые заметки, письмо, дневниковую запись?
2. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей — это сказки. Для десятилетних — «Руслан». В двенадцать—тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник», в юношеские годы — «Онегин» и лирика.
А потом — и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!
В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. (По Маршаку. 76 ел.)
Знаки препинания в конце предложения, в неполных предложениях.
1. Определите стиль текста.
2. Какая часть речи преобладает в тексте? Как создается лаконичность и эмоциональность текста?
3. Творческое задание. Согласны ли вы с мыслью автора о том, что у каждого возраста свой Пушкин. Совпадает ли ваше чтение пушкинских произведений с возрастными этапами, названными С. Я. Маршаком? Какой Пушкин вам понятен и близок сегодня? Напишите, отвечая на эти вопросы после записи диктанта. В каком стиле вы будете писать, какую форму сочинения изберете?
3. Погожий осенний день. Золото лучится в каждой выгоревшей за лето травинке, искрится на листьях трепещущих березок, мерцает в гуще леса, лежащего на пологих холмах. Свежий хрустальный воздух прозрачен, и в этот миг с особой остротой видишь каждую веточку, каждый блик в зеркале реки. О чем-то шепчут бронзовые листья могучего дуба.
Остро ощутим ритм пейзажа Древней Руси — ели, как свечи, тянутся к небу, стройные купола маленькой церкви, словно вросшей в осенний багрянец леса.
Посреди этих благодатных просторов застыл отрок. (По Долгополову. 79 ел.)
Знаки препинания в сложном предложении, при однородных членах предложения, обособленных членах предложения.
1. Какую образную картину вы себе представили? Как вы думаете, чему посвящен этот текст? Вспомните, на какой картине можно увидеть этот пейзаж и отрока-мальчика?
2. Какую особенность в стиле текста вы заметили? Как в нем сочетаются художественное описание картины и его оценка?
Творческое задание. Вы записали начало текста искусствоведа И. Долгополова о картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Рассмотрите на картине М. В.
Нестерова образ Варфоломея. Допишите текст, включив описание мальчика, его позы, мимики, взгляда, жеста рук, одежды, его отношения к чудесному появлению старца-схимника.
Как называет мальчика искусствовед? Уместно ли это употребление? Какие вы будете использовать слова, именуя героя картины?
Прочитайте авторский текст. Сравните ваш текст с авторским. Насколько вы смогли сохранить авторский стиль, манеру изложения?
(Ср.: Светлоголовый, он завороженно и восторженно не сводит широко открытых глаз с незнакомца.
Крепко сжав тонкие пальцы рук, он верит и не верит, что перед ним чудо. Пастушок в шитой красным рубашке, в алых сафьяновых сапожках, словно зачарованный, замер. Повисла на руке сбруя.)
4. Человек должен быть интеллигентен. А если вдруг у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Что же такое интеллигентность? (По Лихачеву. 70 ел.)
Правописание двойной согласной в корне слов; знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении.
1. Определите стиль и тип текста.
2. На каком средстве синтаксической выразительности «держится» начало текста? Какова роль повтора в тексте?
3. Какие языковые средства помогают автору выразить свое отношение к проблеме интеллигентности, свою убежденность в ее необходимости каждому человеку?
4. Творческое задание. После записи текста ответьте на вопрос Д. С. Лихачева: «Что такое интеллигентность?». Как вы думаете, почему интеллигентность нужна каждому человеку? Выскажите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.