Правописание безударных гласных; знаки препинания в предложениях с однородными членами.




Класс

С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая.

Может, начать разговор с того, какая Россия – разная? Это – и безлесая, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири. Это – горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани, Волги. Это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка. (По Кроткову. 78 сл.)

 

Правописание собственных имен существительных, не с причастиями; знаки препинания при причастных оборотах, однородных членах предложения.

1. К какому стилю принадлежит текст? Докажите свою точку зрения.

2. Какой тип речи выбрал автор для того, чтобы поделиться своими размышлениями?

3. Какие языковые средства и какое построение предложений использовал автор, чтобы воздействовать на читателя или слушателя?

4. Творческое задание. В первом предложении диктанта ставится вопрос: «С чего начать разговор о России?» Может ли быть только один ответ на этот вопрос? Какие ответы дает автор? Какие можете дать вы?

1-й вариант. Напишите свой ответ на поставленный вопрос так, чтобы ваш текст был продолжением диктанта.

2-й вариант. Представьте, что вы пишете письмо другу по переписке, живущему в другой стране и просящему рассказать о нашей стране.

3-й вариант. После записи диктанта напишите сочинение-рассуждение. Поделитесь своими размышлениями, почему непросто и даже трудно дать ответ на вопрос: «С чего начать разговор о России?» Почему у каждого из нас может быть свой ответ на этот вопрос?

VIII класс

 

1. Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Ка­кое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, зава­лившими чащи елей, — синее, огромное и удивительно нежное небо. (Бунин. 30 сл.)

 

Правописание не с причастиями, н и нн в причастиях; знаки препинания при однород­ных членах предложения, согласованных опре­делениях; авторская пунктуация.

 

1. Каким настроением пронизаны эти строки? Как создается поэтическая картина зимнего утра?

2. Какие слова, синтаксические кон­струкции придают описанию особую лиричность и торжественность?

3. Какую роль играют в отрывке односоставные предложения?

4. Творческое задание. Про­должите описание. Подумайте, что еще можно увидеть, если смотреть «в кусочек окна». Какие предложения вы включите в текст, чтобы сохранить ощущение торжественности, восхище­ния красотой зимней природы, задан­ное началом описания? Помните о том, что ваше продолжение могут ук­расить определения-эпитеты.

5. Сравните свое продолжение с тек­стом рассказа И.А. Бунина.

 

2. Вхожу прямо в жужжащую темноту леса. Иду на звук, осторожно ступая и раз­гребая кусты. Чьи-то крылья порхают вок­руг, легкий ветерок щекочет щеки и шевелит волосы. Что происходит в лесу? Что за лету­ны роятся вокруг? Почему тут возбуждение, шум, переполох, когда вокруг в лесу полная тишина?

Нащупываю фонарик: сейчас пролью свет на это темное дело!

Включать или не включать? Включу и ра­зом разгадаю загадку — со скоростью света. А помедлю — и побуду с тайной наедине, продлю волнение неизвестности. Включу — и загадка превратится в отгадку.

Конечно, это не плохо, — превращать за­гадки в отгадки. Но вот сверну ли я потом на такой же шум в ночной темноте, если буду знать, что там такое?

Включать или не включать? (По Сладкову. 119 сл.)

 

Знаки препинания в простых и сложных предложениях, при однородных членах предло­жения; обстоятельствах, выраженных дееприча­стными оборотами; вводных словах.

1. О чем этот текст?

2. Как вы думаете, почему в тексте так много вопросительных предложе­ний?

3. Какое впечатление вызывает у вас отсутствие в тексте личного местоиме­ния я? Какова роль односоставных предложений в создании эмоциональ­ного напряжения и лаконичности по­вествования?

4. Творческое задание. Отве­чая на вопрос текста, напишите его продолжение. Поразмышляйте о том, хорошо ли разгадывать тайны леса, видеть, как живет ночью лес, или луч­ше оставить все в тайне, не тревожить ночных жителей леса: насекомых, ба­бочек, ежей, не «освещать» тайну ноч­ного леса.

Если вам сложно начать сочинение, воспользуйтесь подсказкой. В автор­ском тексте после вопроса следует предложение: Свет фонаря пронзил ночь.

 

3. По сторонам тропы высокими и круты­ми стенами стоял шиповник и цвел таким алым и влажным огнем, что даже ранний солнечный свет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и ви­сят в воздухе, как яркое маленькое пламя. В зарослях шиповника озабоченно гудели шме­ли, черные с золотыми полосками на спине. — Георгиевские кавалеры, — заметил лет­чик.

Действительно, шмели были похожи на коротенькие ленты от георгиевских медалей. И вели себя бесстрашно, как старые бойцы, не обращая внимания на людей и даже сер­дясь на них. (По Паустовскому. 94 сл.)

 

Знаки препинания при согласованных опре­делениях; обстоятельствах, выраженных дее­причастными оборотами; сравнительных оборо­тах.

1. Какой словесный образ, создан­ный в тексте, вам понравился, пока­зался необычным?

2. Найдите сравнительные обороты. Какова их роль в создании образной

картины?

3. Что вы знаете о георгиевских ка­валерах, георгиевских орденах? По­чему в тексте появляется сравнение старые бойцы!

4. Творческое задание. Виде­ли ли вы шмелей близко? С чем (кем)

их можно сравнить? Удачен ли сло­весный образ, найденный К. Г. Паус­товским? Выскажите свое мнение.

 

IX класс

1. Дорога — удивительное дело! Ее могу­щество непреодолимо, успокоительно и цели­тельно. Отрывая вдруг человека от окружа ющей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно текущей разнообразной действительности, она сосре­доточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внима­ние сначала на самого себя, потом на воспо­минание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости. (По Аксакову. 72 сл.)

 

Правописание безударных гласных; знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1. Какова роль в этом отрывке пер­вого предложения? Какие еще типы зачинов вы знаете2?

2. Творческое задание. Каж­дый из нас оказывался в дороге, когда путешествовал или ехал в гости к род­ным, знакомым и друзьям. Эти поезд­ки могли проходить на поезде, автобу­се, автомобиле, на велосипеде и т.д. Вспомните, о чем вы думали, видя сме­няющиеся картины природы, о чем мечтали, когда смотрели в окно или из окна вагона, машины. Почему дорога способствует сосредоточению на себе, на своих мыслях?

Какую форму сочинения вы избере­те: эссе, путевые заметки, письмо, дневниковую запись?

2. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей — это сказки. Для де­сятилетних — «Руслан». В двенадцать—три­надцать лет нам открываются пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник», в юношеские годы — «Онегин» и лирика.

А потом — и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и пись­ма... И это уже навсегда!

В каком возрасте становятся понятны де­тям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы чита­тельских возрастов. (По Маршаку. 76 ел.)

Знаки препинания в конце предложения, в неполных предложениях.

1. Определите стиль текста.

2. Какая часть речи преобладает в тексте? Как создается лаконичность и эмоциональность текста?

3. Творческое задание. Со­гласны ли вы с мыслью автора о том, что у каждого возраста свой Пушкин. Совпадает ли ваше чтение пушкин­ских произведений с возрастными эта­пами, названными С. Я. Маршаком? Какой Пушкин вам понятен и близок сегодня? Напишите, отвечая на эти вопросы после записи диктанта. В каком стиле вы будете писать, какую форму сочинения изберете?

3. Погожий осенний день. Золото лучится в каждой выгоревшей за лето травинке, ис­крится на листьях трепещущих березок, мер­цает в гуще леса, лежащего на пологих хол­мах. Свежий хрустальный воздух прозрачен, и в этот миг с особой остротой видишь каж­дую веточку, каждый блик в зеркале реки. О чем-то шепчут бронзовые листья могучего дуба.

Остро ощутим ритм пейзажа Древней Руси — ели, как свечи, тянутся к небу, строй­ные купола маленькой церкви, словно врос­шей в осенний багрянец леса.

Посреди этих благодатных просторов за­стыл отрок. (По Долгополову. 79 ел.)

Знаки препинания в сложном предложении, при однородных членах предложения, обособ­ленных членах предложения.

1. Какую образную картину вы себе представили? Как вы думаете, чему посвящен этот текст? Вспомните, на какой картине можно увидеть этот пейзаж и отрока-мальчика?

2. Какую особенность в стиле текста вы заметили? Как в нем сочетаются художественное описание картины и его оценка?

Творческое задание. Вы за­писали начало текста искусствоведа И. Долгополова о картине М. В. Не­стерова «Видение отроку Варфоло­мею». Рассмотрите на картине М. В.

Нестерова образ Варфоломея. Допи­шите текст, включив описание мальчи­ка, его позы, мимики, взгляда, жеста рук, одежды, его отношения к чудес­ному появлению старца-схимника.

Как называет мальчика искусство­вед? Уместно ли это употребление? Какие вы будете использовать слова, именуя героя картины?

Прочитайте авторский текст. Срав­ните ваш текст с авторским. Насколь­ко вы смогли сохранить авторский стиль, манеру изложения?

(Ср.: Светлоголовый, он завороженно и восторженно не сводит широко открытых глаз с незнакомца.

Крепко сжав тонкие пальцы рук, он верит и не верит, что перед ним чудо. Пастушок в шитой красным рубашке, в алых сафьяновых сапожках, словно зачарованный, замер. По­висла на руке сбруя.)

4. Человек должен быть интеллигентен. А если вдруг у него профессия не требует ин­теллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Что же такое интеллигентность? (По Лихачеву. 70 ел.)

Правописание двойной согласной в корне слов; знаки препинания при однородных чле­нах предложения, в сложном предложении.

1. Определите стиль и тип текста.

2. На каком средстве синтаксической выразительности «держится» начало текста? Какова роль повтора в тексте?

3. Какие языковые средства помога­ют автору выразить свое отношение к проблеме интеллигентности, свою убежденность в ее необходимости каж­дому человеку?

4. Творческое задание. После записи текста ответьте на вопрос Д. С. Лихачева: «Что такое интеллигент­ность?». Как вы думаете, почему ин­теллигентность нужна каждому чело­веку? Выскажите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: