Экономические блага и их классификации.




Функции: Познавательная, прогностическая, методологическая, практическая, критическая.

Экономические блага и их классификации.

Благо- ср-во для удовлетворения потребностей.Эконом блага-в гораниченном размере.. Они состоят из вещей и услуг. Эконом.блага делятся на долговремен. и недолговр. Среди благ выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые; частные и общественные. Экономические блага могут быть разделены на наст. и буд.,потребит.и производствен. По теории Маркса стоимость эк.блага опр-ся затратами общественно необходимого труда. Согласно неоклас.воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, интенсивности потребности и кол-ва благ, способных удовлетворить потребность.

3) Экономический кругооборот - круговое движение реальных эконом.благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Основными субъектами рыночной эк-ки являются домох-ва и фирмы. Домох-ва предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками эконом.ресурсов. фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая потребительские товары и услуги.Кругооборот спроса и предложения:отражает взаимодействие спроса и предложения.Данная

модель может быть конкретизирована с учетом движения ресурсов, потребит.благ и доходов. Спрос домох-в выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребит.товаров и услуг. Продажа товаров и услуг составляет выручку фирм. Покупка ресурсов, необходимых для этого, означает издержки фирмы. Домох-ва, поставляя ресурсы (труд, землю,капитал,предприним.способности), получают денежн.доходы. Т.о,поток эк.благ дополн-ся встречным денежным потоком доходов и расходов:

функции г-ва в кругообороте: модель эк.кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной эк-ки, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

4) Альтернативные издержки любого блага количество другого блага, которым надо пожертвовать, чтобы получить дополнительную еди­ницу данного блага. Кривая производственных возможностей является вогнутой от точки начала координат, демонстрируя, что наращивание производства одного блага сопровождается все большим сокраще­нием производства другого блага Закон возрастающих альтернативных издержек: в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага.

 

5) Кривая производственных возможностей выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.Строится она при следующих допущениях: 1. Фиксированном количестве используемых ресурсов 2. Данном уровне технологии производства.Каждая ее точка отражает комбинацию производства определенного количества товаров.

Если точка находится левее прямой, то это значит, что наличные ресурсы используются неполностью; правее – недостижимо при данных ресурсах и технологии.Все множество точек кривой показывает возможный технологический выбор,В действи­тельности реализуется лишь один вариант (одна точка кривой), соответствующий фактическому выбору. Ока­зывается окончательный выбор, зависит от многих факторов— экономических, политических, исторических, социальных и др.Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена сокращать производство другого.

6) СПРОС - определяет к-во продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить на рынке по некоторой цене в течении определенного промежутка времени, т.е. спрос это потребность, выраженная в денежной форме. ВЕЛИЧИНА СПРОСА - количество товара. которое массовый покупатель желал бы купить при определенной цене данного товара. КРИВАЯ СПРОСА показывает взаимосвязь между ценой Р и количеством покупаемого товара Q и описывает рыночное поведение покупателей. Изменение цены на определенный товар будет приводить к изменению величины спроса. ЗАКОН ПОСТЕПЕННОГО УБЫВАНИЯ СПРОСА: Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Детерминанты спроса: 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вку­сов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) коле­бание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

 

7) ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке опр.к-во продукции по каждой данной цене. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это то количество товара, которое будет предложено для продажи приданной цене в данный период времени. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и описывает рыночное поведение продавцов.. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чем выше цена товара, тем больше величина предложения; и наоборот. Причины, почему действует закон предложения: 1) По возросшей цене производители захотят дать больше изделий 2)Эффект нового продавца. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ: цены на ресурсы (все. используемые в производстве, включая труд. капитал, сырье и т.п.); налоги и дотации со стороны государства; появление новых технологий; изменение цен на другие товары; количество производителей или про­давцов; ожидания изменений на рынке.

8) Равновесная цена.

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда устанавливается цена, при кот. по каждому данному товару на рынке нет ни излишков, ни дефицита;

Равнове´сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:цена, при которой спрос и предложение равны;цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

 

9) Эластичность спроса — чувствительность спроса к изменению цены (процентное изменение спроса на 1% изменения цены). Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). (товар низкокачественный) Товар нормальный, если эластичность по доходу положительна (E>0). Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Эластичность спроса, факторы: наличие товаров-заменителей, удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя, размеры дохода покупателей, качество товара, тепень необходимости товара., размеры запасов товра, потребительские ожидания.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы. Факторы: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки. 3 периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не может изменить объем выпускаемой продукции и подстраивается под спрос, изменяя цену. В среднесрочный период фирма может повысить объем производства. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

11) Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т. е. все естественные ресурсы. Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости. Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов Дифференциальная земельная рента связана с различиями в естественном плодородии участков земли, что обуславливает их различную предельную производительность, а следовательно, и получение более высокого дохода при одинаковых затратах. Выплаты владельцам факторов производства, предложение которых в краткосрочном периоде фиксировано, называются квазирентой. Квазирента в долгосрочном периоде исчезает, а эконом. Рента остается. Абсолютная рента – это плата за использование всех без исключения арендованных земель.

 

18) Потери общества от несовершенной конкуренции. Антимонопольное регулирование.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со сторон других фирм. Потери от несовершенной конкуренции: неоправданный рост цен; увеличение издержек производства и обращения; замедление научно-технического прогресса; снижение конкурентоспособности на мировых рынках; падение эффективности экономики.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены. Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты. Эта же система используется и в Российской Федерации.

 

21) Монополия и монопсония.

Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса, и много продавцов.

 

26) Понятие прибыли. Рентабельность.

Прибыль – положительная разность между выручкой и издержками.

Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: