Модели коммуникации
1. Линейные модели СК;
2. Интеракционистские модели СК;
3. Семиотические модели СК
Исследование проблем социальной коммуникации, интерес к которым сохранялся и усиливался по мере проявления бурных социально-экономических трансформаций, начиная с эпохи Просвещения (XVII–XVIII вв.) и вплоть до наших дней, снова и снова обращало ученых, специалистов в сфере коммуникаций к поиску оптимальной модели социальной коммуникации. Это привело к тому, что на современном этапе развития социологии коммуникации существуют различные концепции и модели коммуникации, большинство из которых связаны с представлением о ней как о массовой передаче информации посредством использования технических средств, с помощью различного рода профессиональных приемов для влияния и воздействия на аудиторию. Наиболее распространенные и фундаментальные модели коммуникации можно классифицировать следующим образом.
1) «линия Лассуэлла», в которую включается модель коммуникативного акта, принадлежащая самому Г. Лассуэллу и развитая далее Р. Брэддоком и Г. Гербнером;
2) «линия Шеннона–Уивера» – модели Шеннона–Уивера, М. ДеФлера, Осгуда–Шрама;
3) «линия Ньюкомба» – интеракционистская модель Т. Ньюкомба;
4) «линию» семиотических моделей коммуникации («линия Якобсона»): в нее входят модель коммуникации (речевого события) Р.О. Якобсона, Ю.М. Лотмана, У. Эко, Т.М. Дридзе. Рассмотрим некоторые из них.
Линейные модели СК
Модель линейная (Г. Д. Лассуэлл).
Одна из наиболее известных в мире моделей социальной коммуникации была сформулирована в 1948 г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Будучи жуналистом, он практически отождествляет социальную коммуникацию с массовой. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе через достижение «понимания и соглашения». Поскольку в истории человечества эти цели достигались далеко не всегда, внимание исследователя было обращено к процессу движения информации внутри общественного сознания, а эффектом, к которому следовало стремиться, является донесение информации без искажений. Г. Д. Лассуэлл выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, на каждом из которых возможно искажение информации. Предложенная им модель коммуникации известна как линейная и выглядит следующим образом.
|
Она включает 5 элементов: 1)коммуникатор;2) информация; 3) канал; 4)аудитория; 5) эффективность. «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ?»
Коммуникатор - тот, кто передает информацию. Эффективность коммуникации зависит от таких характеристик коммуникатора, как возраст, профессия, пол, внешность, интонация, мимика, речь, уровень квалификации, честность, искренность, уважение к аудитории и т.д. Важнейшими характеристиками коммуникатора являются: кредитность, привлекательность и сходство с аудиторией.
Позиции коммуникатора: 1) открытая (объявляет себя сторонником сообщаемой точки зрения.); 2) отстраненная (сопоставляет противоречивые точки зрения, держится нейтрально); 3) закрытая (сознательно умалчивает о своей позиции).
Информация – то, что передается:1) констатирующая (в форме сообщения), не предполагает изменений в поведении собеседника; 2) побудительная (приказ, совет, просьба) – стимулирует действие. Виды стимуляции: активизация (побуждение); интердикция (побуждение, не допускающее определенных действий); дестабилизация (нарушение определенных форм поведения или деятельности).
|
Характеристики информации: содержание, объем, сложность, композиция, близость опыту партнера (интересам, уровню образования и т.д.).
Канал – способ передачи информации.По типу организации канал бывает: 1) аксиальный (axis– ось) – адресная передача; 2) ретиальный (rete– сеть) – ориентация на множество вероятных адресатов.
Распространение информации в обществе происходит через фильтры «доверия – недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться не принятой и наоборот. Совокупность средств, обеспечивающих более полное принятие информации – фасцинация. Примером фасцинации может выступать музыкальное сопровождение речи.
Реципиент (аудитория): тот, кто воспринимает информацию. Эффективность воздействия на аудиторию зависит от следующих ее характеристик:
а) отношение к коммуникатору предполагаемой информации. Если аудитория доверяет коммуникатору, настроена по отношению к нему доброжелательно, она не склонна подыскивать контраргументы. Если аудитория не доверяет источнику информации, не хочет подвергнуться его влиянию, она склонна защищаться, подготавливать контраргументы, отрицать «неудобное» для нее сообщение;
б) уровень подготовленности к восприятию сообщения;
в) возраст. Например, установки молодой части аудитории менее стабильны, на них легче влиять.
|
Эффективность передачи выступает в форме принятия – отвержения. Принятие: внешнее – внутреннее; полное – частичное; осознанное – неосознанное; устойчивое – неустойчивое; непосредственное – отсроченное.
Обратим внимание на то, что, в данной модели конечной целью был заявлен эффект, а его достижение связывалось с донесением информации (помогающей прийти к пониманию и согласию) без искажений. Декларация успешной, просвещающей коммуникации, в сочетании с предложенными механизмами противодействия искажениям информации, была шагом вперед в теории коммуникации; тем не менее, как показала жизнь, предложенная модель не повлияла на практику использования информационного пространства для воздействия и манипуляций сознанием людей. Не принесла она и ожидаемого социального согласия.
Желание воздействовать на аудиторию в благих, с точки зрения коммуникатора, целях, нередко вызывает раздражение тех групп аудитории, которые не приемлют подобного способа общения, а также тех, кто придерживается мнения, противоположного тому, которое декларируется. Препятствием зачастую становится и неумение больших групп людей адекватно понимать коммуникатора, а значит, и друг друга, иными словами, – неумение приходить к подлинному взаимопониманию и конструктивному взаимодействию. Исследователи социальных процессов стали ощущать односторонность и ограниченность принятых ранее моделей коммуникации. Появились дополнения и уточнения существующих моделей. Так, например, Р. Бреддок вводит в структуру новые компоненты - цель, с которой говорит коммуникатор и условия, в которых протекает коммуникативный акт.
Модель СК Г. Гербнера
В 1956 году американский исследователь массовой коммуникации Г.Гербнер представляет расширенный вариант модели СК.
Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла:
Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями.
Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид:
Эта модель подразумевает, что человеческая коммуникация может рассматриваться как субъективный, избирательный, изменчивый и непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации выступает как открытая система. Г. Гербнер.
В 1978 г. отечественный ученый П. С. Гуревич предложил продолжить формулу Г. Д. Лассуэлла следующим образом: «Кто получил сообщение – как изменилось его представление – какое отношение сложилось к инициатору коммуникации – как обеспечивалась обратная связь – какой эффект воздействия на самого пропагандиста
Модель Шеннона-Уивера
В конце 40-х годов математик Шеннонсовместно с У. Уивером по заказу лаборатории "Белл Телефон" разрабатывает свою коммуникационной моделью, в которой коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.
Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.
Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера, привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюера, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:
Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение" трансформируется в "сообщение". Отправитель переводит "сообщение" в "информацию" (кодирует), которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.
В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.