Сравнительные характеристикисубстациональной и процессуальной моделей формирования мотивации к добровольческой деятельности




Опираясь на приведенные выше рассуждения, рассмотрим две модели формирования мотивации к добровольчеству: субстациональную модель, ориентированную на действие (работу с проблемой и получение результата), и процессуальную, ориентированную на состояние..

В рамках субстациональной модели мотивирующая группа ставит перед человеком вполне определенную цель и демонстрирует шаблон поведения, приводящий к ее достижению. Обычно “правильность” предлагаемого шаблона поведения обосновывается “авторитетным” мнением. “Авторитет” может быть реальным лицом или группой, символом, абстракцией (в предельном случае - это авторитет Абсолюта). Подкрепляющим фактором является обещание “вознаграждения” при соблюдении правильного паттерна поведения или предостережение о возможных неприятных последствиях в случае отказа от его соблюдения. При частом и регулярном повторении, предлагаемый шаблон интегрируется в поведение, и человек начинает действовать в соответствии с ним.

В рамках процессуальной модели мотивирующая группа вовлекает человека в некий процесс, направленный на резонансное взаимодействие с окружающим(и) в какой-то области смыслов. В ходе этого резонансного взаимодействия человек получает опыт глубоких переживаний (состояний). Дальнейшие действия человека обусловлены этим состоянием, потребность в действии возникает в результате эмпатии. При этом сами действия не могут быть столь однозначно и жестко регламентированы и прогнозируемы, как в субстациональной модели.

Хотя мы сравниваем субстациональную и процессуальную модель формирования мотивации к добровольчеству как некие полюса, на практике обычно используется нечто среднее. Группа, практикующая субстациональную модель вовлечения в действие, в той или иной степени предлагает людям испытать некие состояния. И наоборот, человек из ощущения своей взаимосвязи, из точки единения с чем-то, получает столь сильный импульс к действию, что передает его всем окружающим, заражает своим состоянием всех остальных. Однако, мы опять-таки говорим о том, на чем мотивирующая группа делает основной акцент - на проблеме и действии или на состоянии людей.

Для удобства сравнения и анализа сведем в таблице особенности каждой из моделей в их чистом виде.

Табл. 2

Сравнительные характеристики субстациональной и процессуальной моделей формирования мотивации к добровольческой деятельности

Тип модели Субстациональная Процессуальная модель
Цель мотивирующей группы Решение проблемы (изменение состояния предмета действия или формирование желаемого поведения) Изменение состояния объекта мотивации
Стратегия мотивация Предложение “внутренних и внешних” вознаграждений. Предложение получить опыт глубоких “состояний”
Психологическая основа Социальный обмен Эмпатия, расширенное состояние сознания
Что передается объекту мотивации “Авторитетный” шаблон правильного поведения, позволяющего прийти к поставленной цели. Особая атмосфера, особая энергия среды, позволяющая прийти к нужному состоянию
Каким образом передается Через стандартные каналы информации и рекламы, лозунги, призывы, массовые образовательные программы и т.д. Через участие в совместных и индивидуальных действиях (ритуалах), практиках, формирование субкультуры
Действия объекта мотивации Жестко регламентированы и четко организованы инициатором Являются следствием состояния объекта мотивации, не могут быть заранее четко определены инициатором
Выбор предмета действий Осуществляется мотивирующей группой Осуществляется объектом мотивации и может существенно отличаться от предложенного мотивирующей группой
Требования к мотивирующей группе Должна уметь четко формулировать свою цель, уметь хорошо организовывать действия и разбираться в “системе вознаграждений” Должна ясно и глубоко осознавать свою миссию, быть достаточно гибкой и открытой для обсуждений, уметь заряжать своим “состоянием”
Движущий мотив мотивирующей группы Получение “внутренних и внешних” вознаграждений, реализация определенных личных амбиций Личные ценности, понимание своей миссии, следование правильному пути

Табл. 3

Пример, поясняющий стратегию мотивирующей группы при использовании субстациональной и процессуальной моделей.

Субстациональная модель Процессуальная модель
Цель Стратегия Цель Стратегия
Добиться чистоты в окружающем город лесном массиве Договориться с администрациями близлежащих учреждений (например, школ) об организации субботников, участники которых получат поощрение; договориться с городской (или областной администрацией) о принятии организационно-административных мер, например, перекрытии вьездов в лес транспорту и наложении взысканий на нарушителей Сформировать у жителей города состояние любви к лесу, исходя из которого они естественным образом перестанут мусорить Предложить целевой группе проводить регулярные мероприятия в лесу (например, праздники и ритуалы) предварительно очищая и убирая “ритуальное пространство”; постепенно расширять целевую группу, привлекая к мероприятиям в лесу членов семей, друзей и знакомых представителей целевой группы


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: