Характеристика детей с трудностями в обучении (ЗПР)




МОДУЛЬ 2. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Лекция № 3. Характеристика детей с ограниченными возможностями

План

1. Классификации нарушений развития

2. Характеристика детей с трудностями в обучении (ЗПР)

3. Дети с умственной отсталостью

4. Дети нарушением слуха.

5. Речевые нарушения у детей.

6. Зрительные нарушения у детей

7. Дети с нарушениями двигательной сферы

 

1. Классификации нарушений развития

Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации.

Универсальной классификации в настоящее время нет.

Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития:

(Назаровой Натальи Михайловны):

· причины нарушений;

· виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма:

· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

· сенсорные нарушения (слух, зрение);

· нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Классификации по причинам возникновения нарушения:

· врожденное нарушение развития;

· несчастный случай, стихийное бедствие;

· производственная травма;

· профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

· дорожно-транспортное происшествие;

· участие в боевых действиях;

· экологическое преступление;

· болезнь и пр.

Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

· глухие (неслышащие);

· слабослышащие;

· позднооглохшие;

· незрячие;

· слабовидящие;

· с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

· с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

· с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

· с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);

· с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);

· со сложными недостатками развития.

Характеристика детей с трудностями в обучении (ЗПР)

Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с ЗПР. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несоотвтствиеь, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще в различных формах нарушения поведения.

По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы (явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.

Принципы работы с категорией детей с ЗПР следующие:

· осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;

· предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).

· в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;

· предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;

· уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

· проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи этой категории детей в системе образования организованы специальные коррекционные детские сады и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида, а при массовых общеобразовательных школах - коррекционные классы.

Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3 - 5 лет);

2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).

Прием детей в коррекционное учреждение VII осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный I - II- ые классы, в III- ий класс - в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение с 6-летнего возраста - в 1-ый класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1 класс коррекционного учреждения (нормативный срок освоения - 4 года); с 6-летнего возраста - в подготовительный класс (нормативный срок освоения - 5 лет).

Дети с аномалиями развития: ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения могут обучаться в общеобразовательной школе, желательно в специальных коррекционных классах, так как во всех этих вариантах задержанного развития прогноз в отношении познавательной деятельности относительно благоприятный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: