МОДУЛЬ 2. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Лекция № 3. Характеристика детей с ограниченными возможностями
План
1. Классификации нарушений развития
2. Характеристика детей с трудностями в обучении (ЗПР)
3. Дети с умственной отсталостью
4. Дети нарушением слуха.
5. Речевые нарушения у детей.
6. Зрительные нарушения у детей
7. Дети с нарушениями двигательной сферы
1. Классификации нарушений развития
Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации.
Универсальной классификации в настоящее время нет.
Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития:
(Назаровой Натальи Михайловны):
· причины нарушений;
· виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Классификация по локализации нарушения в определенной системе организма:
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
· сенсорные нарушения (слух, зрение);
· нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Классификации по причинам возникновения нарушения:
· врожденное нарушение развития;
· несчастный случай, стихийное бедствие;
· производственная травма;
· профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
· дорожно-транспортное происшествие;
· участие в боевых действиях;
· экологическое преступление;
· болезнь и пр.
Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
|
· глухие (неслышащие);
· слабослышащие;
· позднооглохшие;
· незрячие;
· слабовидящие;
· с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
· с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
· с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
· с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);
· с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);
· со сложными недостатками развития.
Характеристика детей с трудностями в обучении (ЗПР)
Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с ЗПР. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несоотвтствиеь, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще в различных формах нарушения поведения.
По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы (явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.
Принципы работы с категорией детей с ЗПР следующие:
· осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
· предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
|
· в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
· предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
· уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
· проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи этой категории детей в системе образования организованы специальные коррекционные детские сады и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида, а при массовых общеобразовательных школах - коррекционные классы.
Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3 - 5 лет);
2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).
Прием детей в коррекционное учреждение VII осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный I - II- ые классы, в III- ий класс - в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение с 6-летнего возраста - в 1-ый класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1 класс коррекционного учреждения (нормативный срок освоения - 4 года); с 6-летнего возраста - в подготовительный класс (нормативный срок освоения - 5 лет).
Дети с аномалиями развития: ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения могут обучаться в общеобразовательной школе, желательно в специальных коррекционных классах, так как во всех этих вариантах задержанного развития прогноз в отношении познавательной деятельности относительно благоприятный.